Постановление Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. N 4-АД18-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "Управляющая компания ЖКХ", общество) Ченского Сергея Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 192 Дмитровского судебного района Московской области от 20 апреля 2017 г., решение судьи Дмитровского городского суда Московской области от 26 июня 2017 г. и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 28 сентября 2017 г., вынесенные в отношении ООО "Управляющая компания ЖКХ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 192 Дмитровского судебного района Московской области от 20 апреля 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Дмитровского городского суда Московской области от 26 июня 2017 г. и постановлением заместителя председателя Московского областного суда от 28 сентября 2017 г., ООО "Управляющая компания ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор ООО "Управляющая компания ЖКХ" Ченский С.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций утверждается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в частности: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления.
Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления электрической энергии, Правила).
Подпунктом "б" пункта 2 данных Правил (здесь и далее положения Правил приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что ограничение режима потребления электрической энергии (далее также ограничение) вводится в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил в случае неисполнения обязательств по оплате ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства, с обязательным предварительным письменным уведомлением потребителя, которое направляется не позднее чем за 10 дней до даты введения ограничения режима потребления и должно содержать, в частности: размер задолженности; дату предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем.
Согласно пункту 9 Правил частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
В соответствии с пунктом 11 Правил потребитель обязан обеспечить доступ к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) как исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - исполнителя и субисполнителя либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в соответствующих мероприятиях), так и инициатора введения ограничения, которые присутствуют при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления.
Из материалов дела следует, что между публичным акционерным обществом "Мосэнергосбыт" (далее - ПАО "Мосэнергосбыт") и ООО "Управляющая компания ЖКХ" 7 февраля 2013 г. заключен договор энергоснабжения N 83900521 (далее также договор энергоснабжения, договор).
Согласно данному договору ресурсоснабжающей организацией ПАО "Мосэнергосбыт" принято на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии потребителю (абоненту) ООО "Управляющая компания ЖКХ", а потребителем - оплачивать поставленную электрическую энергию и оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 1.2 договора, Приложений N 1 и N 7 к договору адреса поставки электрической энергии: Московская область, Дмитровский район, г. Дмитров, мкр. ДЗФС, д. 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 27, 35; Московская область, Дмитровский район, г. Дмитров, ул. Махалина, д. 7, 14, 16, 19.
В силу приведенных выше положений подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения режима потребления электрической энергии и подпункту "а" пункта 6.2 договора ПАО "Мосэнергосбыт" вправе выступать инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) за неисполнение или ненадлежащее исполнение ООО "Управляющая компания ЖКХ" обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Согласно расшифровке дебиторской задолженности за электроэнергию и мощность за период октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года у ООО "Управляющая компания ЖКХ" имеется основной долг перед ПАО "Мосэнергосбыт".
11 января 2017 г. ПАО "Мосэнергосбыт" направило в адрес ООО "Управляющая компания ЖКХ" уведомление о необходимости принятия неотложных мер по погашению задолженности за потребленную электрическую энергию, в противном случае будет частично ограничена ее подача 24, 26 и 30 января 2017 г. с 09.00 часов в части освещения мест общего пользования.
Данное уведомление получено обществом по факсу 11 января 2017 г. 24 января 2017 г. по указанным в уведомлении адресам работники ООО "Управляющая компания ЖКХ" не обеспечили доступ сетевой организации и ПАО "Мосэнергосбыт", обязанных осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим обществу энергопринимающим устройствам, а также не выполнили требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 11-16), обращением ПАО "Мосэнергосбыт" в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (л.д. 20-22), копией договора энергоснабжения от 7 февраля 2013 г. N 83900521 с приложениями (л.д. 24-71), копией отчета по графику ограничения режима потребления электрической энергии с 23 по 27 января 2017 года (л.д. 78), копией уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии (л.д. 79-80), копией акта об отказе в допуске к энергетическим установкам и энергопринимающим устройствам потребителя электрической энергии (мощности) (л.д. 82-83) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО "Управляющая компания ЖКХ" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе законный представитель ООО "Управляющая компания ЖКХ" заявляет об отсутствии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, указывая, что общество, будучи управляющей компанией, не выступает в качестве потребителя коммунальных услуг, действует в интересах собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся непосредственными потребителями электрической энергии, и не имело возможности допустить ограничение режима потребления электрической энергии, поскольку в силу пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, не допускается ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В обоснование этого довода заявитель также ссылается на правовую позицию, изложенную в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 февраля 2012 г., согласно которой действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
Данный довод не влечет признание состоявшихся по делу постановлений незаконными и не ставит под сомнение выводы судебных инстанции о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения.
Ограничение режима потребления электрической энергии инициировано ресурсоснабжающей организацией ПАО "Мосэнергосбыт" в соответствии с требованиями Правил ограничения режима потребления электрической энергии и условиями договора энергоснабжения от 7 февраля 2013 г. N 83900521.
Подобное ограничение было возможно только силами самого потребителя ООО "Управляющая компания ЖКХ", ресурсоснабжающая организация ввести ограничение режима потребления такого потребителя путем переключения на своих объектах не вправе во избежание ущемления прав и законных интересов третьих лиц (добросовестных потребителей).
При этом условиями договора энергоснабжения оговорено, что в случае, если при введении ограничения имеются потребители, надлежащим образом исполняющие обязательства по оплате электрической энергии (мощности), абонент обязуется уведомить ПАО "Мосэнергосбыт" об их наличии не позднее чем за сутки до предполагаемой даты введения ограничения. Абонент обязан обеспечить предоставление коммунальной услуги по электроснабжению потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг. Абонент обязуется обеспечить возможность вводить ограничение в объемах, не приводящих к ограничению лиц, надлежащим образом исполняющих обязательства по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 6.13 договора).
ООО "Управляющая компания ЖКХ" надлежало выполнить действия, связанные с ограничением режима потребления электрической энергии, инициированным ресурсоснабжающей организацией в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком, обеспечив при этом возможность введения ограничения в объемах, не приводящих к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства.
Более того, в рассматриваемом случае не предпринимались действия по полному прекращению поставки электрической энергии, соответствующее ограничение касалось мест общего пользования, обстоятельств, которые могли бы повлечь нарушение прав добросовестных потребителей на получение соответствующей коммунальной услуги не наступило. При этом условиями договора энергоснабжения предусмотрено условие о подаче электрической энергии потребителям, своевременно оплачивающим использованные энергетические ресурсы.
Утверждение заявителя о том, что отказ ООО "Управляющая компания ЖКХ" в доступе лиц, обязанных осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, и невыполнение соответствующих требований по ограничению, были мотивированы необходимостью соблюдения требований безопасности жизни и здоровья граждан, предъявляемых при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, противоречит содержанию акта об отказе в допуске от 24 января 2017 г., в котором представителем ООО "Управляющая компания ЖКХ" указаны иные причины такого отказа: "Перечисление денежных средств, а также оплата задолженности производится согласно поступлению этих средств от населения, в связи с чем ограничение энергообеспечения считаем необоснованным" (л.д. 83).
Ссылка заявителя на то, что на дату введения ограничения установленный ресурсоснабжающей организацией в уведомлении срок оплаты задолженности за поставленную электрическую энергию не наступил, является несостоятельной, в том числе ввиду того, что в уведомлении указано о необходимости принятия неотложных мер по погашению суммы задолженности. Таких мер обществом не принято. В силу приведенных выше норм наличие задолженности потребителя перед ресурсоснабжающей организацией в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, является основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Соглашаясь с выводами судебных инстанций, судья Верховного Суда Российской Федерации, с учетом установленных конкретных обстоятельств, исходит из доказанности факта административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности общества в его совершении.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 192 Дмитровского судебного района Московской области от 20 апреля 2017 г., решение судьи Дмитровского городского суда Московской области от 26 июня 2017 г. и постановление заместителя председателя Московского областного суда от 28 сентября 2017 г., вынесенные в отношении ООО "Управляющая компания ЖКХ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Управляющая компания ЖКХ" Ченского С.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. N 4-АД18-3
Текст постановления официально опубликован не был