Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 г. N 93-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Буравченко Ирины Леонидовны о признании недействующими пунктов 4, 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" в редакции Закона Магаданской области от 29 ноября 2016 года N 2111-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области"
по апелляционной жалобе Буравченко И.Л. на решение Магаданского областного суда от 15 декабря 2017 года, которым административное исковое заявление Буравченко И.Л. удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Буравченко И.Л. и ее представителя Епифанова В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-ОЗ "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 1718-ОЗ). Первоначальный текст документа опубликован в газете "Магаданская правда" 18 марта 2014 года (N 20 (20672), приложение "Губернские ведомости"). Впоследствии в закон вносились изменения.
В пункте 4 статьи 1 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе, в том числе замещавшие государственные должности категории "А" до 2002 года (далее - областные должности, областная должность), не менее 5 лет и имеющие стаж государственной и муниципальной службы не менее 15 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при освобождении от замещаемой областной должности в случаях истечения срока полномочий, досрочного прекращения полномочий по письменному заявлению о сложении своих полномочий или в связи с признанием судом недееспособными или ограниченно дееспособными либо в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти Магаданской области, иного государственного органа Магаданской области (далее - государственный орган), в которых данные лица замещали областные должности.
Согласно пункту 11 статьи 1 пенсия за выслугу лет в целях указанного закона не назначается лицам, которым в соответствии с федеральным или областным законодательством, а также муниципальными нормативными правовыми актами назначено ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо установлена пенсия за выслугу лет, либо ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности).
В силу пункта 8 статьи 2 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ для исчисления размера пенсии за выслугу лет лицо вправе выбрать любую ранее замещаемую должность областной службы (областную должность, должность муниципальной службы).
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ при обращении в уполномоченный орган лиц, которым ранее была назначена пенсия за выслугу лет по основаниям, установленным для лиц, замещавших должности областной гражданской службы и имеющих право на назначение пенсии за выслугу лет, установленной названным Законом для лиц, замещающих областные государственные должности, производится перерасчет пенсии за выслугу лет.
Буравченко И.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 4, 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ в связи с противоречием их федеральному законодательству.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 15 сентября 2004 года по 31 марта 2015 года она на постоянной профессиональной основе замещала должность заместителя председателя Избирательной комиссии Магаданской области, относящуюся к государственным должностям Магаданской области.
16 сентября 2012 года в связи с окончанием очередного срока полномочий ей была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, предусмотренная пунктом 8 статьи 7 Закона Магаданской области от 5 марта 2007 года N 816-ОЗ "О системе избирательных комиссий в Магаданской области". 18 сентября 2012 года выплата указанной доплаты была приостановлена в связи с замещением ею вновь той же должности. 15 апреля 2015 года данная выплата была возобновлена и пересчитана на основании статей 6, 7 и 8 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Магаданской области N 816-ОЗ следует читать как "от 15 марта 2007 года"
В обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на то, что Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ), Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" не содержат норм, ограничивающих право на пенсию за выслугу лет лицам, которым была назначена ежемесячная доплата к пенсии, а Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ) предусмотрено право выбора между ежемесячной доплатой к пенсии и пенсией за выслугу лет. Таким образом, административный истец полагала, что определенный пунктом 11 статьи 1 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ запрет на назначение пенсии за выслугу лет лицам, ранее замещавшим государственные должности Магаданской области и приобретшим право на указанную пенсию в связи с назначением им ранее ежемесячной доплаты к пенсии, не соответствует положениям пункта 2 статьи 4, пункта 4 статьи 6, пункта 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ в той мере, в какой они допускают ограничение права на пенсию за выслугу лет отдельной категории граждан, не предусмотренное федеральным законодательством для федеральных государственных служащих.
Административный истец считала, что положения пункта 4 статьи 1, пункта 8 статьи 2 и пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ расширили круг лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, привели к необоснованно завышенным выплатам из областного бюджета, что повлекло установление различного порядка назначения пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших государственные должности категории "А" до 2002 года и лиц, замещавших государственные должности Магаданской области, нарушающего ее право на получение пенсии за выслугу лет в размере, предусмотренном названным законом.
Буравченко И.Л. полагала, что несоответствие оспариваемых норм федеральному законодательству повлекло нарушение ее прав при перерасчете размера ежемесячной доплаты к ее пенсии.
Решением Магаданского областного суда от 15 декабря 2017 года административное исковое заявление Буравченко И.Л. удовлетворено частично.
Судом признан не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 4 статьи 1 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ в редакции Закона Магаданской области от 29 ноября 2016 года N 2111-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области" в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", имеют лица, замещавшие государственную должность Магаданской области категории "А" до 2002 года и не достигшие пенсионного возраста и не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, а также полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 этого же федерального закона.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Буравченко И.Л. было отказано.
На решение Магаданского областного суда административным истцом Буравченко И.Л. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, неверным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушением норм процессуального права и о принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Буравченко И.Л. в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что суд не установил наличие у нее права на пенсию за выслугу лет в Магаданской области.
Административный истец указывает на неопределенность оспариваемых положений закона в связи с отсутствием методики расчета пенсии за выслугу лет для лиц, которым данная пенсия была назначена до введения в действие указанного закона.
Заявитель полагает, что суд неверно истолковал нормы федерального законодательства и разъяснения, данные Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам установления дополнительного пенсионного обеспечения.
Буравченко И.Л. также указывает на то, что суду надлежало проверить оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения, в том числе и на соответствие нормам Трудового кодекса РФ.
По мнению административного истца, суд, признав не действующим положение пункта 4 статьи 1 оспариваемого нормативного правового акта со дня вступления решения в законную силу, не восстановил нарушенные права бюджетополучателей и права граждан на равные условия пенсионного обеспечения в Магаданской области.
На апелляционную жалобу губернатором Магаданской области, Магаданской областной Думой, прокуратурой Магаданской области представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного постановления.
Магаданская областная Дума и губернатор Магаданской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы и поступившие на нее возражения, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Разрешая заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что оспариваемый закон принят органом законодательной власти субъекта Российской Федерации в пределах имеющихся у него полномочий по вопросу, отнесенному к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, процедуре и порядку принятия, а также введению его в действие.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец до ухода на пенсию занимала государственную должность Магаданской области - заместителя председателя Избирательной комиссии Магаданской области и при перерасчете размера пенсии за выслугу лет к ней были применены положения Закона Магаданской области N 1718-ОЗ, в связи с чем она вправе была обратиться в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд пришел к выводу о том, что установление порядка и условий дополнительных выплат лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации является правом законодателя такого субъекта, который уполномочен не только устанавливать, но и в дальнейшем изменять порядок, условия, размеры данных выплат, что само по себе не противоречит федеральному законодательству.
При этом суд правомерно исходил из того, что в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Представительным органом власти субъекта Российской Федерации в данном случае реализовано полномочие, предусмотренное пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по принятию нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, поскольку федеральный закон, регулирующий спорные правоотношения, до настоящего времени не принят.
В связи с изложенным вывод суда о том, что законодатель субъекта Российской Федерации при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты или пенсии за выслугу лет), в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, является правильным.
Отказывая в удовлетворении требований Буравченко И.Л. о признании недействующими пункта 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ, суд исходил из того, что указанные нормы устанавливают условия и порядок назначения и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Магаданской области, должности муниципальной службы в Магаданской области, государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе, которая является дополнительным обеспечением указанных лиц порядок и условия которого не регламентируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, Указа Президента РФ от 15 декабря 2001 года N 854, на которые ссылалась административный истец.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "от 16 августа 1995 года"
Суд не согласился с доводами заявителя относительно неравенства условий дополнительного пенсионного обеспечения между лицами, которым до вступления в силу Закона Магаданской области N 1718-ОЗ была назначена ежемесячная доплата к пенсии по старости, и теми, кому пенсия за выслугу лет назначена после вступления в силу данного областного закона, поскольку из текста оспариваемых норм этого не следует.
Положения пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ, устанавливающие запрет на назначение пенсии за выслугу лет лицам, которым в соответствии с федеральным или областным законодательством, а также муниципальными нормативными правовыми актами ранее была назначена доплата к страховой пенсии, ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо установлена пенсия за выслугу лет, правомерно признаны судом не противоречащими федеральному законодательству, поскольку не допускают двойного аналогичного перечисленному в названной норме дополнительного материального обеспечения.
В то же время из текста оспариваемого закона усматривается, что ранее назначенные ежемесячные доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), аналогичные выплатам, предусмотренным указанным законом области, не отменены, а пунктом 6 статьи 7, пунктом 2 статьи 8 закона предусмотрено право их перерасчета.
Поскольку оспариваемым законом обратная сила, ухудшающая положение административного истца, не придавалась, не предусмотрено им и сокращение или уменьшение получаемого ею дополнительного пенсионного обеспечения, судом сделан вывод о том, что права и законные интересы административного истца оспариваемым законом не нарушаются.
В связи с этим решение суда в части отказа в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции о признании не действующим пункта 4 статьи 1 Закона Магаданской области N 1718-ОЗ в редакции Закона Магаданской области от 29 ноября 2016 года N 2111-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области" со дня вступления решения суда в законную силу исходя из положений пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта реализовывались права граждан, в связи с чем довод апелляционной жалобы в этой части Судебной коллегией отклоняется.
Других доводов, свидетельствующих о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, при рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено, в связи с чем принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Магаданского областного суда от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Буравченко Ирины Леонидовны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 г. N 93-АПГ18-2
Текст определения официально опубликован не был