Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Р.А. Борисовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Р.А. Борисова оспаривает конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий":
статьи 2, в соответствии с которой данный Закон в части порядка реабилитации распространяется, в частности, на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года (абзац второй);
статьи 7, согласно которой органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки (часть первая); решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (часть третья).
Как следует из представленных материалов, администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга на основании заявления Р.А. Борисовой от 14 марта 2016 года было вынесено решение о предоставлении ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты начиная с 1 марта 2016 года согласно выданной ей 12 февраля 2015 года Министерством внутренних дел по Республике Крым справке о реабилитации. Впоследствии Р.А. Борисова обратилась с иском в Министерству внутренних дел Российской Федерации и его Главному управлению по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании суммы ежемесячной компенсационной выплаты за период с февраля 2005 года по февраль 2016 года с учетом ее индексации и взыскании процентов за задержку ее выплаты за указанный период. В обоснование иска она указала, что она в течение длительного времени обращалась в различные органы государственной власти Российской Федерации, Украины и Республики Казахстан по вопросу признания ее репрессированной и реабилитации, однако органы внутренних дел России уклонялись от выдачи требуемой справки, указывая на необходимость предоставления дополнительных сведений для установления факта применения репрессий, а также предложили обратиться за соответствующей справкой в компетентные органы Украины и Республики Казахстан. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения апелляционным определением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано. Суды, в частности, указали, что доказательств неправомерности действий ответчиков заявительницей не представлено, поскольку на многочисленные обращения Р.А. Борисовой были даны правильные и своевременные ответы, а отказ в выдаче справки о реабилитации был связан с отсутствием у нее необходимых для этого документов; сведений об обжаловании решений органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации в судебном порядке не имеется.
В передаче кассационных жалоб на данные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции заявительнице отказано (определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 3 октября 2017 года и определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2017 года).
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения противоречат статьям 2, 35, 52 и 53 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они ограничивают территориальную сферу действия Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" границами Российской Федерации, существовавшими на момент вступления данного Закона Российской Федерации в силу или подачи заявления управомоченными лицами, лишая тем самым лиц, выселенных с территории Крымской области, а равно их детей права на реабилитацию, а также предусматривают переложение бремени доказывания фактов применения массовых политических репрессий с органов внутренних дел на управомоченных лиц, подвергнутых политическим репрессиям.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Вопрос, поставленный заявительницей применительно к положениям статьи 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", ранее уже был предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 февраля 2009 года N 135-О-П, неопределенность относительно соответствия абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" Конституции Российской Федерации отсутствует, поскольку содержащееся в нем нормативное положение предполагает, что данный Закон - без каких-либо исключений - распространяется на граждан Российской Федерации и иных названных в нем лиц, которые начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 года подверглись политическим репрессиям на территории Российской Федерации в ее исторических границах, в том числе на граждан Российской Федерации, которые в указанный период были принудительно выселены с территории Крымской области, входившей в состав РСФСР до ноября 1954 года.
Данное Определение сохраняет свою силу, а истолкованный в нем смысл абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" обязателен в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" для всех органов публичной власти и должностных лиц.
Что касается оспариваемой заявительницей статьи 7 того же Закона Российской Федерации, то она возлагает на органы внутренних дел обязанность по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций установить факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составить заключение и выдать справку о реабилитации или сообщить об отказе в выдаче такой справки, а также предусматривает, что решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд.
Данные положения конкретизированы Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 года N 1165).
Определяя исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий и подлежащих представлению заявителем, данный Административный регламент закрепляет, что предоставление названной государственной услуги осуществляется на основании заявления репрессированного, а равно лица, указанного в пункте 3 Административного регламента, или общественной организации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя в информационный центр; при обращении репрессированного по вопросу выдачи справки о реабилитации к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность: паспорта гражданина Российской Федерации - для граждан Российской Федерации (пункты 15 и 16).
Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий также установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и которые заявитель вправе представить, в соответствии с которым в целях сокращения сроков исполнения заявления заявитель вправе предоставить архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии), подтверждающие факт применения политической репрессии в административном порядке к лицу, полученные от иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 19).
Основаниями же для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий признается отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий; архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке; политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу (пункт 22 указанного Административного регламента).
Соответственно, статья 7 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", рассматриваемая во взаимосвязи с конкретизирующим ее положения правовым регулированием, не может расцениваться как возлагающая на граждан обязанность доказать факт применения к ним репрессий и представить вместе с заявлением о реабилитации доказательства применения к ним репрессий.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что заявительница не обжаловала в судебном порядке отказы органов внутренних дел в выдаче ей справки о реабилитации жертв политических репрессий, с которыми она связывает нарушение своего права на получение ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты за период с февраля 2005 года по февраль 2016 года, нет оснований полагать, что статьи 2 и 7 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права в указанных в жалобе аспектах в ее конкретном деле.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Борисовой Раисы Антоновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2018 г. N 1100-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Борисовой Раисы Антоновны на нарушение ее конституционных прав статьями 2 и 7 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)