Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить статью 130 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) положением, согласно которому размер тарифной ставки первого разряда, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада) работника, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Частью третьей статьи 133 Кодекса установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Частью первой статьи 129 Кодекса заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление размера окладов, как составных частей заработной платы работников, меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все виды выплат, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Кодекса).
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, его принятие не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Вместе с тем в случае принятия законопроекта реализация мер по повышению минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума может негативно сказаться на организациях, осуществляющих деятельность в отдельных регионах Российской Федерации, в том числе в северных регионах. Следует обратить внимание на то, что в структуре заработной платы в северных регионах доля тарифного заработка и обязательных выплат по районному регулированию достигает 80 процентов.
Данное обстоятельство при резком увеличении минимального размера оплаты труда снижает возможности перераспределения финансовых средств организаций на обеспечение гарантированной заработной платы за счет уменьшения размера ее стимулирующей части.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.