Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Национального фонда подготовки кадров (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по экспертно-аналитическому закупочной деятельности в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", заказчиком по которым является Минобрнауки России (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100003718000008) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссии:
1. неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по нестоимостным критериям оценки;
2. неправомерно осуществлена оценка заявки на участие в Конкурсе победителя Конкурса ООО "Тимбилд" по нестоимостным критериям оценки;
3. неправомерно изменен состав Единой комиссии при осуществлении рассмотрения заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 26.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 144 608 200 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.04.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 11.04.2018;
6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 6 заявок от участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "ТимБилд"
(далее - Победитель) с предложением о цене контракта 109 179 000 рублей.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Единой комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 50 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена Государственного контракта (цена единицы работы, услуги) - значимость критерия 30%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 50%;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 20%.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил о том, что Заказчиком неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по нестоимостным критериям оценки, поскольку в заявке на участие в Аукционе Заявителем представлены все сведения и документы в соответствии с требованиями порядка оценки, установленными в Конкурсной документации подтверждающие качество выполняемых работ, квалификацию трудовых ресурсов, опыт, деловую репутацию.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил и продемонстрировал, что, в частности, по показателю "Качество работ, услуг (дополнительные предложения Участника закупки в отношении объекта закупки, предъявляемые к работам (услугам), в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и технических характеристик выполняемых работ)" в заявке Заявителя представлено 1334 дополнительных предложения, в том числе, следующие:
"Будет предусмотрена возможность подключения экспертов к участию в стартовом совещании по проводимому мониторингу специализированных информационных систем, нормативных баз данных в сфере закупок посредством интернет-конференции.
Будет обеспечиваться проведение дополнительного интервьюирования экспертов при отборе в состав экспертной группы.
Будет обеспечиваться анкетирование экспертов".
Согласно Конкурсной документации критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержит, в том числе, показатель "2.2. Качество работ, услуг (дополнительные предложения Участника закупки в отношении объекта закупки, предъявляемые к работам (услугам), в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и технических характеристик выполняемых работ)", в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок:
"а) В пункте 5.1. заявки по Форме 3 "Заявка Участника закупки, включающая предложение Участника закупки в отношении объекта закупки" раздела V Конкурсной документации Участник представляет дополнительные предложения, не противоречащие содержанию наименований работ, установленных в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" конкурсной документации. Под дополнительными предложениями понимаются дополнения к качественным, техническим и функциональным характеристиками наименований работ (услуги), установленных Заказчиком в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" и обеспечивающих повышение качества работ (услуг).
б) Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется по формуле:
НЦБДОП = КЗДОП х 100 х (КДОП_i / KДОП_max),
где:
НЦБДОП - рейтинг (количество баллов) i-й Заявки по показателю "Количество дополнительных предложений Участника закупки к перечню требований, установленных в разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" с учетом коэффициента значимости показателя.
КДОП_i - число дополнительных предложений в Заявке i-го Участника.
КЗДОП - коэффициент значимости показателя.
КДОП_max - число дополнительных предложений Участника закупки, указанных в Заявке и получившей максимальное значение показателя.
При отсутствии в заявке Участника заполненного пункта 5.1. такой заявке присваивается 0 баллов.
в) При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения Контракта признается предложение Участника конкурса с наибольшим количеством дополнительных предложений, дополняющих положения Раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)", не противоречащих ему и связанных с содержанием и результатами наименований работ (услуг). Дополнительное предложение по новым наименованиям работ (услуг), не содержащимся в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)", при оценке не учитывается".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что заявке Заявителя на участие в Конкурсе по показателю "Качество работ, услуг (дополнительные предложения Участника закупки в отношении объекта закупки, предъявляемые к работам (услугам), в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и технических характеристик выполняемых работ)" присвоено 6,05 баллов из 30 возможных, при этом в заявке Заявителя на участие в Конкурсе представлено 1334 дополнительных предложения, вместе с тем Единой комиссией не учтено 1313 дополнительных предложений Заявителя.
Исходя из порядка оценки по вышеуказанному показателю, под дополнительными предложениями понимаются дополнения к качественным, техническим и функциональным характеристиками наименований работ (услуги), установленных Заказчиком в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" и обеспечивающих повышение качества работ (услуг), в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что Единой комиссией должны быть оценены все дополнительные предложения, представленные участником закупки по количественному критерию исходя из формулы, установленной в порядке оценки.
Таким образом, учитывая, что Заявителем в заявке на участие в Конкурсе представлено 1334 дополнительных предложения, Комиссия приходит к выводу, что оценка заявки Заявителя произведена ненадлежащим образом в части оценки по показателю "Качество работ, услуг (дополнительные предложения Участника закупки в отношении объекта закупки, предъявляемые к работам (услугам), в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и технических характеристик выполняемых работ)".
Учитывая изложенное, действия Единой комиссии, оценившей, сведения, представленные Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, с нарушением порядка оценки, установленного в Конкурсной документации, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Единой комиссией неправомерно осуществлена оценка заявки на участие в Конкурсе победителя Конкурса ООО "Тимбилд", в частности заявка ООО "Тимбилд" содержит недостоверные сведения в отношении опыта, деловой репутации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что оценка заявок участников закупки производилась на основании сведений, представленных участниками Конкурса в заявках на участие в Конкурсе, при этом, Законом о контрактной системе не установлена обязанность заказчика производить проверку достоверности сведений, представленных участниками закупок в составе заявок на участие в Конкурсе.
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что ООО "Тимбилд" в заявке на участие в Конкурсе в качестве документов в соответствии с порядком оценки представлены, в том числе, документы и сведения, подтверждающие опыт и деловую репутацию.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии не представили доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно изменен состав Единой комиссии при осуществлении рассмотрения заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 39 Закона о контрактной системе замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 06.04.2018 N ПВК1 на заседании Единой комиссии присутствовали: Лесина О.А., Гусева Н.В., Алейников Ю.М., Буланова К.С.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 11.04.2018 N ПРО1, на заседании Единой комиссии присутствовали: Лосиков Б.А., Землякова В.А., Ширинов И.Ш.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил документы и пояснил, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2018 N 103 утверждены составы Единой комиссии, на основании приказа от 04.04.2018 N 236 и приказа от 11.04.2018 N 264, осуществлена замена членов Единой комиссии, а именно, введены в состав единой комиссии Лосиков Б.А., Землякова В.А., Ширинов И.Ш., при этом исключены Буланова К.С., Гусева Н.В., Алейников Ю.М.
На основании изложенного, и учитывая, что на заседании Единой комиссии присутствовало более чем пятьдесят процентов общего числа ее членов, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 6.2.15 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "Исполнитель обязан согласовать с Государственным заказчиком перечень организаций - соисполнителей настоящего Государственного контракта. При заключении контракта (договора) Исполнитель должен указать требование к соисполнителям об их обязанности предоставлять и согласовывать сведения о привлекаемых ими организациями-соисполнителями и об обязанности открытия лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса в органах Федерального казначейства".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсной документацией неправомерно установлено не предусмотренное частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование о согласовании с Заказчиком привлекаемых к выполнению работ соисполнителей.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Национального фонда подготовки кадров обоснованной в части оценки заявки заявителя по нестоимостным критериям порядка оценки.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 20.04.2018 N 18/44/105/359 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.