Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 21.03.2018 N 09-406
Методические рекомендации
по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы в субъектах Российской Федерации*(1)
Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, государственное управление в сфере молодежной политики, а также образовательных организаций и призваны помочь при планировании и реализации мероприятий в соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы (далее - Комплексный план).
1. Методические рекомендации
по планированию мероприятий Комплексного плана
1.1. Рекомендации по планированию
антитеррористической деятельности среди детей и молодежи в субъектах Российской Федерации
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:
- информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);
- культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога).
При планировании мероприятий по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде необходимо предусмотреть в каждом регионе (муниципалитете) субъектов Российской Федерации мероприятие по конкретному направлению, лишь в этом случае выполнение Комплексного плана будет эффективным и иметь положительные результаты.
Перечисленные выше направления реализации Комплексного плана предполагают следующие форматы проведения мероприятий:
- информационно-просветительские встречи (п. 2.2 р. 2 [а], п. 2.3 р. 2 [г]*(2));
- фестивали и культурно-просветительские мероприятия по антитеррористической тематике и проблематике межнационального и межконфессионального согласия (п. 2.6 р. 2, п. 2.12 р. 2, п. 2.8 р. 2);
- тематические конкурсы для СМИ (п. 2.10 р. 2);
- подготовка произведений антитеррористической направленности (п. 2.3 р. 2 [б]);
- создание обучающих программ (п. 4.6 р. 4);
- социологические исследования для изучения общественного мнения в области противодействия терроризму и разработка рекомендаций для НАК (п. 4.3 р. 4).
Информационно-просветительские встречи
При планировании информационно-просветительских встреч в качестве целевой аудитории мероприятий рекомендуется рассматривать школьников-старшеклассников и студентов, т.е. основную целевую аудиторию воздействия со стороны радикальных движений. В данном случае нецелесообразно выбирать в качестве целевой аудитории педагогическое сообщество, сотрудников ведомственных организаций (см. таблицу 1).
Таблица 1
Информационно-просветительские встречи
Целевая аудитория |
Школьники 8-11-х классов, учащиеся ссузов, студенты вузов |
Организатор |
Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
Не более 25-30 человек (класс, учебная группа) |
Формат мероприятия |
Лекция с элементами беседы, пресс-конференция, мастер-класс, тренинг и т.п. |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Листовка, плакат, интервью, газета (в т.ч. школьная, вузовская и т.п.), журнал, мероприятие для учащихся младших классов (курсов) и т.д. |
Количество |
Не менее двух раз в год в каждом регионе |
Это могут быть встречи детей и молодежи с представителями антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (далее - АТК), Национального антитеррористического комитета (далее - НАК), ФСБ, сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД России. Также к этой группе можно отнести проведение различных слетов, конференций, организацию дискуссионных клубов и т.д.
Итогом встречи может быть одобренная всеми ее участниками резолюция или меморандум о дальнейших намерениях участников, перечень правил медиабезопасности, разработанный участниками и опубликованный в школьных и (или) студенческих СМИ и интернет-сообществах (со ссылками URL).
Информационно-просветительские встречи могут носить индивидуальный и массовый характер и обязательны для групп риска (обучающихся 8-11-х классов, студентов 1-2-го курсов). В качестве инициаторов таких встреч могут выступать администрации образовательных учреждений, молодежные организации, а также культурно-просветительские организации. При проведении встреч рекомендуется, чтобы количество участников-слушателей не превышало 25-30 человек, поскольку это позволит выступающему держать связь со всей аудиторией. Докладчиком может быть не только приглашенный специалист, но и подготовленный школьник или студент, так как горизонтальное общение (участники - представители одного социального уровня) может быть более эффективным, чем вертикальное (участники - представители разных социальных уровней).
Одной из главных составляющих таких информационно-просветительских встреч должна быть обратная связь по обсуждаемым вопросам и представленным материалам (просветительским брошюрам, кинофильмам, видеороликам). В данном случае под обратной связью понимается реакция участников встречи на озвученные вопросы, собранная в виде анкет или онлайн-опросов. Рекомендуется включать в отчетную документацию по проведенным мероприятиям аналитические материалы по собранным отзывам.
Фестивали и культурно-просветительские мероприятия по антитеррористической тематике
При планировании тематических фестивалей и культурно-просветительских мероприятий необходимо обратить внимание на организацию в их рамках круглых столов, тематических встреч с представителями диаспор и этносов, проживающих в субъекте. Одним из планируемых результатов фестивалей и культурно-просветительских мероприятий может быть резолюция участников, включающая в себя решения молодежных организаций по антитеррористическому и антиэкстремистскому просвещению. Данные о проведенных в рамках Комплексного плана мероприятиях рекомендуется публиковать в общедоступных источниках: СМИ, интернет-сайтах мероприятий, сообществах в социальных сетях (таблица 2).
Таблица 2
Фестивали и культурно-просветительские мероприятия
Целевая аудитория |
Школьники 1-11-х классов, учащиеся ссузов, студенты вузов |
Организатор |
Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
Зависит от формата мероприятия: от 10 человек до нескольких тысяч |
Формат мероприятия |
Фестиваль, концерт, экскурсия, лекция с элементами беседы, пресс-конференция, мастер-класс, тренинг, уроки медиабезопасности и т.п. |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Листовки, плакаты, видеоролики, анимационные ролики, интервью, газета (в т.ч. школьная, вузовская и т.п.), журнал, мероприятие для учащихся младших классов (курсов) и т.д. |
Количество |
Не менее двух раз в год в каждом регионе |
Пример. Международный фестиваль "Дружба народов в Уральском федеральном" (Свердловская область); интернациональный студенческий фольклорный праздник "Планета Юго-Запад" (Москва); форум детских и молодежных общественных объединений "Россия начинается с тебя" (Омская область).
В целях вовлечения молодежи в общественно значимую деятельность по профилактике терроризма и экстремизма проводятся фестивали, в том числе подразумевающие создание целевой аудиторией мероприятий антитеррористического контента (видеороликов, плакатов, рисунков, лозунгов), предназначенного для профилактики и идеологического противодействия экстремизму и терроризму в сети Интернет.
Одним из успешных примеров такой деятельности может служить организованный в 2017 году Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет фестиваль социальных видеороликов "Я против экстремизма", в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Присланные на конкурс видеоролики должны были соответствовать антитеррористической или антиэкстремистской проблематике, вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма, роли молодежного сообщества в профилактике экстремизма.
В результате таких мероприятий участники могут ориентироваться в культурном многообразии региона, понимать ценности различных национальностей, что в конечном итоге формирует уважительное отношение к представителям различных этносов.
Тематические конкурсы для СМИ
При организации и проведении тематических конкурсов для СМИ рекомендуется расширить трактовку п. 2.10 р. 2 Комплексного плана, который подразумевает организацию всероссийских конкурсов по антитеррористической тематике, и допускать к участию начинающих журналистов: авторов текстов в студенческих и школьных СМИ, официальных сайтах школ, ссузов, вузов. Принимать к рассмотрению также публикации в официальных сообществах учебных заведений в социальных сетях, блогах и т.д. (таблица 3).
Таблица 3
Тематические конкурсы для СМИ
Целевая аудитория |
Журналисты, школьники 8-11-х классов, учащиеся ссузов, студенты вузов |
Организатор |
Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
От 10 человек |
Формат мероприятия |
Онлайн/офлайн |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Публикации, размещенные на сайте конкурса или опубликованные в сборнике (в т.ч. электронном) |
Количество |
Не менее одного раза в год в каждом регионе |
К примеру, во многих субъектах Российской Федерации проводятся конкурсы на лучшее освещение темы противодействия идеологии терроризма и экстремизма, гармонизации межнациональных отношений и развития толерантности в средствах массовой информации и конкурс социального видеоролика по антитеррористической и антиэкстремистской тематике.
Один из важных итогов данных мероприятий - размещение в открытом доступе большого количества качественных публикаций антитеррористической и антиэкстремистской направленности.
Подготовка произведений антитеррористической направленности
Подготовка произведений антитеррористической направленности предполагает создание медиаконтента, в т.ч. текстов (таблица 4).
Таблица 4
Подготовка произведений антитеррористической направленности
Целевая аудитория |
Школьники 1-11-х классов, учащиеся ссузов, студенты вузов |
Организатор |
Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
Зависит от формата мероприятия: от 10 человек до нескольких тысяч |
Формат произведения |
Книги, статьи, комиксы, видеоролики, анимационные ролики, инфографика, школьная или студенческая газета и т.д. |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Книги, статьи, комиксы, видеоролики, анимационные ролики, инфографика, школьная или студенческая газета и т.д. |
Количество |
Не менее одной позиции в течение года в каждом регионе |
Примеры: социальный ролик "Против терроризма", созданный студентами Саратовского государственного технического университета (2017 год)*(3); издание информационно-методического сборника "Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения" (Иркутская область, 2016).
Обучающие программы
Разработка и реализация обучающих программ обусловлена, прежде всего, основной задачей обеспечения у детей и молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма - проведением просветительской деятельности.
В этой связи обучающие программы должны учитывать:
- различные целевые аудитории - от школьников до специалистов органов исполнительной власти;
- различные виды работ - от проведения разовых лекций до постоянно реализуемых образовательных программ.
Просветительская работа реализуется через разработку и внедрение специальных дополнительных образовательных программ, методических рекомендаций и учебных пособий для использования в:
- образовательном процессе школьников и студентов;
- повышении квалификации педагогов и государственных и муниципальных служащих;
- информационно-разъяснительной работе с родителями учащихся.
Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации направлены разработанные совместно с Федеральным институтом развития образования, образовательными организациями высшего образования образовательные программы, к примеру: "Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма", "Угрозы, формируемые распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма".
Образовательные организации реализуют модули образовательных программ, которые встраиваются в образовательный процесс. Например, "История возникновения и развития религиозного экстремизма, а также противодействия ему", "Анализ работы террористических организаций и практические рекомендации по распознанию и упреждению вербовки", "Психологические аспекты экстремизма и терроризма" и т.д.
Также разработаны методические рекомендации по организации деятельности, направленной на межнациональное и межконфессиональное согласие; предупреждению ксенофобии и деструктивных настроений среди молодежи, которые должны учитываться при преподавании предметов Комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных организациях.
При разработке образовательных программ и модулей образовательных программ следует также использовать материалы, размещаемые на специализированном федеральном интернет-ресурсе "Наука и образование против террора", созданном на базе Южного федерального университета.
Вопросы, связанные с противодействием идеологии терроризма, также должны встраиваться в образовательную программу курса "Основы безопасности жизнедеятельности", изучаемого в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования.
Следует учитывать разработанные совместно с Минкомсвязью России и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (письмо от 28 апреля 2014 г. N ДЛ-115/03).
В последнее время особо актуальна проблема социально-психологического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением, в том числе из семей участников бандформирований. По названной тематике Минобрнауки России направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации, которые возможно взять за основу обучающих программ для родителей, социальных педагогов.
В 2017 году в Ростовской области в рамках созданного регионального общественного движения "Интернет без угроз" был разработан образовательный курс "Профилактика экстремизма и идеологии терроризма и других информационных угроз в молодежной среде посредством сети Интернет" для всех желающих принять активное участие в борьбе с нежелательным контентом. Целью программы является содействие развитию гражданского самосознания пользователей сети Интернет, распространению полезного контента и помощи правоохранительным органам в вопросах, связанных с поиском противоправного контента в сети Интернет. Обучение предполагало рассмотрение вопросов нормативного обеспечения антитеррористической и антиэкстремистской деятельности, формирование психологической и гражданской готовности участников движения, знакомство с навыками проектной работы*(4).
В ходе реализации обучающих программ важно проводить анкетирование для изучения мнения, оценки и принятия решений по внесению корректив по данному направлению работы (примерная форма анкеты представлена в таблице 5):
Таблица 5
Анкета опроса
Социологические исследования для изучения общественного мнения в области противодействия терроризму
При проведении социологических исследований рекомендуется использовать аудиторный подход, предполагающий проведение опросов и анкетирования в различных возрастных группах, в том числе с использованием возможностей сети Интернет. В первую очередь целью таких исследований могут быть заявлены: выявление степени знакомства целевой аудитории с радикальными идеологиями, уровень толерантности, знание культурных особенностей региона и др. Аналитические материалы, составленные на основе изучения результатов исследования с описанием методики, обязательно включать в отчетные материалы для Минобрнауки России и АТК в целях их учета в планировании или коррекции работы.
Примеры: "Социологическое исследование по вопросам профилактики и противодействия идеологии экстремизма и терроризма" (Амурская область), "Комплексное социологическое исследование среди обучающихся ПетрГУ по изучению уровня информированности и отношения к идеологии экстремизма и терроризма" (Республика Карелия).
Таблица 6
Социологические исследования для изучения общественного мнения в области противодействия терроризму
Целевая аудитория |
Школьники 8-11-х классов, учащиеся ссузов, студенты вузов |
Организатор |
Образовательные учреждения, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
Зависит от формата мероприятия: от 25 человек до нескольких тысяч |
Формат мероприятия |
Онлайн/офлайн |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Разработанная анкета, аналитический отчет по итогам проведенного исследования |
Количество |
Не менее одного раза в год в каждом регионе |
1.2. Рекомендации по представлению информации в отчете о ходе выполнения мероприятий Комплексного плана
Отчет представляется в виде заполненной таблицы (см. таблицу 7).
Таблица 7
Отчет о выполнении мероприятий Комплексного плана
Не допускается изменение таблицы: нельзя убирать строки и столбцы, изменять нумерацию пунктов.
Таблица заполняется шрифтом Times New Roman, 12 пт, интервал - 1,5.
Отчетную документацию необходимо присылать в следующих форматах:
- заполненная таблица в формате XLS (MS Office Excel);
- сопроводительное письмо с подписью ответственного лица и контактами для уточнения информации в формате PDF.
Каждое мероприятие оформляется отдельной строкой.
Таблица присылается с заполненными столбцами 1-2. Название пунктов оставлять в неизменном виде (не перефразировать).
Каждый из столбцов 3-11 должен быть заполнен регионом.
В столбце 3 "Проведенные в субъекте РФ мероприятия" перечисляются мероприятия, проведенные в регионе за отчетный период (календарный год). Обязательно обозначается форма мероприятия (фестиваль, конкурс, встреча и т.д.) и название.
Примеры: социологическое исследование "Диагностика и прогнозирование рисков в этноконфессиональной сфере автономного округа"; межрегиональный слет юных патриотов России кадетских корпусов, суворовских училищ, лицеев, патриотических клубов "Равнение на Победу"; конкурс на лучшее освещение темы противодействия идеологии терроризма и экстремизма, гармонизации межнациональных отношений и развития толерантности в средствах массовой информации "Чувашия против террора".
В столбце 4 "Дата (сроки) проведения" пишутся конкретные даты с указанием дня, месяца и года. Не допускается указание сроков в формате "апрель-май 2016 г.". Пример: 14.02.2016; 22-23.04.2016; 15.03 - 25.04.2016.
В столбце 5 "Место проведения" указывается населенный пункт (город, село, поселок городского типа, станица, хутор, аул и т.д.), учреждение-организатор.
Пример: г. Ростов-на-Дону, организаторы: ЮФУ, ДГТУ, НЦПТИ; г. Морозовск, МОУ СОШ N 1.
В столбце 6 "Категория и количество участников" указывается та целевая аудитория, на которую направлено конкретное мероприятие.
Пример: школьники 8-10-х классов; студенты 1-2-го курса; молодежь 18-25 лет. Количество указывается точно, без использования слов "более", "не менее", "свыше".
Пример: 48 человек, 97 человек; 135 человек.
В столбце 7 "Результат мероприятия" размещаются ссылки на электронные ресурсы, созданные в результате реализации проектов по Комплексному плану, ссылки на страницы сообществ в социальных сетях и на образовательных порталах в сети Интернет (при организации фестивалей, например).
Также оценить эффективность проводимой деятельности позволят дополнительные материалы к отчету: сценарии мероприятий, резолюции научных конференций, круглых столов, семинаров, аудиовизуальные материалы, разработанные в субъектах. Данные материалы необходимо поместить в приложении.
Пример: издан сборник методических материалов "Организация работы в ОО, направленной на межнациональное согласие, противодействие этнической и религиозной нетерпимости" (100 экз.); разработано 8 проектов на тему "Культура межнационального общения"; повышение квалификации прошли 74 педагога ДПО.
В столбце 8 "Освещение в СМИ" указываются ссылки на публикации в СМИ (пресс-релизы, пост-релизы, статьи, обзоры, интервью, заметки). СМИ в данном случае трактуются широко и включают не только газеты, журналы, телевидение, но и блоги, официальные группы образовательных учреждений, общественных организаций в соцсетях.
Пример: информация размещена на сайте Министерства образования и науки Мурманской области: http://minobr.govmurman.ru/activities/mto/kbou/inf_bez.
В столбце 9 "Запланированные мероприятия" перечисляются мероприятия, которые планируется провести в следующем отчетном периоде. Обязательно обозначается форма мероприятия (фестиваль, конкурс, встреча и т.д.) и название. Оформляется данная информация так же, как в столбце 3 "Проведенные в субъекте РФ мероприятия".
В столбце 10 "Запланированные публикации в СМИ" указывается количество и тип планируемых публикаций по каждому запланированному мероприятию.
Пример: три видеоролика в популярном сообществе региона, одна публикация в региональной газете.
В столбце 11 "Дата (сроки) проведения" допускается указание сроков без конкретных дат, за исключением тех случаев, когда есть привязка к какому-либо событию.
Пример: август 2017 г.; сентябрь-октябрь 2017 г.; 03.09.2017.
В рамках одного отчета недопустимо указывать одно и то же мероприятие в нескольких пунктах Комплексного плана. Для каждого пункта Комплексного плана необходимо разработать новое событие.
Данный отчет необходимо один раз в полугодие направлять в Минобрнауки России.
2. Методические рекомендации
по информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана
2.1. Рекомендации по стратегическому планированию информационного сопровождения
Под информационным сопровождением мероприятий Комплексного плана понимается деятельность по обеспечению максимально широкого информационного освещения антитеррористической деятельности в традиционных СМИ и сети Интернет.
Необходимость информационного сопровождения обусловлена растущей активностью радикальных группировок в информационном пространстве в целом. При этом антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность остается неизвестной и непрозрачной для гражданского общества.
Планирование информационного сопровождения предполагает два уровня:
- стратегическое планирование;
- реализация выработанной стратегии.
Основные принципы информационного сопровождения мероприятий Комплексного плана основываются на базовых принципах:
- акцентирование внимания на мероприятиях, рассчитанных на массовую аудиторию;
- создание и поддержка информационного фона;
- оценка эффективности.
Основная задача информационного сопровождения - донесение сообщения до максимального числа представителей целевой аудитории (это группы риска: старшеклассники, обучающиеся профессиональных образовательных организаций и студенты).
При планировании информационного сопровождения мероприятий в рамках Комплексного плана региональным министерствам рекомендуется учитывать следующие аспекты:
- целевая аудитория СМИ и интернет-ресурсов, на которых размещаются пресс-релизы и новости о прошедших событиях, должна совпадать с целевой аудиторией организуемых мероприятий Комплексного плана;
- заблаговременное информирование предполагает рассылку пресс-релиза мероприятия, а также отдельную работу с интернет-сообществами;
- периодичность выхода публикаций определяет план-график реализации Комплексного плана;
- в рамках информационного сопровождения могут быть организованы отдельные медиасобытия (пресс-конференции, брифинги, PR-акции);
- тематика публикаций в рамках информационного сопровождения должна совпадать с тематикой организуемых мероприятий.
Результатом взвешенного планирования информационного сопровождения является утвержденный медиаплан. Медиаплан - это целевой, программный документ, определенным образом структурированный, и представляющий собой систему расчетов, обоснований, описание мер и действий по работе со средствами массовой информации с учетом максимальной эффективности.
Планирование информационного сопровождения условно можно разделить на четыре этапа.
1. Анализ информационного поля
На данном этапе необходимо изучить интернет-ресурсы и СМИ, которым отдает предпочтение целевая аудитория мероприятий Комплексного плана, выявить особенности популярных публикаций. Рекомендуется выработать набор характеристик публикуемых материалов, способных привлечь большую часть целевой аудитории (тип материала - видеоролик, аудиозапись, фоторепортаж и др.).
2. Принятие решения об охвате аудитории
Понятия охвата и частоты относятся к базовым понятиям медиапланирования. Охват носителя (или схемы размещения) - это число лиц целевой аудитории, которые познакомятся с публикацией хотя бы один раз за определенный период (в процентах или в абсолютных числах). Например, посещаемость официального сайта регионального министерства составляет 3000 уникальных посетителей в день, из них к целевой аудитории (студенты) относится 1500 пользователей. То есть охват целевой аудитории за сутки для публикации равен 1500 человек. При оценке данного показателя необходимо выделить каналы распространения информации с максимальным охватом целевой аудитории.
3. Сравнительный анализ и выбор носителей для публикаций антитеррористической и антиэкстремистской направленности
Решение о выборе медиа для размещения публикаций следует принимать исходя из конкретного мероприятия. Например, информация о заседании региональной АТК будет интересна для муниципальных властей, руководителей образовательных организаций, поэтому ее размещают на официальных интернет-ресурсах, в региональных СМИ. В то время как информация о кинофорумах, фестивалях интересна активной молодежи, поэтому ее необходимо размещать в тематических интернет-сообществах и социальных сетях.
4. Разработка схем размещения антитеррористических и антиэкстремистских материалов
Схема размещения публикаций антитеррористической и антиэкстремистской направленности составляется таким образом, чтобы достичь максимально возможного охвата целевой аудитории. При этом желательно выбирать СМИ и интернет-площадки, аудитория которых не пересекается, а также планировать публикации для одной и той же целевой аудитории не реже одного раза в месяц.
Медиаплан информационного сопровождения мероприятий Комплексного плана может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 8). С ее помощью региональные министерства смогут отслеживать периодичность публикаций антитеррористического и антиэкстремистского характера, охват, а также эффективность использования медиа. Данные из таблицы вносятся в столбец 10 "Запланированные публикации в СМИ" отчета, передаваемого в НАК и региональную антитеррористическую комиссию, в соответствии с запланированными мероприятиями на следующий отчетный период. Медиаплан составляется ответственным сотрудником подписывается руководителем, курирующим эту работу (министр, глава департамента).
Таблица 8
Медиаплан информационного сопровождения мероприятий Комплексного плана
2.2. Рекомендации по реализации выбранной стратегии информационного сопровождения
Реализация стратегии информационного сопровождения предполагает планомерную работу с различными медиа. Рекомендуется обратить внимание на то, что информация об антитеррористической и антиэкстремистской деятельности должна быть запоминающейся и появляться с определенной периодичностью.
Сопровождение отдельного мероприятия Комплексного плана может быть реализовано следующим образом.
1. Анонс мероприятия - рассылка первичного сообщения (это может быть пресс-релиз) для СМИ и размещение сообщения на региональном интернет-ресурсе (сайт регионального министерства, официальная группа вуза, ссуза в социальных сетях) - за месяц до даты проведения.
Анонс мероприятия представляет собой информационное сообщение, отвечающее на вопросы: что, где, когда и кто проводит. Информация может предоставляться дозированно, обязательный элемент - наличие прямых контактов организаторов.
Уважаемые коллеги! |
Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в период с 1 мая 2017 года по 31 ноября 2017 годе проводит всероссийский Фестиваль социальных видеороликов "Я против экстремизма" онлайн, направленный на вовлечение молодежи в общественно значимую деятельность по профилактике терроризма и экстремизма (далее - Фестиваль). Приглашаем студентов, представителей молодежных СМИ и информационных центров возглавляемой вами образовательной организации принять участие в Фестивале. Телефон оргкомитета Фестиваля: *** Адрес электронной почты: *** Подробные условия участия в Фестивале доступны на сайтах: *** |
С уважением, Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет |
Сайт: НЦПТИ.рф. Группа ВКонтакте: vk.com/ncpti_rnd. Страница в twitter: twitter.com/ncpti_ru. |
2. Краткий пресс-релиз - рассылка для СМИ и размещение на интернет-ресурсах - за две недели до даты проведения мероприятия.
Краткий пресс-релиз представляет собой расширенное информационное сообщение, завершается приглашением представителей СМИ (как вариант - блогеров) посетить мероприятие.
3. Подробный пресс-релиз - рассылка для СМИ и размещение на интернет-ресурсах - накануне даты проведения мероприятия.
Подробный пресс-релиз включает в себя информационное сообщение, программу мероприятия с акцентированием конкретных событий, чтобы представители медиа могли ориентироваться в происходящем на мероприятии. Обязательный элемент - представление докладчиков мероприятий, основных участников.
4. Онлайн-трансляция мероприятия - для пользователей сети Интернет - в даты проведения мероприятия на интернет-ресурсах и в официальных группах в социальных сетях.
Онлайн-трансляция мероприятия в сети Интернет предполагает информирование пользователей о происходящем и может быть трех типов: видео-, аудио- или текстовой. Допускается комментированный онлайн-фоторепортаж.
5. Заключительный пресс-релиз с комментариями участников размещается в день завершения мероприятия или на следующий день.
Заключительный пресс-релиз представляет собой отчет (или репортаж) с прошедшего мероприятия со сведениями об участниках, обсужденных вопросах, ключевых событиях, включает комментарии участников о прошедшем событии, сопровождается фото-, видео- или аудиоматериалами.
Примерный текст пресс-релиза (пост-релиза)
29 января 2018 года состоялось открытие площадки образовательной программы движения "Интернет без угроз". |
В координационный совет движения вошли представители Правительства, антитеррористической комиссии, Минобразования, комитета по молодёжной политике Ростовской области, прокуратуры, следственного управления Следственного комитета, Главного управления МВД, УФСБ России по Ростовской области, Роскомнадзора, а также других заинтересованных ведомств. В торжественном открытии образовательной программы на базе ГБПОУ РО "Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики" (РКСИ) приняли участие: начальник службы по обеспечению деятельности антитеррористической комиссии Ростовской области Благинин Александр Михайлович, начальник отдела среднего профессионального образования и взаимодействия с учреждениями высшего образования Минобразования Ростовской области Сухенко Андрей Дмитриевич, директор НЦПТИ Чурилов Сергей Анатольевич, директор РКСИ Горбунов Сергей Николаевич, инспектор по особым поручениям отдела по делам несовершеннолетних управления участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Ростовской области Романченко Татьяна Викторовна и другие приглашенные лица. Обучение предполагает рассмотрение вопросов нормативного обеспечения антитеррористической и антиэкстремистской деятельности, формирование психологической и гражданской готовности участников движения и пройдет с 29 января по 9 февраля 2018 года. Затем планируется еще несколько сессий для желающих принять активное участие в борьбе с нежелательным контентном. |
В рамках обучающей программы, предусмотренной для участников движения, будут проведены лекции и тренинги по следующим темам: - особенности законодательной базы в сфере регулирования практики терроризма и экстремизма; - практика применения законодательной базы в сфере распространения идей терроризма и экстремизма; - виды противоправного контента в сети Интернет; - методы выявления противоправного контента; - способы психологического воздействия для противодействия вовлечению в деятельность террористических и экстремистских организаций; - навыки эффективной интернет-коммуникации; - практика создания и распространения позитивного контента; - основы проектной работы. Основная цель молодежного движения "Интернет без угроз" - содействие развитию гражданского самосознания пользователей сети Интернет, распространению полезного контента и помощи правоохранительным органам в вопросах, связанных с поиском противоправного контента в сети Интернет. |
Чурилов С.А.: "Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет планирует развивать движение для неравнодушных молодых людей, которые хотят содействовать блокировке записей, нарушающих российское законодательство, для тех, кто планирует связать свою профессиональную деятельность с борьбой с экстремизмом, для молодых людей, которые специализируются в области лингвистики и хотят попрактиковаться в анализе и поиске противоправного контента". |
При проведении массовых мероприятий регионального значения по антитеррористической и антиэкстремистской тематике рекомендуется прибегать к специальным пресс-мероприятиям: пресс-подходы во время мероприятия или пресс-конференции, брифинг и др. Работа СМИ при этом может строиться отдельно - в зависимости от поступающих запросов журналистов могут быть организованы интервью, пресс-завтраки и другие мероприятия.
Вся деятельность по информационному сопровождению мероприятий антитеррористической и антиэкстремистской направленности должна быть оценена с учетом эффективности, которая предполагает количественные и качественные оценки. Количественный показатель измеряется в штуках (количество публикаций, видеороликов, аудиопрограмм) и в рублях (подсчитывается стоимость рекламы, эквивалентной полученному количеству и площадям публикаций). Качественный показатель предполагает долю охваченной аудитории от всей целевой аудитории мероприятия Комплексного плана в регионе.
2.3. Общие рекомендации по тематическим пунктам Комплексного плана, относящимся к информационному сопровождению
Для информационного сопровождения антитеррористической деятельности в Комплексном плане предусмотрены пункты, касающиеся информационного сопровождения антитеррористической деятельности.
В разделе 2:
- пункт 2.3 - для формирования у молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма:
и) подготовить и направить в высшие учебные заведения учебное пособие "Профилактика экстремистского и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы", разработанное с использованием опыта деятельности федерального интернет-ресурса "Наука и образование против террора";
- пункт 2.4 - в целях формирования единого антитеррористического информационного сообщества на основе постоянно действующих и взаимоувязанных информационных ресурсов:
а) обеспечить подготовку и размещение информации антитеррористического содержания, в том числе видеороликов, в социальных сетях и блогах, на международных федеральных и региональных информационных ресурсах сети Интернет, а также на сайтах посольств Российской Федерации за рубежом;
- пункт 2.8 - в целях поддержания национальных и религиозных традиций населения Российской Федерации на постоянной основе:
в) организовать издание федерального литературно-художественного альманаха, пропагандирующего уважение к культуре народов, проживающих на территории России.
В разделе 5:
- пункт 5.4 - обеспечить подготовку и направление (один раз в полугодие) в аппарат НАК отчетов о ходе выполнения мероприятий Комплексного плана, в котором отражать:
а) сведения о реализации мероприятий и принятые меры в целях их проведения;
б) проблемы, выявленные в ходе реализации мероприятий, и принятые меры в целях их преодоления;
в) предложения по повышению эффективности мероприятий.
На данный момент уже разработано достаточное количество видеороликов, фильмов, методических материалов, плакатов по антитеррористической деятельности (см. ресурсы "www.scienceport.ru", "НЦПТИ.рф", "vk.com/ncpti_rnd"). Их можно использовать для первичного наполнения страниц в социальных сетях, на молодежных порталах, интернет-ресурсах образовательных организаций, но этого недостаточно для выполнения требований в этом направлении. В дальнейшем необходимо вести работу по подготовке собственных публикаций. Реализацию этого направления можно вести совместно с другими видами антитеррористической деятельности, например, с организацией конкурсных мероприятий "Лучшая телевизионная программа", "Лучший телевизионный фильм", "Лучшая журналистская работа" (п. 2.10 р. 2).
Информационное сопровождение антитеррористической и антиэкстремистской деятельности ориентировано на молодежь (дети школьного возраста, студенты ссузов, вузов). Учитывая целевую аудиторию, работу в этом направлении рекомендуется адаптировать в соответствии с возрастом и кругом интересов молодежи. В качестве основного информационного пространства в настоящее время выступает интернет-среда. По последним данным ВЦИОМ от 15 мая 2016 года, в России две трети граждан (70%) пользуются Интернетом. Самой популярной социальной сетью является "ВКонтакте", среди молодежи в возрасте 18-24 лет предпочтение ей отдает подавляющее большинство (86%). Социальная сеть "Одноклассники" менее популярна, предпочтение ей отдает 42% опрошенных.
Согласно другому исследованию, 55% опрошенных используют Интернет для получения необходимой информации, расширения кругозора, отслеживания новостей, событий в мире и стране, 50% - для работы (учебы). И это вопреки распространенному мнению о том, что Интернет используется в первую очередь для игр (31% опрошенных) и общения с людьми, близкими по интересам (32%).
Представленные данные являются отражением современной реальности, поэтому информационное сопровождение рекомендуется вести, в первую очередь используя Интернет, приложения мобильных устройств.
Пункт 2.3 (и) предполагает выпуск Минобрнауки России учебного пособия Профилактика экстремистского и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы", которое будет разработано с использованием опыта деятельности федерального интернет-ресурса "Наука и образование против террора" (http://scienceport.ru) и далее направлено в высшие учебные заведения Российской Федерации. В пособии будет проанализирован положительный опыт работы ресурса и даны рекомендации по организации и ведению иных интернет-ресурсов, посвященных профилактике экстремистского и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве.
В п. 2.8 р. 2 (б) необходимо описать, какие методические материалы, произведения антитеррористической направленности (научно-популярного, документального или художественного характера) были изданы по итогам семинаров. С учетом целевой аудитории произведения рекомендуется издавать в научно-популярном стиле, информация не должна быть перегружена сложной терминологией. Сообщения делить на основные темы (главы), сопровождать иллюстрациями, важные смысловые детали выделять в общем тексте изменением размера и начертания текста (применение жирного начертания или курсива), правила рекомендуется оформлять в рамку. Для популяризации и охвата наибольшего количества аудитории в распространении информационных материалов следует использовать ресурсы сети Интернет.
Как уже отмечалось выше, для привлечения молодежи к актуальной теме антитеррористической деятельности рекомендуется использовать такую форму работы, как организация конкурсных мероприятий. Одним из способов создания информационных ресурсов может быть организация конкурсных работ среди студентов и старших школьников в разработке интернет-страниц (сайтов) и мобильных приложений.
Пункт 5.4 раздела 5 предполагает отправку отчета о ходе выполнения мероприятий Комплексного плана в НАК.
Данный отчет после корректировки может быть опубликован в специальном разделе на сайте регионального министерства. Под корректировкой понимается в данном случае исключение столбцов 9-11 из таблицы, так как не следует обнародовать информацию о планируемых мероприятиях в течение года.
Лучшим способом представить данную информацию будет написание и размещение аналитической записки, обзора (с фотоотчетом), презентации.
Список рекомендованных источников
1. Дополнительная образовательная программа "Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма". Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2015.
2. ИГИЛ*(5) - это не ислам! ФГБОУ ВПО "Уральский государственный горный университет". Екатеринбург, 2015.
3. Караваев А.Г. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации. М., 2013.
4. Колесов Д.В., Максимов С.В., Соколов С.В. Остановим терроризм. М., 2012.
5. Колесов Д.В., Максимов С.В., Соколов С.В. Что такое терроризм? М., 2012.
6. Наука и образование против террора [Электронный ресурс]: URL: http://scienceport.ru.
7. Национальный антитеррористический комитет [Электронный ресурс]: URL: http://nac.gov.ru.
8. Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет [Электронный ресурс]: URL: НЦПТИ.рф.
9. НЦПТИ. Информационно-просветительский ресурс. Группа в социальной сети "Вконтакте" [Электронный ресурс]: URL: http://vk.com/ncpti_rnd.
10. Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: https://map.ncpti.ru.
11. Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени. Материалы межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма. Мелеуз, Республика Башкортостан, 2016.
12. Противодействие терроризму в Российской Федерации и личная безопасность граждан. Вопросы и ответы. М., 2008.
13. Экстремизм - идеология и основа терроризма. Пособие для учащихся 10-11 кл./под. ред. А.Т. Смирнова. М., 2011.
14. Эмануилов Р.Я., Яшлавский А.Э. Терроризм под флагом веры. М., 2015.
15. ОБЗОР НЦПТИ, N 1-11. Ростов-на-Дону, 2012-2017.
16. Научные основы безопасности образования: теория и практика. Казань, 2016.
17. Пилипенко В.Ф. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие. М., 2008.
______________________________
*(1) При данной публикации иллюстрации не воспроизводятся.
*(2) Здесь и далее так обозначены пункты и разделы комплексного плана.
*(3) https://youtu.be/S3JAFmGg8wl.
*(4) Информация о движении "Интернет без угроз" размещена по ссылке: http://нцпти.рф/iwt.php.
*(5) Запрещенная в России террористическая организация.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 марта 2018 г. N 09-406 "О направлении материалов" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.