Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 апреля 2018 г. N 03-13-14/27409
Рассмотрев обращение по вопросу повышения ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
При установлении ставок акцизов на подакцизные товары учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств которых финансируются основные социально значимые государственные программы, в частности, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение.
Ставки акциза на табачную продукцию устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации в соответствии с основными направлениями налоговой политики, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, с учетом реально складывающейся экономической ситуации, а также интересов Российской Федерации как члена Евразийского экономического союза.
Кроме того, налоговая политика в части ставок акцизов на табачную продукцию определяется с учетом положений Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон).
Статьей 13 указанного Закона установлено, что в целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.
Ставки акциза на табачную продукцию индексируются ежегодно опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.
Так, за период с 2012 по 2017 гг. минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром, папиросы увеличилась почти в 5 раз (с 460 рублей за 1000 штук до 2123 рублей за 1000 штук), с 2007 года - в 18 раз (с 115 рублей за 1000 штук до 2123 рублей за 1000 штук). При этом размер ежегодной индексации ставок акциза на сигареты с фильтром, папиросы за указанный период составлял от 23 до 60 процентов.
Индексация ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (далее - крепкая алкогольная продукция) в период с 2011 по 2014 г.г. осуществлялась опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции, а также по сравнению с другими подакцизными товарами. Ежегодный рост ставок составлял от 20 до 30 процентов к предыдущему году.
Статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2018 года, утверждены ставки акцизов на подакцизные товары на период с 2018 по 2020 г.г.
При установлении ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию учитывается, что возможность их увеличения в Российской Федерации ограничена угрозой создания экономически выгодных условий для роста нелегального оборота указанной продукции, в том числе связанных с различиями в уровне ставок акцизов, действующих в государствах - членах Евразийского экономического союза.
Что касается предложения о введении акциза на сахар, то в настоящее время данный вопрос не рассматривается, поскольку это приведет к росту цен на многие продовольственные товары. При этом содержание сахара регламентируется нормативно-технической документацией, в соответствии с которой производятся товары.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.