Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строй-Мастер" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кемеровской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: Реконструкция Кемеровской оросительной системы (III очередь), Кемеровский район, Кемеровская область (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0339100013518000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренным ГОСТ;
2. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к товару "Трубы стальные электросварные прямошовные, мерной или немерной длины" по показателю теоретической массы трубы;
3. В документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, а именно - представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе;
5. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание товара "Керосин для технических целей".
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 63 914 503 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.04.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 23.12.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренным ГОСТ, а именно:
Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к показателю длины Блоков бетонных стен подвалов сплошных типа ФБС12-4-6-Т, а именно - не менее 880 мм, вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 13579-78, требования о соответствии которому установлено документацией об Аукционе, длина равна - 1180 мм.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что, в соответствии с таблицей 1 указанного ГОСТ установлены следующие показатели длины для типа ФБС12: "880, 1180, 2380", таким образом, требования к длине не противоречат положениям ГОСТ 13579-78, кроме того, участник закупки может указать в своей заявке, например, "блоки бетонные стен подвалов сплошные типа ФБС12-4-6-Т, длина 1180 мм, ширина 400 мм, высота 580 мм", что будет соответствовать одновременно требованиям документации об Аукционе и требованиям ГОСТ 13579-78.
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего указанные требования в документации об Аукционе, не противоречат положениям ГОСТ.
В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о соответствии товара, указанного в пункте 136 технического задания документации об Аукционе "Кабель марки ПвВнг" требованиям ГОСТ 31996-2012, поскольку для указанной марки кабеля номинальное переменное напряжение 6 кВ, вместе с тем, указанный ГОСТ распространяет свое действие на кабели с номинальным переменным напряжением 0,66; 1; 3 кВ.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 135 Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Кабель ПвБбШнг": "Номинальное напряжение кабеля, не менее 1 кВ. Должны соответствовать ГОСТ 31996-2012".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что указанные в документации об Аукционе требования к товару "Кабель ПвБбШнг" соответствуют требованиям, указанным в разделе 1 "Область применения" указанного ГОСТ, согласно которому "Настоящий стандарт распространяется на силовые кабели с пластмассовой изоляцией, предназначенные для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ номинальной частотой 50 Гц".
Вместе с тем, представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что ГОСТ 31996-2012 распространяет свое действие на Кабель марки "ПвБбШнг".
Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о соответствии товаров, указанных в п.п. 101, 102, 135 "Кабель марки ПвБбШнг" требованиям ГОСТ 31996-2012, поскольку указанный ГОСТ не содержит условных обозначений "б", "Ш".
Пунктами 101, 102, 135 Технического задания документации об Аукционе установлено требование о соответствии ГОСТ 31996-2012 следующих товаров: "Кабель ПвБбШнг -1 4х25 мм2", "Кабель ПвБбШнг -1 4х16 мм2", "Кабель ПвБбШнг -1 4х120 мм2".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что в соответствии с пунктом 5.2.1.15. указанного ГОСТ "Поверх внутренней оболочки или поверх разделительного слоя бронированных кабелей должна быть наложена броня из двух стальных оцинкованных лент или лент из алюминия или алюминиевого сплава, или стальных оцинкованных проволок, или проволок из алюминия или алюминиевого сплава. Тип брони должен быть указан в технических условиях на кабели конкретных марок". Таким образом, в требованиях ГОСТ установлено, что тип брони (в случае, указанном в пунктах 101, 102, 135 документации об Аукционе Бб - броня из стальных оцинкованных лент, б - без подушки под броней) должен быть указан в технических условиях на кабели конкретных марок.
Вместе с тем, представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, что указанный ГОСТ содержит условные обозначения "б", "Ш".
Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к показателю давления Мастики, а именно - при испытании в течение не менее 10 минут при давлении не менее 0.001 Мпа, что противоречит ГОСТ 30693-2000, поскольку пунктом 4.1.7 указанного ГОСТ установлено, что кровельные мастики должны быть водонепроницаемыми при испытании в течение не менее 72 ч. при давлении не менее 0,001 МПа (0,01 кгс/см2).
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что условия водонепроницаемости, установленные в документации об Аукционе, не противоречат требованиям ГОСТ, участник может указать любое время и давление, не менее указанных в техническом задании. Кроме того, в положениях ГОСТ 30693-2000 установлено: "Гидроизоляционные мастики должны быть водонепроницаемыми в течение не менее 10 мин при давлении не менее 0,03МПа (0,3 кгс/см2), если иные условия не установлены в нормативном документе на конкретный вид мастики". Таким образом, диапазон значений условий обусловлен положением ГОСТ, о том, что согласно нормативных документов на конкретный вид мастики могут быть установлены иные условия.
Вместе с тем, представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, что требования, установленные к показателю давления мастики не противоречат положениям ГОСТ 30693-2000.
Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к показателям ширины и толщины проката сортового стального горячекатаного полосового общего назначения, на основании следующего:
Пунктом 87 документации об Аукционе установлено следующее: "Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой общего назначения, марка стали Ст3сп шириной от 50 до 200 мм, толщиной 4-5 мм. ГОСТ 103-2006".
В соответствии с инструкцией по заполнению первых частей заявок (далее - Инструкция) документации об Аукционе "при подготовке заявки участнику закупки необходимо учитывать, что при указании конкретного показателя по максимальному и (или) минимальному значению показателей вида "до x" или "от х", где "x" - верхнее/ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" включены в интервал при наличии слов "включительно", во всех иных случаях крайние значения "х" не включены в интервал, кроме характеристик температурных значений, фракций и цвета".
Таким образом, согласно Инструкции, 50 - не включает значение 50 мм. Согласно ГОСТ 103-2006 следующее значение - 55 мм, вместе с тем, прокат шириной 55 мм и толщиной 4 мм не соответствует указанному ГОСТ.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что, в соответствии с указанным ГОСТ, требованиями документации об Аукционе, участнику закупки можно выбрать различные варианты размеров полосового проката, который будет удовлетворять и требованиям ГОСТ и требованиям технического задания документации об Аукционе. Например, прокат толщиной 4 мм и шириной 75 мм, или толщиной 5 мм и шириной 60 мм.
Вместе с тем, представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, что установленные к показателям ширины и толщины проката сортового стального горячекатаного полосового общего назначения требования соответствуют требованиям указанного ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к товару "Трубы стальные электросварные прямошовные, мерной или немерной длины" по показателю теоретическая масса трубы, поскольку, в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 10704-91 необходимо устанавливать требование к показателю "теоретическая масса 1 метра трубы".
В пункте 25 технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "Трубы стальные электросварные прямошовные, мерной или немерной длины. Длина не менее 3 м. Наружным диаметром 57 мм, толщина стенки 3 мм; 3,5 мм. Теоретическая масса трубы, не менее 4,00 кг. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 10704-91".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что при составлении заявки необходимо указать массу не 1 метра трубы, а массу всей трубы. Данное требование Заказчика обусловлено техническими и производственными процессами при производстве работ.
Вместе с тем, представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, что установленное требование соответствуют указанному ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
3. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с Инструкцией "все указываемые значения показателей должны быть конкретными кроме случаев, где неконкретный показатель установлен производителем товара".
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании содержатся сведения о технических характеристиках расходных материалов, используемых при выполнении работ с указанием требуемых параметров, требуемых значений, единиц измерений.
Ввиду отсутствия надлежащей Инструкции по заполнению заявок участниками закупки не представляется возможным определить необходимость указания участниками закупок при формировании предложения в отношении объекта закупки конкретных показателей товаров, что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком надлежащим образом не установлена Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, а именно - представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчиком 16.04.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД5, а именно:
Вопрос: "Установлено:
25 Трубы стальные электросварные прямошовные, мерной или немерной длины. Длина не менее 3 м. Наружным диаметром 57 мм, толщина стенки 3 мм; 3,5 мм. Теоретическая масса трубы, не менее 4,00 кг. Должны соответствовать требованиям ГОСТ 10704-91.
В инструкции указано: В случае отсутствия указания в документации на единицы измерения показателей следует читать и применять их в соответствии с действующей нормативно-технической документацией; аналогично - в тех случаях, когда единицы измерения установлены Заказчиком не в соответствии нормативно-технической документацией.
Учитывая, что заказчиком неверно указано: масса трубы, вместо масса 1 метра (единица измерения) трубы, участнику следует читать и применять их в соответствии с действующей нормативно-технической документацией? То есть, в заявке все же указать массу одного метра трубы?".
Ответ: "В п. 25 присутствуют единицы измерения массы трубы. Единицы измерения в соответствии с международной системой единиц - "кг" (килограммы). В своей заявке в позиции 25 необходимо указать массу трубы".
Согласно пункту 25 технического задания документации об Аукционе, указанный товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 10704-91, содержащему требования исключительно в отношении массы 1 метра (единица измерения) трубы.
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, разъяснения положений документации об Аукционе, предоставленные по пункту 25 не изменяют суть документации об Аукционе.
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчиком 16.04.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД5, а именно:
Вопрос: "В п. 143. Камера сборная одностороннего обслуживания серии КСО-202 М-6-630 или эквивалент указано: Лампа серии AD22DS или эквивалент (светосигнальный индикатор), рекомендуется применять в электрощитах, промышленном оборудовании и на объектах энергоснабжения. Правильно ли участник понимает, что "КСО-202 М-6-630" - это не товарный знак? Разъясните, в каком виде можно предложить эквивалент. Можно вообще не указывать серию?".
Ответ содержит, в том числе, следующую информацию: "Не указывать серию в составе первой части заявки не разрешается. Проектом предусмотрена лампа серии AD22DS, в связи с чем, при описании использована данная маркировка. Вы можете в первой части заяви указать лампу данной серии или указать другую эквивалентную серию".
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, разъяснения положений документации об Аукционе, предоставленные по пункту 143 не изменяют суть документации об Аукционе.
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчиком 16.04.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД5, а именно:
Вопрос: "В п. 37: Керосин для технических целей", а именно - Керосин для технических целей марки КТ-1; КТ-2 или эквивалент. Согласно инструкции Перечисление марок (типов), а также взаимоисключающих показателей (характеристик) товара через знак ";" - обозначает, что необходимы товары со всеми перечисленными марками (типами), характеристиками. Разъясните, эквивалент чего можно представить? Обеих марок или КТ-2? А какой у марки КТ-2 эквивалент А можно два раза КТ-1? Кт-1 - это по логике Заказчика эквивалент КТ-2? Какие параметры эквивалентности применять?".
Ответ содержит, в том числе, следующую информацию: "В своей заявке вы не обязаны указывать эквивалентные товары, поэтому вам достаточно будет указать марки керосина, имеющиеся в описании - КТ-1 и КТ-2".
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих, что разъяснения изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, разъяснения положений документации об Аукционе, предоставленные по пункту 37 не изменяют суть документации об Аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчиком 16.04.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД7, а именно:
Вопрос: "В п. 136: Кабель ПвВнг 3х70/25-10 (мк) ГОСТ 31996-2012. Разъясните, что значит 3х70/25-10? Как указать конкретное значение в данном случае? Что это за диапазон? Кроме того, данный кабель предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках, на номинальное переменное напряжение 6 кВ частотой 50 Гц для сетей с изолированной или заземленной нейтралью. А ГОСТ 31996 распространяет свое действие на кабели с номинальным переменным напряжением 0,66; 1; 3 кВ. Кабель этот не может противоречить ГОСТ 31996. Разъясните противоречия".
Ответ содержит, в том числе, следующую информацию: "В своей заявке можете оставить ГОСТ, указанный в техническом задании, или можете указать актуальные документы на данный товар (ГОСТ 55025-2012), или же не указывать никакого ГОСТа совсем?".
Вместе с тем, согласно пункту 136 технического задания документации об Аукционе, указанный кабель должен соответствовать ГОСТ 31996-2012.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе, которые изменяют суть документации об Аукционе нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание товара "Керосин для технических целей", а именно - Керосин для технических целей марки КТ-1; КТ-2 или эквивалент, поскольку не представляется возможным определить, какой эквивалент предусмотрено предоставить.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что, в соответствии с Инструкцией "перечисление марок (типов), а также взаимоисключающих показателей (характеристик) товара через знак ";" - обозначает, что необходимы товары со всеми перечисленными марками (типами), характеристиками". Кроме того, в своей заявке участник не обязан указывать эквивалентные товары, поэтому достаточно будет указать марки керосина, имеющиеся в описании - КТ-1 и КТ-2.
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Температура размягчения по кольцу и шару должна быть в диапазоне, °С, 55-110. Гибкость при температуре (182) °С на стержне диаметром, мм, не менее 10; Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру, %, не менее 50, условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4мм при температуре (20,0
0,5) °С, с, не более 120".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подано две заявки, которые признаны соответствующими.
7. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В пункте 4.5 документации об Аукционе, установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает весь перечень возможных видов работ, установленный Постановлением N 570.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, установленные в документации об Аукционе, не включены в проектную документацию об Аукционе, например: "Устройство туннелей", "Устройство дорожной одежды автомобильных дорог", "Устройство верхнего строения железнодорожного пути".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.04.2018 N 18/44/105/367 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2018 г. N 18/44/105/367 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был