Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2018 г. N 49-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 г. N 851 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан" в части, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 августа 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" Агарковой Е.А., свидетеля В. Представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Зиновьевой О.А., свидетеля Ц. представителя общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" Лукашова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (далее - Южно-Уральская дирекция ОАО "РЖД") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2016 г. N 851 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан" в части установления необходимой валовой выручки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии для акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД", на 2017 год в размере 0 рублей и занижения необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей в части амортизационных отчислений.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 августа 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Южно-Уральская дирекция ОАО "РЖД" обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно жалобы Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" и прокуратура Республики Башкортостан представили возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Республики Башкортостан и Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 с последующими изменениями, (далее - Методические указания N 20-э/2) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - Госкомитет по тарифам) является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 г. N 404.
Постановлением Госкомитета по тарифам от 28 декабря 2016 г. N 851 (далее - постановление Госкомитета по тарифам от 28 декабря 2016 г. N 851) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между административным истцом и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" на долгосрочные периоды регулирования 2017-2021 годы, в том числе с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. и с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей 82 875 руб./МВт мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 0 руб./МВт; одноставочный тариф 0,14623 руб./кВт ч.
По мнению общества, оспариваемое постановление не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. При установлении тарифов органом регулирования необоснованно исключены из необходимой валовой выручки расходы на покупку потерь электрической энергии на 2017 год и неправомерно занижены расходы на амортизацию основных средств.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, отказал в удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.
Согласно материалам дела Трансэнерго - структурное подразделение Южно-Уральской дирекции ОАО "РЖД" относится к территориальным сетевым организациям, одним из видов деятельности которой является оказание услуг по передаче электрической энергии.
По условиям договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 8 декабря 2009 г. N 203/062-09 ОАО "РЖД" оказывает ООО "Башкирские распределительные электрические сети" услуги по передаче электрической энергии в отношении точек поставки электрической энергии конечным потребителям.
Для целей тарифного регулирования на 2017-2021 годы Южно-Уральская дирекция ОАО "РЖД" 22 апреля 2016 г. обратилась в Госкомитет по тарифам с заявлением об установлении тарифов с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, с приложением обосновывающих документов.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
В силу пункта 33 Основ ценообразования уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 40.1 Основ ценообразования уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации рассчитывается как отношение величины отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения умноженной на минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год, к величине суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший период за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к шинам трансформаторных подстанций на соответствующем уровне напряжения.
В свою очередь минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определяется по формуле, содержащей значения величина фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения, а также норматив потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации, для j-ой группы территориальных сетевых организаций, определяемой по данным за последний истекший год.
Приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 г. N 674 утверждены нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.
Пунктом 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 предусмотрено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
В силу частей 1, 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Обязанность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на ресурсоснабжающую организацию.
Согласно документам, представленным для установления тарифа, уровень потерь электрической энергии заявлен обществом в размере 4,15% от величины суммарного полезного отпуска электрической энергии в электрическую сеть Южно-Уральской дирекции ОАО "РЖД" и объем потерь электрической энергии - в размере 0,68 млн. кВт ч.
По результатам проверки представленных обществом документов экспертами органа регулирования вынесено экспертное заключение, согласно которому уровень потерь электрической энергии, а также объем потерь электрической энергии в заявленном размере не принят Госкомитетом по тарифам, в связи с отсутствием у общества обосновывающих документов по расчету уровня и объема нормативных потерь для первого года долгосрочного периода регулирования согласно требованиям законодательства, а также отсутствием показаний приборов учета, относимых на собственное потребление, необходимых для фактического расчета объема потерь в сетях.
Представленные в материалы тарифного дела баланс электрической энергии по сетям организации, согласно которому отпуск из сети превысил на 3 032,37 тыс. кВт.ч поступление электроэнергии в сеть, а также расчет тарифа покупки потерь, произведенный обществом, исходя из прогнозного роста цен на электрическую энергию, путем умножения тарифа 2016 года на 107,3%, не имеют экономических и расчетных обоснований.
Расчет объема потерь, произведенный обществом согласно пункту 4.3 договора купли-продажи электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях от 1 августа 2014 г., согласно которому при указанном расчете учитываются нормативный технологический расход (потери) электроэнергии в сетях, и количество электрической энергии, отпущенной из сети сетевой организации потребителям гарантирующего поставщика и иным сетевым организациям, является необоснованным, поскольку не соответствует формуле, содержащейся в пункте 40.1 Основ ценообразования.
Доводы общества относительно направления на электронный адрес органа регулирования документов, подтверждающих факт несения административным истцом в 2015 году затрат на покупку потерь электрической энергии (договор купли-продажи электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях и счета-фактуры по покупке потерь), опровергаются представленной Госкомитетом по тарифам в материалы дела распечаткой документов с электронного носителя, в которой отсутствуют перечисленные документы.
Кроме того, в ходе анализа документов и материалов, представляемых регулируемой территориальной сетевой организацией на бумажном и электронном носителях, в том числе в формате шаблонов ФГИС "ЕИАС", органом регулирования установлено, что балансы электрической энергии и мощности, а также величина отпуска и (передачи) электрической энергии и мощности не согласованы со смежными сетевыми организациями. Фактические и прогнозные величины поступления электрической энергии и мощности, перетоков и полезного отпуска, представленные на бумажных носителях отличаются от аналогичных величин, представленных в формате шаблона ФГИС "ЕИАС" ENERGY.KTL.NET.PLAN. Прогнозные величины поступления электрической энергии и мощности, перетоков и полезного отпуска на 2017 год существенно отличаются от аналогичных фактических значений за 2015 год по структуре, объемам и составу контрагентов без указания объективных причин.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг.
Пунктом 27 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
По статье затрат "Амортизационные отчисления" экспертами органа регулирования не приняты заявленные обществом расходы в размере 284,63 тыс. руб., поскольку документы, представленные регулируемой организацией в подтверждение данных расходов, содержат противоречивые сведения (таблица П.1.17 "Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов Южно-Уральской дирекции ОАО "РЖД" на территории Республики Башкортостан", строка 4.1 амортизация основного производственного оборудования графы ЭЧ-Магнитогорск (таблица П.1.18.2) 1883,1 тыс. руб. на 2017 год, а строка 6 "сумма амортизационных отчислений" графы ЭЧ-Магнитогорск (таблица П.1.17) - 1 148 тыс. руб.).
Обществом не представлена отчетность, содержащая данные раздельного учета по форме приложения N 1 таблица 1.6 "Порядка раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике", утвержденного приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 года N 585, план счетов, отсутствуют документы, указанные в учетной политике организации, в том числе распоряжения ОАО "РЖД" от 30 октября 2003 г. N 43 и от 27 августа 2008 г. N 1814р, указатель инвентарных объектов основных средств ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением указанной организации от 13 марта 2007 г. N 395р, классификатор расходов номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО "РЖД", методика формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2004 г. N 4418р.
Также в ходе проверки экспертами установлено, что обществом не представлены результаты переоценки основных средств, предусмотренных пунктом 7 раздела 2.11 учетной политикой. По большинству объектов административного истца истек срок полезного использования, но продолжено начисление амортизации.
По Златоустовской дистанции электроснабжения затраты по статье амортизация обществом не заявлены, по Бердяушской дистанции электроснабжения описи инвентарных карточек и перечень основных средств в тарифное дело не представлены. Опись инвентарных карточек объектов по состоянию на 31 декабря 2015 г. по Магнитогорской дирекции не отображает весь перечень основных средств данной дистанции, представленный в виде описи, к которой не приложена расшифровка по оборудованию общества, участвующего в передаче электрической энергии.
При данных обстоятельствах орган регулирования обоснованно уменьшил размер амортизационных отчислений, заявленных обществом, как документально не подтвержденных.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2018 г. N 49-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был