В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13(2), приказываю:
Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 2017 год.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 23 марта 2018 года N 128
Доклад
о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 2017 год
Общие положения
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" осуществляется федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций.
В соответствии с требованиями Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утвержденными приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 года N 38 (зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2013 года, регистрационный N 29225), организация исполнения государственной функции, научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации возложено на центральный аппарат Ростехнадзора, а непосредственное выполнение мероприятий и действий по осуществлению государственной функции - на территориальные органы Ростехнадзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций" Ростехнадзор определен органом государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с требованиями Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. N 325 (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2014 г., регистрационный N 31219), государственная функция по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства исполняется Ростехнадзором и его территориальными органами.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения Ростехнадзором федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Ростехнадзора путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов применяемых Ростехнадзором обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Государственный строительный надзор
Количество поднадзорных территориальным управлениям Ростехнадзора объектов капитального строительства, включая объекты, по которым выданы заключения о соответствии, в 2017 году составило 15321, из них: 12833 объекта строительства, 2488 объектов реконструкции.
Поднадзорные объекты капитального строительства распределены по категориям в соответствии с пунктом 5.1 статьи 6 и статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
Таблица 1
Наибольшее количество поднадзорных объектов капитального строительства составляют опасные производственные объекты (83,38%).
Количество поднадзорных объектов распределено по территориальным управлениям Ростехнадзора и федеральным округам
Распределение поднадзорных объектов по федеральным округам
Количество поднадзорных Ростехнадзору объектов капитального строительства в динамике за период с 2015 по 2017 год
Количество поднадзорных объектов
Средняя нагрузка по количеству объектов на одного инспектора в 2017 году составила 60 объектов.
При осуществлении в 2017 году государственного строительного надзора территориальными управлениями Ростехнадзора проведено 13103 проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (9669 на объектах строительства, 3434 на объектах, подлежащих реконструкции), из них 4313 проверок проведено по программе проверок (2874 на объектах строительства, 1439 на объектах реконструкции), по иным основаниям проведено 8790 проверок (6791 на объектах строительства, 1999 на объектах реконструкции), из них:
62 проверки (из них 47 на объектах строительства, 15 на объектах реконструкции) на основании извещения о начале строительства;
205 проверок (из них 138 на объектах строительства, 67 на объектах реконструкции) на основании извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке;
1087 проверок (из них 820 на объектах строительства, 264 на объектах реконструкции) на основании извещений об устранении нарушений;
2626 проверок (из них 1755 на объектах строительства, 838 на объектах реконструкции) по истечении сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
4755 проверок (из них 3956 на объектах строительства, 799 на объектах реконструкции) на основании извещений об окончании строительства;
39 проверок (из них 29 на объектах строительства, 10 на объектах реконструкции) по получении обращений и заявлений граждан, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
5 проверок (из них 3 по объектам строительства, 2 по объектам реконструкции) на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
11 проверок по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Количество проверок, проведенных в рамках федерального государственного строительного надзора
Распределение количества проведенных проверок по различным основаниям в период с 2015 по 2017 год
Необходимо отметить, что с 2015 года наблюдается тенденция к снижению общего количества проведенных проверок по извещениям об окончании строительства и рост числа внеплановых проверок, проведенных с целью контроля за выполнением ранее выданных предписаний по истечении сроков их действия.
Типовые нарушения на объектах федерального государственного строительного надзора:
несоблюдение требований проектной документации, технических регламентов, сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, применение строительных материалов (изделий), не отвечающих установленным требованиям при выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства;
строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы исполнительной власти извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральными органами исполнительной власти недостатков при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию;
выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если для выполнения таких работ членство в такой саморегулируемой организации является обязательным;
входной контроль проектной документации объекта капитального строительства, проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства проводятся должностными лицами, сведения о которых не включены в национальный реестр специалистов в области строительства;
нарушения требований к составу и порядку ведения исполнительной документации (журналов производства работ; актов освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения; исполнительных геодезических схем, актов испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения; результатов экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документов, подтверждающих проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
несоблюдение требований энергетической эффективности при строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
отсутствие или невозможность применения документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов, строительных материалов (изделий), в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация;
нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
несоблюдение экологических требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
нарушение требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения при строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
По результатам проведенных в 2017 году проверок и выявленным административным правонарушениям наложено 6556 административных наказаний, в том числе 5551 административный штраф, 993 предупреждения, 10 административных приостановлений деятельности по решению суда.
Соотношение количества проверок с выявленными нарушениями от общего числа проверок (%), которое отражает результативность проводимых территориальными управлениями контрольно-надзорных мероприятий
В 2017 году сумма наложенных административных штрафов составила 514348,1 тыс. рублей (таблица 2), в том числе Межрегиональным технологическим управлением Ростехнадзора наложены административные штрафы на общую сумму 104308 тыс. рублей, Центральным - 76959 тыс. рублей, Северо-Уральским - 55108 тыс. рублей, Приволжским - 23487 тыс. рублей, Енисейским - 23465 тыс. рублей.
Сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 426657,83 тыс. рублей, то есть почти 83% от суммы наложенных административных штрафов.
Таблица 2
Административные штрафы, наложенные/взысканные по результатам проверок Ростехнадзора в 2017 году
| |||
количество наложенных административных штрафов по результатам проверок (ед.) |
5551 |
количество взысканных административных штрафов по результатам проверок (ед.) |
4479 |
в том числе: |
|
в том числе: |
|
на юридическое лицо |
3549 |
на юридическое лицо |
2846 |
на должностное лицо |
2002 |
на должностное лицо |
1633 |
на индивидуального предпринимателя |
|
на индивидуального предпринимателя |
|
на гражданина |
|
на гражданина |
|
количество взысканных штрафов от наложенных штрафов, % |
80 |
||
сумма наложенных административных штрафов по результатам проверок (тыс. руб.) |
514348,1 |
сумма взысканных административных штрафов по результатам проверок (тыс. руб.) |
426657,83 |
в том числе: |
|
в том числе: |
|
на юридическое лицо |
473234 |
на юридическое лицо |
392420,5 |
на должностное лицо |
40914,1 |
на должностное лицо |
34237,33 |
на индивидуального предпринимателя |
|
на индивидуального предпринимателя |
|
на гражданина |
|
на гражданина |
|
количество взысканных штрафов от наложенных штрафов, % |
83 |
Основные показатели осуществления экологического, санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в рамках государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.
Территориальными управлениями Ростехнадзора за 2017 год в рамках осуществления государственного строительного надзора выявлено 2631 нарушение в области экологии, 2073 нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия, 4301 нарушение требований пожарной безопасности.
По итогам осуществления территориальными управлениями Ростехнадзора федерального государственного строительного надзора за 2017 год в отношении 4224 объектов капитального строительства (3545 по объектам строительства, 679 по объектам реконструкции) выданы заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Количество выданных заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми в частности при осуществлении инженерных изысканий, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства отменены свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ранее выдаваемые саморегулируемыми организациями. Требование о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлено только для индивидуальных предпринимателей и юридических,# выполняющих работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Также установлено, что выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистами по организации строительства соответственно, которые имеют право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
В соответствии с Планом проведения обучающих мероприятий 20 июня 2017 года проведен веб-семинар с территориальными органами Ростехнадзора на тему: "Вопросы осуществления государственного строительного надзора в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ".
В 2017 году в адрес территориальных органов Ростехнадзора направлено 7 информационных писем по вопросам правоприменения при осуществлении федерального государственного строительного надзора. Также в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять региональный государственный строительный надзор, направлено 8 ответов на обращения с разъяснениями законодательства в области градостроительной деятельности.
Кроме того, ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением требований градостроительного законодательства, размещены на официальном сайте Ростехнадзора по адресу: http://www.gosnadzor.ru/building/gosbuilding/FAQ.
Деятельность Правительства Москвы в области государственного строительного надзора
Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правительством Москвы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2193-р (далее - Соглашение), Правительству Москвы передана часть полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области государственного строительного надзора и иных видов государственного контроля (надзора) при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов Московского метрополитена.
Уполномоченным органом Правительства Москвы, осуществляющим деятельность по государственному строительному надзору на объектах Московского метрополитена, является Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
Согласно отчетной информации, представленной Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 3 Соглашения, в 2017 году Мосгосстройнадзор осуществлял государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции 74 объектов капитального строительства Московского метрополитена.
За 2017 год проведена 491 проверка (480 при строительстве, 11 при реконструкции), из них 177 по программе проверок (172 при строительстве, 5 при реконструкции), 314 по иным основаниям (308 при строительстве, 6 при реконструкции).
По результатам проведения 356 проверок (72% от общего числа проведенных проверок) выявлено 3693 нарушения обязательных требований, из них 2899 - по программе проверок, 794 по иным основаниям, выдано 356 предписаний об устранении нарушений, вынесено 91 предупреждение, наложено 353 административных штрафа на общую сумму 40356 тыс. рублей.
В 2017 году Мосгосстройнадзором выдано 16 заключений о соответствии построенных объектов Московского метрополитена требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Также между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правительством Москвы заключено соглашение от 13 ноября 2017 года N 00-01-18/806 о взаимодействии при организации контроля за осуществлением уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы - полномочий по государственному строительному надзору за строительством, реконструкцией уникальных объектов капитального строительства на территории города Москвы.
В 2017 году Ростехнадзором не проводились проверки деятельности уполномоченного органа Правительства Москвы по осуществлению полномочий в области государственного строительного надзора и иных видов государственного контроля (надзора) при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов Московского метрополитена и государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией уникальных объектов капитального строительства на территории города Москвы.
Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
По состоянию на 31 декабря 2017 года в государственном реестре саморегулируемых организаций содержатся сведения о 448 саморегулируемых организациях в сфере строительства.
Распределение саморегулируемых организаций по федеральным округам Российской Федерации на 31 декабря 2017 года
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций" Ростехнадзор определен органом государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации).
Ростехнадзором и территориальными органами ежегодно проводятся плановые и внеплановые проверки деятельности саморегулируемых организаций.
В 2017 году Ростехнадзором и территориальными органами проведено 403 проверки в отношении 194 саморегулируемых организаций, в том числе:
плановые проверки - 61;
внеплановые проверки в соответствии с частью 4 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (по обращениям граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, а также Национальных объединений саморегулируемых организаций о допущенных саморегулируемыми организациями нарушениях требований законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях) - 106;
внеплановые проверки по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 года N ДК-П9-6031 - 14 (2 саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; 4 саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; 8 саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство);
внеплановые проверки по контролю за исполнением предписания - 222.
По результатам 198 контрольно-надзорных мероприятий Ростехнадзором в отношении юридических лиц саморегулируемых организаций и их должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 14.52, 14.63, 14.64, частью 2 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общая сумма наложенных штрафов по результатам контрольно-надзорных мероприятий, в том числе проведенных территориальными органами Ростехнадзора, - 3 582 600 рублей.
Количество обжалований результатов контрольно-надзорных мероприятий, а также наложенных на юридических лиц мер административного воздействия по итогам проверок - 0.
Сведения о проведенных проверках саморегулируемых организаций
Основные нарушения, допускаемые саморегулируемыми организациями
Основные типовые нарушения, допускаемые саморегулируемыми организациями в 2017 году и выявленные в ходе проведения проверок:
несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов;
несоблюдение требований статей 55.4, 55.16 и 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части формирования и размещения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации в установленном размере;
нарушение требований части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части открытия специального банковского счета в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и размещения на таком счете средств компенсационного фонда саморегулируемой организации;
несоблюдение порядка приема в члены саморегулируемой организации, порядка исключения сведений из реестра членов;
несоблюдение требований к осуществлению контроля саморегулируемыми организациями за деятельностью своих членов, в том числе нарушение порядка проведения внеплановых проверок с последующим исключением членов из состава саморегулируемой организации;
нарушение требований частей 6, 7 и 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
несоблюдение требований информационной открытости, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Требованиями к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года N 803 (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2014 года, регистрационный N 31780).
Среднее количество нарушений требований законодательства Российской Федерации, выявляемых при проверках саморегулируемых организаций
В 2017 году Ростехнадзором из государственного реестра саморегулируемых организаций по различным основаниям во внесудебном порядке в соответствии со статьей 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" исключены сведения о 64 саморегулируемых организациях.
Основания для исключения
В целях проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по итогам каждого квартала размещается информация о проведенных в истекшем квартале проверках в отношении саморегулируемых организаций с указанием наиболее часто выявляемых при проведении проверок нарушений, а также сведения о привлечении юридических и должностных лиц к административной ответственности.
В целях разъяснения новых требований законодательства с саморегулируемыми организациями было проведено 7 семинаров.
Кроме этого, создана и постоянно пополняется и актуализируется рубрика "Часто задаваемые вопросы".
С 1 июля 2017 г. окончательно вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены существенные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
О выявленных "правовых пробелах" при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, в том числе с учетом правоприменительной практики Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Ростехнадзором в Минстрой России были направлены письма от 16 января 2017 года N 00-06-0/63, от 24 мая 2017 года N 09-00-04/6050, от 9 октября 2017 года N 00-06-04/2276. Частично предложения Ростехнадзора были учтены в Федеральном законе от 18 июня 2017 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В рамках осуществления методологического сопровождения деятельности и профилактики нарушений проведен цикл обучающих семинаров для саморегулируемых организаций по новым требованиям законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях, установленным Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", проведены рабочие совещания с руководителями саморегулируемых организаций по процедуре подтверждения соответствия саморегулируемых организаций требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с частью 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и проведению внеплановых проверок саморегулируемых организаций во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 г. N ДК-П9-6031 о проверке исполнения саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство или подготовку проектной документации или выполняющих инженерные изыскания, требований законодательства, регулирующего деятельность таких организаций.
В журнале "Безопасность труда в промышленности" в 2017 году опубликована статья об итогах проведенных обучающих семинаров для саморегулируемых организаций по новым требованиям законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях.
Также ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением требований законодательства о саморегулируемых организациях, размещены и поддерживаются в актуальном состоянии на сайте Ростехнадзора по адресу: http://www.gosnadzor.ru/building/inspect/FAQ.
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в 2017 году в сфере государственного строительного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
В 2017 году Ростехнадзором продолжена работа по совершенствованию нормативных правовых актов, а именно:
постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1294 "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации", предусмотревшее осуществление с 1 января 2018 года регионального государственного строительного надзора с применением риск-ориентированного подхода;
приказ от 16 февраля 2017 года N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (зарегистрирован Минюстом России 13 марта 2017 года, регистрационный N 45921) - с 1 июля 2017 года на территории Российской Федерации прекращено действие свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ в сфере строительства; выписка из реестра членов СРО является единственным документом, подтверждающим членство юридического лица или ИП в СРО;
приказ от 26 мая 2017 года N 177 "О внесении изменений в Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июля 2013 г. N 325" (зарегистрирован Минюстом России 22 июня 2017 года, регистрационный N 47110) - скорректирован Административный регламент Ростехнадзора по надзору за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капремонта объектов капитального строительства, в том числе пересмотрен перечень документов и информации, которая может запрашиваться у проверяемого лица в ходе проверки;
приказ от 11 октября 2017 года N 419 "О внесении изменений в Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утвержденный приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 г. N 38" (зарегистрирован Минюстом России 3 ноября 2017 года, регистрационный N 48783) - скорректирован Административный регламент Ростехнадзора по федеральному строительному надзору при возведении, реконструкции объектов капстроительства, в том числе уточнен перечень необходимых документов, пересмотрены случаи, в которых надзор прекращается без выдачи заключения о соответствии, пересмотрено содержание некоторых административных процедур;
приказ от 9 ноября 2017 года N 470 "О внесении изменений в Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 (РД-11-02-2006)" - уточнено, что исполнительная документация должна храниться у застройщика, технического заказчика или лица, осуществляющего строительство, при этом теперь для проведения проверки органу государственного строительного надзора передается не сама исполнительная документация, а только ее перечень (реестр), при необходимости орган запросит конкретные документы, необходимые для проверки. Приведены новые образцы исполнительной документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 марта 2018 г. N 128 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 2017 год"
Текст приказа официально опубликован не был