Письмо Банка России от 14 декабря 2016 г. N 12-1-5/2793
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) рассмотрел обращение и с учетом мнения Минобороны России сообщает следующее.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) не наделяет Банк России полномочиями давать толкования по вопросам его применения. Вместе с тем считаем возможным сообщить мнение Департамента, которое не является официальным толкованием Федерального закона N 275-ФЗ.
1. По вопросу предоставления "зарплатного" договора в уполномоченный банк при перечислении с отдельного счета денежных средств на иной банковский счет в счет оплаты заработной платы.
При выплате головным исполнителем, исполнителем с отдельного счета заработной платы физическим лицам уполномоченным банком, в случае перевода денежных средств на банковские счета физических лиц в ином банке, осуществляется контроль представления головным исполнителем, исполнителем в уполномоченный банк договора с иным банком о зарплатном проекте (при его наличии) и расчетно-платежной ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой головным исполнителем, исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств на общую сумму с реестром и/или отдельное распоряжение о переводе денежных средств в отношении каждого физического лица - получателя заработной платы.
2. По вопросу осуществления перевода денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет в соответствии с подпунктами "в" и "e.1" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ при отсутствии акта приема-передачи товара (выполнении работ, оказания услуг), на основании иных документов, которые указаны в контракте в качестве подтверждающих исполнение обязательств по контракту.
В соответствии с подпунктами "в" и "e.1" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает возможность списания денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, в целях перечисления прибыли при условии исполнения контракта (т.е. при представлении в уполномоченный банк документов, подтверждающих окончательные расчеты по контракту), а также в целях перечисления денежных средств в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа. При этом Федеральный закон N 275-ФЗ обусловливает осуществление указанных операций представлением исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг).
Согласно части 2 статьи 8.5 Федерального закона головной исполнитель, исполнитель обязаны представлять в уполномоченный банк документы (копии документов), являющиеся основанием для составления распоряжений.
При этом, пунктом 5 статьи 8.5 Федерального закона N 275-ФЗ установлен прямой запрет на исполнение уполномоченным банком распоряжения без предоставления подтверждающих документов, являющихся основанием для составления такого распоряжения.
Учитывая изложенное, осуществление перевода денежных средств с отдельного счета на иной банковский счет в соответствии с подпунктами "в" и "e.1" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ на основании соответствующего распоряжения без представления установленных законом обосновывающих документов противоречит положениям Федерального закона N 275-ФЗ.
3. По вопросу правомерности требования уполномоченным банком дополнительных документов, подтверждающих полное исполнение обязательств плательщиком по контракту, при предоставлении распоряжения в соответствии с подпунктами "в" и "e.1" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона N 275-ФЗ правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 275-ФЗ, федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для обеспечения федеральных нужд, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом N 44-ФЗ, в том числе:
- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работ, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 8.5 Федерального закона N 275-ФЗ уполномоченный банк вправе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне запросить у исполнителя дополнительные документы (копии документов), являющиеся основанием для составления распоряжений.
4. По вопросу перечисления денежных средств с отдельного счета по исполнительным документам, предусматривающим взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 9 статьи 8.4 Федерального закона N 275-ФЗ режим использования отдельного счета позволяет осуществлять перечисление денежных средств с отдельного счета по исполнительным документам, предусматривающим взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.
Одновременно с учетом положений статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по мнению Департамента, взыскание денежных средств в доход Российской Федерации включает перечисление во все виды бюджетов, указанных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Директор |
Ю.А. Полупанов |
Письмо Банка России от 14 декабря 2016 г. N 12-1-5/2793
Текст письма официально опубликован не был