Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Единая комиссия) при проведении Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее - Заказчик), Единой комиссией конкурса на право заключения государственного контракта на разработку и подготовку к утверждению стандартов в области строительных материалов, тары, упаковки и продукции лесотехнического комплекса (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100009218000022) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно присвоившей низкое количество баллов заявке Заявителя по показателям "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работы" (далее - Показатель N 1), "Опыт участника закупки по разработке национальных и межгосударственных стандартов" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 12.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 31 736 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 03.04.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 05.04.2018;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 3 заявки от участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 24 119 360 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 50 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6, максимальное количество баллов 100;
2) Качественные характеристики работы (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 10%, коэффициент значимости 0,1, максимальное количество баллов 100;
3) Квалификация участников закупки (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,3, максимальное количество баллов 100.
Критерий N 2 содержит, в том числе показатели N N 1, 2, в рамках которых установлен следующий порядок оценки заявок, а именно:
По показателю N 1 "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" (значимость 30):
"Присвоение количества баллов заявкам по показателю 3.1 осуществляется членами Комиссии по осуществлению закупок на основе рассмотрения представленных участниками конкурса документов, подтверждающих их квалификацию, с учетом предложений о привлечении к выполнению работы дипломированных специалистов участника закупки (штатных или на договорной основе), в том числе имеющих ученые степени в области наук, соответствующих тематике работы (согласно Лоту 2.3.5 - технических, физико-математических, архитектурных, химических наук) или являющихся экспертами по стандартизации).
Заявки на участие в конкурсе будут оцениваться с использованием данных, представленных участником конкурса по пункту 1 формы 4.4, исходя из максимального значения показателя 3.1 - 30 баллов.
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по формуле:
НЦБ(3.1) = 30 х (Yi/Ymax), где:
Yi - предложение участника закупки, заявка на участие в конкурсе которого оценивается;
Ymax - максимальное предложение из всех предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
При оценке предложений участников закупки показатель Yi является суммой числа всех предложенных дипломированных специалистов имеющих ученую степень в технических, физико-математических, архитектурных, химических наук или являющихся экспертами по стандартизации, что подтверждено наличием удостоверения эксперта;
со следующими коэффициентами:
Доктор наук - 1
Кандидат наук - 0,5
Эксперт по стандартизации - 0,5
По показателю 3.2. "Опыт участника закупки по разработке национальных и межгосударственных стандартов" (значимость 50%):
"Заявки на участие в конкурсе будут оцениваться по количеству выполненных участником конкурса работ за последние 5 лет в области национальной стандартизации.
Подтверждением опыта выполнения работ в области национальной стандартизации служит информация из заявки участника конкурса (информация подтверждается копиями государственных контрактов, договоров и актов сдачи-приемки работ). Лучшим условием по данному показателю является наибольшее суммарное количество заключенных государственных контрактов (договоров), подтвержденных соответствующими актами сдачи - приемки работ".
Согласно пояснениям представителей Заказчика, сведения по Показателю N 1 указываются в соответствии с формой 4.4, согласно которой сведения о квалификации трудовых ресурсов могут быть представлены в предложенной табличной форме или в текстовой форме с указанием данных, по которым будут оцениваться заявки на участие в конкурсе по показателю "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работы", в том числе, данные об опыте работы, о привлечении к выполнению работы специалистов, имеющих ученые степени (доктора или кандидата наук), в области наук, соответствующих тематике работы, о специалистах, являющихся экспертами по стандартизации, с приложением копий документов, подтверждающих занятость сотрудников на данном предприятии (или привлеченных на договорной основе), и копий документов о наличии ученой степени, экспертной квалификации.
Также представители Заказчика сообщили, что сведения по Показателю N 2 указываются в соответствии с формой 4.4, согласно которой при отсутствии копий документов, подтверждающих тематику и качество работ (оказания услуг) сопоставимого характера и объема, указанные работы (услуги) не будут учтены при оценке заявок на участие в конкурсе.
По мнению Заявителя, в составе заявки Заявителя по Показателю N 1 представлены сведения в отношении 33 специалиста (из которых 14 докторов наук, 21 кандидатов наук, 67 экспертов по стандартизации), в то время как Единой комиссии положительно оценены сведения в отношении 14 докторов наук, 20 кандидатов наук, и не оценены сведения в отношении экспертов по стандартизации, по Показателю N 2 в составе заявки Заявителя представлены сведения в отношении 679 договоров, из которых положительно оценены Единой комиссией 99 договоров.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 05.04.2018 N ПРО1, по Показателю N 1 присвоено 22,62 балла (Yi=13*1+20*0,5+0*0,5=23 НЦБ(3.1) АО "ВНИИС" = 30 * (23/30,5) = 22,62),
по Показателю N 2 присвоено 13,41 баллов (НЦБi(3.2) АО "ВНИИС": 50 x (99/369) = 13,41 балла).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в рамках вышеуказанного порядка оценки по Показателю N 1 оценке подлежат исключительно сведения о специалистах, подтвержденные, в том числе документами о наличии ученой степени. Кроме того, в отношении подтверждения сведений об экспертах по стандартизации, указанные сведения должны быть подтверждены в рамках добровольных систем сертификации (согласно пункту 3 ГОСТ Р 1.17-2017) с приложением в заявке сертификатов, которые в свою очередь Заявителем в составе заявки не представлены, и, следовательно, не оценены положительно Единой комиссией.
В отношении оценки сведений по Показателю N 2 Единой комиссией положительно оценены 99 договоров из 679 представленных договоров, поскольку предмет договоров не соответствует тематике проводимого Конкурса и, следовательно, не оценены положительно Единой комиссией.
Вместе с тем, ознакомившись с положениями Конкурсной документации, в том числе порядком оценки по Показателям NN 1, 2 и формой 4.4, в соответствии с которой участники закупки представляют сведения по указанным показателям, Комиссия приходит к выводу о том, что из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным однозначно прийти к выводу о том, какими именно документами подтверждаются представленные в составе заявки сведения, а именно:
по Показателю N 1 в отношении экспертов по стандартизации должны быть подтверждены сертификатами в рамках добровольных систем сертификации согласно ГОСТ Р 1.17-2017;
Показателю N 2: в порядке оценки заявок отсутствует указание на представление документов, подтверждающих тематику работ, а содержится лишь в форме 4.4, при этом не установлено какие именно договоры относятся к тематике работ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, действия Единой комиссии, оценившей, в том числе сведения, представленные Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, не в соответствии порядком оценки, установленным в Конкурсной документации, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующее нарушение Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Пунктами 1, 2 приложения к техническому заданию "Перечень стандартов по лоту 2.3.5 "Разработка и подготовка к утверждению стандартов в области строительных материалов, тары, упаковки и продукции лесотехнического комплекса" по проектам стандартов "Растворы антисептического препарата ХМ-11. Технические требования, требования безопасности и методы анализа Пересмотр ГОСТ 23787.8-80", "Растворы антисептического препарата ХМФ. Технические требования, требования безопасности и методы анализа Пересмотр ГОСТ 23787.9-84" установлен срок направления в Росстандарт уведомления о начале разработки стандарта - 30.03.2018.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом сроки выполнения работ, нарушают часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 20.04.2018 по делу N 18/44/105/368 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 апреля 2018 г. N 18/44/105/368 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был