Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.Р. Газдалиевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.Р. Газдалиева оспаривает конституционность следующих норм Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации":
пункта 2 статьи 6, согласно которому поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах;
пункта 1 статьи 10, закрепляющего, что контракт о службе в таможенных органах заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований данного Федерального закона;
подпункта 4 пункта 2 статьи 48, устанавливающего, что сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
пункта 3 статьи 48, определяющего, что увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8-13 пункта 2 данной статьи, осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа, а также предусматривающего, что не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске или в период болезни, за исключением случая, указанного в подпункте 9 пункта 2 данной статьи (по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах).
Из представленных материалов следует, что Л.Р. Газдалиева, являющаяся одинокой матерью и воспитывающая ребенка-инвалида, проходила службу в таможенных органах. В январе 2017 года заявительница была уволена по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, заключенным на три года.
По мнению Л.Р. Газдалиевой, оспариваемые нормы противоречат статьям 7, 17, 19, 37, 38 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку во взаимосвязи с пунктами 8 и 10 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации (утверждено приказом Федеральной таможенной службы от 1 декабря 2008 года N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации") устанавливают срочный характер службы в таможенных органах, не определяя при этом условия, при которых контракт заключается на тот или иной срок, допуская возможность отказа в заключении контракта на новый срок с одинокими матерями, воспитывающими детей-инвалидов или детей, не достигших возраста 14 лет, а также с родителями, являющимися единственным кормильцем для ребенка-инвалида. Нарушение конституционных положений оспариваемыми нормами заявительница усматривает и в том, что увольнение по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", не отнесено к числу увольнений, осуществляемых по инициативе начальника таможенного органа, что препятствует распространению на сотрудников таможенных органов из числа указанных категорий лиц гарантий, предусмотренных частью четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые нормы были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Л.Р. Газдалиевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые законоположения, устанавливая добровольность поступления гражданина на службу в таможенные органы и срок, на который контракт о службе может быть заключен между ним и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, определяют условия возникновения служебных отношений и их продолжительность, обеспечивая тем самым определенность правового положения сторон контракта о службе в таможенных органах и в первую очередь сотрудника таможенных органов, на основе добровольного поступления на службу реализующего право на свободное распоряжение своими способностями к труду и приступающего к осуществлению профессиональной деятельности, правовое регулирование которой имеет существенные особенности, обусловленные спецификой данного вида государственной службы.
Заключение служебного контракта на установленный законом срок предполагает, что по окончании данного срока отношения между сторонами могут быть прекращены независимо от каких бы то ни было обстоятельств. Прекращение контракта о службе в таможенных органах по данному основанию соответствует общеправовому принципу стабильности договора (контракта) с учетом того, что гражданин, заключая контракт на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода и соглашается на прохождение службы на таких условиях. При этом истечение срока службы, предусмотренного контрактом, происходит независимо от воли его сторон, не имеющих возможности оказать какое-либо влияние на наступление данного факта, а потому указанное основание прекращения службы в таможенных органах не связано с инициативой начальника таможенного органа.
Таким образом, пункт 2 статьи 6, пункт 1 статьи 10, подпункт 4 пункта 2 и пункт 3 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы как сами по себе, так и во взаимосвязи с пунктами 8 и 10 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, принятого во исполнение пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона в соответствии с его нормами.
Разрешение же вопроса о возможности заключения с Л.Р. Газдалиевой контракта о службе в таможенных органах на новый срок, равно как и вопроса о закреплении в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации" норм, предусматривающих заключение контракта без ограничения его каким-либо сроком, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Газдалиевой Лилианы Рафитовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2018 г. N 937-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Газдалиевой Лилианы Рафитовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 6, пунктом 1 статьи 10, подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 3 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)