Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.О. Новикова, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.О. Новиков оспаривает конституционность положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которыми право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац второй, в жалобе ошибочно указанный как абзац третий);
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию (абзац шестой):
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац седьмой);
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый);
предусмотренная данным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением, в частности, случая: если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым данного подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым данного подпункта (абзацы десятый и тринадцатый).
Как следует из представленных материалов, В.О. Новиков, 13 марта 1994 года рождения, является студентом очной формы обучения по имеющей государственную аккредитацию программе магистратуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва", на обучение по которой он поступил в 2016 году сразу после окончания обучения по программе бакалавриата в том же образовательном учреждении по направлению подготовки "Экономика". Решением призывной комиссии городского округа Саранск от 12 мая 2017 года заявитель был призван на военную службу.
Полагая свои права нарушенными, В.О. Новиков обратился в Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия с административным исковым заявлением к военному комиссариату Республики Мордовия о признании незаконным и отмене названного решения призывной комиссии городского округа Саранск и о возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу. Решением указанного суда от 21 июня 2017 года административное исковое заявление В.О. Новикова было удовлетворено частично: решение призывной комиссии было признано незаконным и отменено, а в удовлетворении требования о возложении на призывную комиссию обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу было отказано в связи с тем, что решение вопросов, связанных с указанной отсрочкой, отнесено к компетенции военного комиссариата и призывной комиссии и суд не вправе подменять собой функции административного органа. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 сентября 2017 года данное решение отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований В.О. Новикова в полном объеме. Суд апелляционной инстанции, установив, что в 2012 году В.О. Новикову предоставлялись отсрочка от призыва на военную службу в период освоения программы среднего общего образования, а затем повторная отсрочка от призыва на военную службу на период обучения по программе бакалавриата, пришел к выводу, что заявителем исчерпано право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В передаче кассационной жалобы заявителя на данное апелляционное определение для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции также было отказано (определение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 11 января 2018 года).
По мнению В.О. Новикова, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 15 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 43 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не предполагают предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам, не имеющим диплома специалиста или диплома магистра и в год окончания обучения по программам бакалавриата поступившим на обучение по очной форме обучения в образовательные организации и научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, только на том основании, что данные граждане достигли восемнадцатилетнего возраста до завершения освоения программ среднего общего образования и воспользовались отсрочкой от призыва на военную службу для завершения обучения по программам среднего общего образования, и тем самым ставят одну из категорий граждан в заведомо неблагоприятное положение по отношению к другим категориям граждан без разумного и объективного оправдания.
2. Вопрос, поставленный заявителем, разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П.
Конституционный Суд Российской Федерации признал положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 43 (части 1 и 3), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая систему отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение в образовательные организации или научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, тем, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры тех из них, кто освоил образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.
В Постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П также указывается, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из данного Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющей государственную аккредитацию программе магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования по программе бакалавриата.
3. Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения ранее им было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Вместе с тем с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 года N 15-П лица, обучающиеся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если они не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, независимо от факта предоставления им отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", имеют право на отсрочку от призыва на военную службу. Следовательно, они не могут быть призваны на военную службу безотносительно к наличию принятых до вынесения указанного Постановления судебных решений, которыми им отказано в праве на отсрочку в связи с имевшим место предоставлением отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Сказанное, однако, не может пониматься как основание для прекращения прохождения военной службы теми лицами, призыв которых, включающий согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии, а также явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы, уже состоялся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новикова Владислава Олеговича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2018 г. N 864-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новикова Владислава Олеговича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)