Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройбизнесконсалтинг" (далее - Заявитель) на действия Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования компонентов подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" АИС ПФР-2 (номер извещения - 0273100000118000038) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно участнику закупки по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе не представляется возможным определить объем работ и соответствующих трудозатрат исполнителя, необходимых для надлежащего выполнения работ в рамках исполнения контракта.
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования в отношении гарантийного обслуживания работ, выполненных в рамках исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 794 484 338,69 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 23.04.2018;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 27.04.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно участнику закупки ряду пунктов технического задания документации об Аукционе не представляется возможным определить объем работ и соответствующих трудозатрат исполнителя, необходимых для надлежащего выполнения работ в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1.7.3 технического задания документации об Аукционе установлено, что в случае выхода из строя оборудования, находящегося на гарантии поставщика или производителя, исполнитель организует восстановление работоспособности данного оборудования путем взаимодействия с уполномоченным сервисным центром поставщика или производителя оборудования, при этом отсутствие перечня оборудования и поставщиков соответствующего оборудования, по мнению Заявителя, не позволяют участникам закупки определить объем услуг и соответствующих трудозатрат, необходимых для надлежащего оказания услуг по контракту.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в приложении N 2 к документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень оборудования Заказчика с указанием дат окончания гарантийного срока, при этом в случае необходимости восстановления вышеуказанного оборудования исполнителю необходимо исключительно организовать взаимодействие с уполномоченным сервисным центром поставщика или производителя оборудования, что не влечет изменения услуг, оказываемых в соответствии с проектом контракта документации об Аукционе.
Пунктом 2.4 технического задания документации об Аукционе установлено, что если для решения обращений требуется присутствие специалиста исполнителя на труднодоступном объекте (удаленность свыше 150 км от областного центра и отсутствие постоянного общественного транспортного сообщения на момент необходимости выполнения работ и оказания услуг по обращению) территориального органа ПФР, то время решения увеличивается на срок проезда/пути к данному объекту по согласованию с Куратором, обращение на это время переводится в статус "Отложено", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в вышеуказанное требование технического задания документации об Аукционе, статус "Отложено" действует до момента прибытия специалиста исполнителя на объект Заказчика.
По мнению Заявителя, в пункте 3.10 технического задания документации об Аукционе не установлены сроки, в течение которых подменное оборудование возвращается исполнителю после признания неремонтопригодным оборудования Заказчика.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с требованиями вышеуказанного пункта технического задания документации об Аукционе, оборудование, переданное исполнителем в качестве замены соответствующего оборудования Заказчика, возвращается исполнителю до момента завершения действия государственного контракта.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное отлагательное условие в отношении срока возврата исполнителю оборудования обусловлен невозможностью определения точного срока ремонтных работ по восстановлению оборудования Заказчика.
Пунктом 2.8 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что в случае неисполнения исполнителем обязательств по этапу N 3 оказания услуг, выполнения работ сумма оплаты за оказываемые услуги, выполненные работы, произведенной Заказчиком за такой этап, подлежит возврату исполнителем на лицевой счет Заказчика, указанный в разделе 14 контракта, в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня получения требования Заказчика, при этом, по мнению Заявителя, отсутствие перечня услуг и запасных частей не позволяет установить размер возвращенных денежных средств.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объем услуг, подлежащих оказанию в рамках исполнения контракта, установлен в техническом задании документации об Аукционе, при этом этап N 3 оказания услуг составляет порядка 10 дней и подлежит авансированию со стороны Заказчика, при этом в случае неисполнение или ненадлежащего оказания услуг, предусмотренных этапом N 3, соответствующие денежные средства подлежат возврату на лицевой счет Заказчика в соответствии с требованиями проекта контракта документации об Аукционе.
По мнению Заявителя в пункте 1.2.2 технического задания документации об Аукционе, Заказчиком ненадлежащим образом указаны единицы измерения, а именно Гб и Тб вместо ГБ и ТБ соответственно, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные единицы измерения установлены в соответствии с "Общероссийский классификатором единиц измерения", утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366, при этом вышеуказанный классификатор допускает указание соответствующих единиц измерения как заглавными, так и прописными буквами.
По мнению Заявителя требования пунктов 1.5, 1.7.2 и 1.7.3 технического задания документации об Аукционе не позволяют участникам закупки определить объем услуг и соответствующих трудозатрат, необходимых для надлежащего исполнения контакта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные положения технического задания сформированы Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, потребностью Заказчика, а также не ограничивают количество участников закупки, что, по мнению Заказчика подтверждается количеством заявок, поданных на участие в Аукционе.
На основании изложенного, и учитывая, что Заявитель на заседании Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность изложенных доводов, а также что на участие в закупке подано 5 заявок от участников закупки, выразивших, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования в отношении гарантийного обслуживания работ, выполненных в рамках исполнения контракта.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что гарантийные работы осуществляются исполнителем исключительно в случае возникновения соответствующей необходимости, при этом в рамках исполнения контракта исполнителем осуществляется исключительно техническая поддержка и сопровождение программного обеспечения Заказчика.
При этом, как пояснил представитель Заказчика вышеуказанные гарантийные работы носят исключительно консультативный характер и не подразумевают выполнение иных работ, не предусмотренных документацией об Аукционе.
На основании изложенного, и учитывая, что Заявитель на заседании Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность изложенного довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968) установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 968 для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
В соответствии с документацией об Аукционе, в рамках исполнения контракта, поставке подлежат, в том числе, такие товары, как коммутатор и жесткие диски различных типов, при этом в Перечень включены, в том числе, такие товары, как: "устройства запоминающие внешние и внутренние" и "средства связи, выполняющие функцию систем коммутации".
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, ограничения и запреты, предусмотренные Постановлением N 968, в извещении и документации об Аукционе Заказчиком не установлены, при этом из пояснений представителя Заказчика, Комиссии не представляется возможным установить правомерность отсутствия в документации об Аукционе соответствующих запретов и ограничений.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в извещении и документации об Аукционе запреты и ограничения, предусмотренные Постановлением N 968, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло не результат осуществления закупки, поскольку в заявках участников закупки, в том числе, допущенных до участия в Аукционе, содержатся предложения о поставке товаров, происходящих исключительно из иностранных государств, в связи с чем, правовой механизм, предусмотренный Постановлением N 968 не подлежит применению.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройбизнесконсалтинг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 25.04.2018 N 18/44/105/380 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.