Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Автономной некоммерческой организации содействия юридическому просвещению "Центр юридического мониторинга" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ города Москвы "Школа N 1279" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку учебного оборудования для классов по астрономии в рамках проекта "Техносфера современной школы" для нужд образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы (совместные торги) (номер извещения - 0173200001418000270) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 5 технического задания документации об Аукционе неправомерно не раскрыто требование "другие предметы";
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 9 технического задания документации об Аукционе к ряду товаров неправомерно не установлены технические, функциональные, качественные характеристики;
3. в документации об Аукционе неправомерно не установлены ограничения и условия запрета на допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящего из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968);
4. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не проведены обязательные общественные обсуждения.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.04.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.04.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 010 103 699 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.04.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 19.04.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 5 технического задания документации об Аукционе неправомерно не раскрыто требование "другие предметы".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 5 "Звездный мир" технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В состав набора должны входить: телескоп, квадрант, набор макетов планет солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн вместе с диском с изображением колец, Уран, Нептун), набор макетов планет земной группы и Луны (Меркурий, Венера, Земля, Луна, Марс), объекты солнечной системы, набор макетов Галилеевых спутников Юпитера, включая Ио, Европу, Ганимед и Каллисто, набор разверток поверхностей небесных тел, подвижная карта (планшет) звездного неба, масштабная схема солнечной системы и другие предметы, необходимые для проведения экспериментов".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 5 "Звездный мир" технического задания документации об Аукционе неправомерно не раскрыто требование "другие предметы", а именно не установлено какой именно товар подлежит поставке, а также количество поставляемого товара, что вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупки подано две заявки от участников Аукциона которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, и которые выразили согласие заключить государственные контракты на условиях, установленных в документации об Аукционе.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 9 технического задания документации об Аукционе к ряду товаров неправомерно не установлены технические, функциональные, качественные характеристики.
Пунктом 9 "Переносной купольный мультимедиа центр" технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе следующие товары: инсталляционный лазерный проектор, комплект оптики, акустическая системе, модуль обработки звука, роутер Wi-Fi, контроллер, планшет и другие.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлены технические, функциональные, качественные характеристики к указанным товарам.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требования к поставляемым товарам, в том числе к персональному купольному мультимедийному центру установлены в приложении "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" в соответствии с потребностью Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 9 технического задания документации об Аукционе к ряду товаров неправомерно не установлены технические, функциональные, качественные характеристики.
Кроме того, на участие в Аукционе подано две заявки от участников закупки, соответствующие требованиям документации об Аукционе, в том числе предложивших товары по пункту 9 технического задания в соответствии с положениями документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлены ограничения и условия запрета на допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 968.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению N 968 установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 968 для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Согласно извещению и документации об Аукционе, объектом закупки является поставка учебного оборудования для классов по астрономии, код ОКПД 2 - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", при этом на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный код ОКПД2 не входит в Перечень.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках объекта закупки поставляется единый учебный комплекс для классов по астрономии, который состоит из набора товаров, входящих в указанный комплекс.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно подтверждающих обоснованность довода Заявителя.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не проведены обязательные общественные обсуждения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835) обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Пунктом 7 Постановления N 835 обязательные общественные обсуждения проводятся в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" начальная (максимальная) цена, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту при проведении совместного конкурса или аукциона, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках объекта закупки осуществляется поставка товаров в адрес 76 заказчиков, а также заключаются государственные контракты между заказчиками и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в количестве около 76 контрактов. При этом цена каждого контракта не превышает 1 млрд. рублей, в связи с чем, положения части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе и Постановления N 835 не применяются в отношении указанной закупки.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Автономной некоммерческой организации содействия юридическому просвещению "Центр юридического мониторинга" обоснованной в части не раскрытия Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе требования "другие предметы".
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 19.04.2018 по делу N 18/44/105/363 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 апреля 2018 г. N 18/44/105/363 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был