Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ЭнергоТехСтрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства конкурентной политики Калужской области (далее - Уполномоченный орган), ГКУ КО "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия),ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству спортивного комплекса "Дворец спорта" в г. Калуге (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0137200001218000965) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Нарушены правила описания объекта закупки: неправомерно установлено требование о соответствии товара определенному ГОСТ, а также указаны показатели товаров, которых не предусмотрены в проектной документации.
2. В проекте контракта неправомерно предусмотрены следующие условия:
- условие о согласии подрядчика на нарушение со стороны Заказчика сроков осуществления промежуточных платежей;
- условие о том, что расходы по содержанию строительной площадки не возмещаются заказчиком.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 02.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 849 590 330рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки ООО "Монолитстрой", признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, нарушены правила описания объекта закупки: неправомерно установлено требование о соответствии товара определенному ГОСТ, а также указаны показатели товаров, которых не предусмотрены в проектной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании комиссии представители Заказчика сообщили, что проектная документация, разработанная в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", размещена в ЕИС в полном объеме, что позволяет определить объект закупки и сформировать заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, на размещенную в ЕИС проектную документация выдано положительное заключение ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА".
В отношении установлении значений показателей товаров, которые подлежат указанию в составе первой части заявок на участие в Аукционе, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что положения документации об Аукционе (показатели толщины алюминиевого слоя, толщины панели) сформированы исходя из потребностей Заказчика, Уполномоченного органа с учетом особенностей объекта закупки в целях надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. При этом в документации б Аукционе предусмотрена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, которая содержит правила указания значений показателей товаров.
Таким образом, по мнению представителей Заказчика, Уполномоченного органа, положения документации об Аукционе не противоречат требования Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
2. Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта неправомерно предусмотрены следующие условия:
- условие о согласии подрядчика на нарушение со стороны Заказчика сроков осуществления промежуточных платежей;
- условие о том, что расходы по содержанию строительной площадки не возмещаются заказчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что проектом государственного контракта предусмотрены в том числе следующие условия, а именно:
Пункт 4.5 государственного контракта: "Подписав настоящий Контракт, Генеральный подрядчик соглашается с тем, что нарушение Государственным заказчиком срока осуществления промежуточных платежей, предусмотренного п. 4.1.2 настоящего контракта не является обстоятельством препятствующим выполнению Генеральным подрядчиком работ по строительству объекта и не дает право Генеральному подрядчику на приостановление работ по указанному основанию".
Пункт 2.1 государственного контракта: "Затраты по эксплуатации строительной площадки и временных зданий и сооружений (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, Объекта и оборудования до выдачи разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию несет Генеральный подрядчик, Государственный заказчик их не возмещает".
В отношении указанных положений проекта государственного контракта представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что указанные условия сформированы исходя из потребностей Заказчика, Уполномоченного органа с учетом особенностей объекта закупки в целях надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в составе заявки на участие в Аукционе требуется указать характеристики товаров, указанных в таблице приложения N 2 документации об Аукционе, в числе которых установлены следующие требования к товарам, например:
Пункт 6 таблицы "Труба", ГОСТ 3262-75. Наружный диаметр - 76 мм.
Согласно таблице 1 ГОСТ 3262-75 наружный диаметр труб 76 мм в указанной таблице отсутствует, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе указаны показатели товаров, не соответствующие требованиям стандарта, что может привести к ограничению количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанных основаниях заявка участника закупки не отклонялась.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭнергоТехСтрой"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 23.04.2018 по делу N 18/44/105/364 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2018 г. N 18/44/105/365 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был