Приложение N 8
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 1 марта 2018 г. N 161
Примерная программа
повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории "D1" для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов
I. Пояснительная записка
Примерная программа повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории "D1" для управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, (далее - Примерная программа) предназначена для лиц, имеющих право на управление транспортным средством подкатегории "D1", в целях последовательного совершенствования указанными лицами профессиональных знаний, умений и навыков для управления транспортным средством подкатегории "D1", оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Примерная программа разработана в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении (с изменениями от 28 сентября 2004 г. вместе с "Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов"), заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 г. (Treaty Series. Volume 1732. New York: United Nations, 1999, P. 396 - 587), Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52 ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000, N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310, N 27, ст. 3881, N 29, ст. 4283, N 30, ст. 4590, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032, N 19, ст. 2319, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4029, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615, 2015, N 24, ст. 3370, N 29, ст. 4359, N 48, ст. 6706, ст. 6723; 2016, N 15, ст. 2066, N 18, ст. 2502, N 27 ст. 4192, ст. 4229; 2017, N 31, ст. 4753) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30, ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, ст. 2933, N 26, ст. 3388, N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72, N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625, N 27, ст. 3951, ст. 3989, N 29, ст. 4339, ст. 4364, N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78, N 10, ст. 1320, N 23, ст. 3289, ст. 3290, N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765) (далее -Федеральный закон N 273-ФЗ), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969), от 20 января 2015 г. N 17 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2015 г., регистрационный N 36710), от 26 мая 2015 г. N 524 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2015 г., регистрационный N 37678), и от 27 октября 2015 г. N 1224 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный N 39682), Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2015 г., регистрационный N 40032), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2017 г., регистрационный N 46324).
Содержание Примерной программы представлено примерным учебным планом, Примерными рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Примерной программы, условиями реализации Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Примерной программы.
Примерный учебный план содержит перечень учебных предметов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Примерные рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Примерная программа содержит организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические условия ее реализации.
Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
На основе Примерной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают программу повышения квалификации водителей транспортных средств подкатегории "D1", предназначенную для лиц, имеющих право на управление транспортным средством подкатегории "D1", в целях последовательного совершенствования указанными лицами профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для управления транспортным средством подкатегории "D1", оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (далее - образовательная программа).
II. Примерный учебный план
Таблица 1
Учебные предметы |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движении |
2 |
2 |
- |
Основы психологии и этики водителя |
2 |
2 |
- |
Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств подкатегории "D1", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов |
2 |
2 |
- |
Использование средств радиосвязи и устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов |
2 |
1 |
1 |
Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством подкатегории "D1" в различных условиях |
18 |
5 |
13 |
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии |
8 |
0 |
8 |
Квалификационный экзамен | |||
Квалификационный экзамен |
2 |
1 |
1 |
Итого |
36 |
13 |
23 |
III. Примерные рабочие программы учебных предметов
3.1. Учебный предмет "Нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движении".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 2
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе регулирующее порядок использования специальных световых и звуковых сигналов |
1 |
1 |
- |
Правовые акты, регламентирующие технические особенности устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов (государственные регистрационные знаки, цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи транспортных средств, оборудованных в соответствии с назначением и принадлежащих соответствующим оперативным службам) |
1 |
1 |
- |
Итого |
2 |
2 |
- |
3.1.1. Законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе регулирующее порядок использования специальных световых и звуковых сигналов.
Нормативные правовые акты, определяющие правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе описывающие порядок использования специальных световых и звуковых сигналов.
Права и обязанности водителей транспортных средств подкатегории "D1", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств.
Нормативные правовые акты, устанавливающие ответственность за нарушения в сфере дорожного движения.
3.1.2. Правовые акты, регламентирующие технические особенности устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов (государственные регистрационные знаки, цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи транспортных средств, оборудованных в соответствии с назначением и принадлежащих соответствующим оперативным службам).
3.2. Учебный предмет "Основы психологии и этики водителя".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 3
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Психологические особенности водителя при управлении транспортным средством подкатегории "D1" | |||
Профессиональная надежность водителя. Управление транспортным средством подкатегории "D1" в экстремальных условиях деятельности |
1 |
1 |
- |
Итого по разделу |
1 |
1 |
- |
Этические основы управления транспортным средством подкатегории "D1" и безопасность движения | |||
Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения. Профессиональная этика водителя |
1 |
1 |
- |
Итого по разделу |
1 |
1 |
- |
Итого |
2 |
2 |
- |
3.2.1. Психологические особенности водителя при управлении транспортным средством подкатегории "D1".
3.2.1.1. Профессиональная надежность водителя. Управление транспортным средством подкатегории "D1" в экстремальных условиях деятельности.
Профессиональные качества водителя транспортного средства подкатегории "D1", оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами. Профессиональная надежность водителя и особенности принятия решений в различных условиях дорожного движения.
Экстремальные условия профессиональной деятельности водителя транспортного средства подкатегории "D1", оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами. Профессиональный стресс, способы его преодоления и профилактика.
3.2.2. Этические основы управления транспортным средством подкатегории "D1" и безопасность движения.
3.2.2.1. Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения. Профессиональная этика водителя.
Этика, мораль и нравственность, основные функции морали. Нормы и принципы как элементы морали и нравственности, их проявления в деятельности водителя транспортного средства. Нравственные коллизии водителя транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, движущегося в транспортном потоке. Нравственная регуляция и профессиональная этика водителя, управляющего транспортным средством подкатегории "D1", оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
3.3. Учебный предмет "Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств подкатегории "D1", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 4
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств подкатегории "D1", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов |
2 |
2 |
- |
Итого |
2 |
2 |
- |
3.3.1. Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств подкатегории "D1", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Обзор технических характеристик эксплуатируемых транспортных средств подкатегории "D1", оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Системы активной безопасности.
3.4. Учебный предмет "Использование средств радиосвязи и устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов" на транспортном средстве подкатегории "D1".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 5
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Использование средств радиосвязи и устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов на транспортном средстве подкатегории "D1" |
2 |
1 |
1 |
Итого |
2 |
1 |
1 |
3.4.1. Использование средств радиосвязи и устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов на транспортном средстве подкатегории "D1".
Особенности использования и технические характеристики средств радиосвязи. Виды устройств, предназначенных для подачи специальных звуковых и световых сигналов, правила установки и обращения с ними.
3.5 Учебный предмет "Теоретические основы и формирование практических навыков безопасного управления транспортным средством подкатегории "D1" в различных условиях".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 6
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Теоретические основы безопасного управления транспортным средством подкатегории "D1" в различных условиях | |||
Основы движения транспортного средства подкатегории "D1" |
1 |
1 |
- |
Тактика безопасного управления транспортным средством подкатегории "D1" |
3 |
3 |
- |
Итого по разделу |
4 |
4 |
- |
Практические навыки безопасного управления транспортным средством подкатегории "D1" в различных условиях | |||
Практическая подготовка |
12 |
- |
12 |
Контраварийная подготовка |
2 |
- |
2 |
Итого по разделу |
14 |
- |
14 |
Итого |
18 |
4 |
14 |
3.5.1. Теоретические основы безопасного управления транспортным средством подкатегории "D1" в различных условиях.
3.5.1.1. Основы движения транспортного средства подкатегории "D1".
Силы, действующие на транспортное средство подкатегории "D1" в различных условиях. Устойчивость и управляемость транспортного средства подкатегории "D1", коэффициент сцепления и его зависимость от различных условий. Занос, причины и способы его устранения. Остановочный и тормозной путь.
3.5.1.2. Тактика безопасного управления транспортным средством подкатегории "D1".
Понятие "закрытый обзор", оперативная и опережающая реакции водителя. Особенности управления на различных скоростях движения.
Взаимодействие с другими участниками дорожного движения.
Типичные дорожно-транспортные ситуации (далее - ДТС) и дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) при движении с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.
Разбор типичных ДТС и ДТП методом ситуационного анализа. Рекомендации водителям.
3.5.2. Практические навыки безопасного управления транспортным средством подкатегории "D1" в различных условиях".
3.5.2.1. Практическая подготовка.
Упражнение 1. Маятник правой рукой и левой с поворотом рулевого колеса на угол 120°.
Упражнение 2. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с подниманием и прохождением другой руки над хватом.
Упражнение 3. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с перехватами в скрестный обозначаемый хват.
Упражнение 4. "Двойной маятник" с поворотом рулевого колеса на угол 240° со скрестным перехватом.
Упражнение 5. Круговое руление со скрестным перехватом в верхнем секторе рулевого колеса.
Упражнение 6. Скоростное руление двумя руками со скрестным перехватом на боковом секторе.
Упражнение 7. Перехват через ладонь.
Упражнение 8. Скоростное руление одной рукой с перехватом через ладонь.
Упражнение 9. Скоростное руление двумя руками.
Упражнение 10. Скоростное руление правой рукой.
Упражнение 11. Скоростное руление левой рукой.
Маневрирование.
Упражнение 1. "Змейка" двумя руками.
Упражнение 2. "Змейка" правой рукой.
Упражнение 3. "Змейка" левой рукой.
Упражнение 4. "Змейка" скоростная двумя руками.
Упражнение 5. Поворот - выравнивание.
Упражнение 6. Маневрирование задним ходом.
Упражнение 7. "Змейка" с изменяющимся шагом.
Упражнение 8. "Змейка" стандартная, руление двумя руками.
Упражнение 9. Разворот восьмерка.
Торможение.
Упражнение 1. Торможение плавное.
Упражнение 2. Торможение прерывистое.
Упражнение 3. Торможение ступенчатое.
Упражнение 4. Торможение комбинированное.
Упражнение 5. Торможение в повороте.
Упражнение 6. Экстренный разгон - экстренное торможение.
Габаритная подготовка.
Упражнение 1. "Маятник" между ограничителями передним и задним ходом.
Упражнение 2. Торможение у препятствия.
Упражнение 3. Габаритные коридоры.
Упражнение 4. Туннельные ворота задним ходом.
Упражнение 5. Габаритные ворота.
3.5.2.2. Контраварийная подготовка.
Упражнение 1. Торможение - занос - выравнивание.
Упражнение 2. Стабилизация автомобиля при заносе задней оси.
Упражнение 3. Стабилизация автомобиля при сносе передней оси.
Упражнение 4. Стабилизация автомобиля при ритмичном заносе.
3.6. Учебный предмет "Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии".
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 7
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП. Средства первой помощи. Аптечка первой помощи (автомобильная). Профилактика инфекций, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека |
0,5 |
- |
0,5 |
Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Извлечение пострадавших из автомобиля. Оптимальные положения тела |
1 |
- |
1 |
Сердечно-легочная реанимация (СЛР). Первая помощь при нарушении проходимости верхних дыхательных путей |
1,5 |
- |
1,5 |
Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях |
1 |
- |
1 |
Первая помощь при травме опорно-двигательной системы |
1 |
- |
1 |
Первая помощь при травме головы. Первая помощь при травме груди. Первая помощь при травме живота |
1 |
- |
1 |
Первая помощь при термических, химических ожогах. Первая помощь при отморожении, переохлаждении |
0,5 |
- |
0,5 |
Первая помощь при политравме |
1,5 |
- |
1,5 |
Итого |
8 |
- |
8 |
3.6.1. Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП. Средства первой помощи. Аптечка первой помощи (автомобильная). Профилактика инфекций, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.
Понятие "первая помощь". Неотложные состояния, требующие проведения мероприятий первой помощи, правила и порядок их проведения. Порядок действий водителя на месте ДТП с пострадавшими. Правила и порядок осмотра места ДТП, вызова скорой медицинской помощи.
Использование средств из аптечки первой помощи (автомобильной) и подручных средств первой помощи для проведения искусственного дыхания способом "рот-устройство-рот" (лицевая маска с клапаном), временной остановки наружного кровотечения (кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства стерильные, нестерильные), иммобилизации, индивидуальной защиты рук, согревания пострадавших.
Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи. Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.
3.6.2. Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля. Оптимальные положения тела.
Правила и порядок осмотра пострадавшего. Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания, кровообращения. Отработка порядка осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника.
Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля. Отработка быстрого извлечения пострадавшего из автомобиля.
Понятие о "положении полусидя", "противошоковом положении", "устойчивом боковом положении". Отработка приемов придания пострадавшим оптимальных положений тела при сильном кровотечении, травматическом шоке, при травме головы, груди, живота, таза, позвоночника (в сознании, без сознания). Отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение.
Отработка приемов перекладывания пострадавшего различными способами.
3.6.3. Сердечно-легочная реанимация (СЛР). Первая помощь при нарушении проходимости верхних дыхательных путей.
Достоверные признаки клинической смерти. Сердечно-легочная реанимация. Критерии эффективности СЛР. Ошибки и осложнения СЛР. Показания к прекращению СЛР.
Отработка приемов определения сознания, дыхания, кровообращения. Отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей: запрокидывание головы с выдвижением подбородка, очищение ротовой полости от видимых инородных тел. Отработка приемов искусственного дыхания "рот ко рту", "рот к носу" с применением устройств для искусственного дыхания. Отработка приемов давления руками на грудину пострадавшего взрослому и ребенку. Отработка техники проведения СЛР в соотношении 30 надавливаний: 2 вдоха (30:2). Особенности СЛР у детей. Перевод пострадавшего в устойчивое боковое положение. Решение ситуационных задач.
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребенку. Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.
3.6.4. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях.
Виды кровотечений: наружное, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки кровопотери. Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении. Понятие о травматическом шоке, причины, признаки, порядок оказания первой помощи. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока.
Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения: прямого давления на рану, пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); максимальное сгибание конечности в суставе; наложение давящей повязки на рану; наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), правила наложения. Отработка порядка оказания первой помощи при травматическом шоке: устранение основной причины травматического шока (временная остановка кровотечения, выполнение простейших приемов обезболивания), восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей, придание противошокового положения, согревание пострадавшего. Простейшие приемы обезболивания: придание физиологически выгодного (удобного) положения, иммобилизация, охлаждение места травмы.
Правила и порядок оказания первой помощи при ранениях. Мероприятия первой помощи при ранениях: остановка кровотечения, наложение повязки, обезболивание (простейшие приемы). Наложение повязок на различные анатомические области тела человека. Правила, особенности, отработка приемов наложения повязок. Решение ситуационных задач.
3.6.5. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы.
Основные признаки повреждения опорно-двигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых переломов. Принципы и порядок оказания первой помощи.
Отработка приемов первой помощи при открытых и закрытых переломах. Иммобилизация подручными средствами при скелетной травме верхних и нижних конечностей: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, бедренной кости, костей голени. Аутоиммобилизация верхних и нижних конечностей. Наложение шейной шины, изготовленной из подручных материалов. Типичные ошибки иммобилизации.
Основные проявления травмы шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника с повреждением спинного мозга, без повреждения спинного мозга. Оптимальные положения тела, особенности перекладывания. Основные проявления травмы таза. Отработка приема придания оптимального положения тела пострадавшему с травмой таза, приемы фиксации костей таза. Решение ситуационных задач.
3.6.6. Первая помощь при травме головы. Первая помощь при травме груди. Первая помощь при травме живота.
Травма головы, порядок оказания первой помощи. Наложение повязок на раны волосистой части головы, при травмах глаза, уха, носа.
Основные проявления черепно-мозговой травмы. Порядок оказания первой помощи. Отработка приемов оказания первой помощи пострадавшему с черепно-мозговой травмой. Придание оптимального положения тела пострадавшему в сознании, без сознания. Наложение повязки при подозрении на открытый перелом костей черепа.
Травма груди, основные проявления, понятие об открытом пневмотораксе, острой дыхательной недостаточности. Порядок оказания первой помощи. Отработка приемов и порядка оказания первой помощи пострадавшему с травмой груди. Наложение повязки при открытой травме груди. Наложение повязки при наличии инородного тела в ране груди. Придание оптимального положения тела пострадавшему при травме груди.
Травма живота, основные проявления. Порядок оказания первой помощи. Отработка приемов оказания первой помощи при закрытой и открытой травмах живота, при наличии инородного тела в ране и выпадении в рану органов брюшной полости. Решение ситуационных задач.
3.6.7. Первая помощь при термических, химических ожогах. Первая помощь при отморожении, переохлаждении.
Ожоговая травма, первая помощь.
Виды ожогов, основные проявления. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, отравление угарным газом и продуктами горения, основные проявления. Отработка приемов и порядка оказания первой помощи при термических и химических ожогах, ожоге верхних дыхательных путей.
Холодовая травма, первая помощь.
Виды холодовой травмы. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), порядок оказания первой помощи, способы согревания. Основные проявления отморожения, оказание первой помощи. Решение ситуационных задач.
3.6.8. Первая помощь при политравме.
Решение ситуационных задач для повторения и закрепления приемов и порядка оказания первой помощи пострадавшим в ДТП с единичными и множественными повреждениями.
IV. Планируемые результаты освоения Примерной программы
4.1. В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны знать:
нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
основы психологии и этики водителя;
технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств подкатегории "D1", оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
теоретические основы безопасного управления транспортным средством подкатегории "D1" в различных условиях.
В результате освоения Примерной программы обучающиеся должны уметь:
пользоваться средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
управлять транспортным средством подкатегории "D1", оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в различных условиях;
оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
V. Условия реализации Примерной программы
5.1. Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию образовательной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут).
Практическая и контраварийная подготовка проводятся вне сетки учебного времени в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
К прохождению практической и контраварийной подготовки допускаются водители транспортных средств, имеющие российские национальные водительские удостоверения, подтверждающие право на управление транспортными средствами подкатегории "D1" 1, а также медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, форма и порядок выдачи которого устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации 2.
5.2. Кадровые условия реализации Примерной программы.
Реализация Примерной программы обеспечивается педагогическими работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также лицами, привлекаемыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность, к реализации Примерной программы на иных условиях.
Квалификация педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
5.3. Информационно-методические условия реализации Примерной программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
5.4. Материально-технические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать образовательную деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и охраны здоровья обучающихся, доступ обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям).
Транспортные средства подкатегории "D1", используемые для практической и контраварийной подготовки, должны быть представлены механическими транспортными средствами, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень учебно-наглядных пособий 3
Таблица 8
Наименование учебно-наглядных пособий |
Единица измерения |
Количество |
Правила дорожного движения Российской Федерации |
шт. |
3 |
Дорожно-транспортные ситуации, возникающие при движении транспортного средства подкатегории "D1" с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами |
комплект |
1 |
Системы активной безопасности транспортного средства подкатегории "D1" |
комплект |
1 |
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях для водителей |
комплект |
18 |
Учебные фильмы по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях |
комплект |
1 |
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, оптимальные положения тела пострадавшего, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме |
комплект |
1 |
VI. Система оценки результатов освоения Примерной программы
Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений 4.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам примерного учебного плана (раздел II Примерной программы).
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, состоит из проверки умения управлять транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя 5.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность на бумажных и (или) электронных носителях.
VII. Учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы
Учебно-методические материалы представлены:
Примерной программой;
образовательной программой, утвержденной руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
------------------------------
1Абзац 2 пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
2Форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами и порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2016 г., регистрационный N 41376).
3 Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.
4Часть 3 статьи 74 Федерального закона N 273-ФЗ.
5Статья 60 Федерального закона N 273-ФЗ.