Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Совместное предприятие "Содружество" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) при проведении Заказчиком, Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по экспертно-аналитической оценке эффективности деятельности межрегиональных центров компетенций по обеспечению подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100003718000024) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Единой комиссии:
1. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателям "Качество работ, качество услуг (предлагаемая методология выполнения работ (оказания услуг) и предлагаемые инструменты (инструментарии) при выполнении работ (оказании услуг)" (далее - Показатель N 1), "Качество работ, услуг (дополнительные предложения Участника закупки в отношении объекта закупки, предъявляемые к работам (услугам), в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и технических характеристик выполняемых работ)" (далее - Показатель N 2) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2); "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 3), "Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимых с предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования" (далее - Показатель N 4) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 3);
2. Единой комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по показателю "Качество работ, качество услуг (предлагаемая методология выполнения работ (оказания услуг) и предлагаемые инструменты (инструментарии) при выполнении работ (оказании услуг)" (Показатель N 1) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Критерий N 2).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 05.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 28 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.03.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 30.03.2018;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 4 заявки участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "СИСТЕМА ПЛЮС"
(далее - Победитель) с предложением о цене контракта 16 240 000 рублей.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателям N 1, 2 Критерия N 2; Показателям N 3, 4
Критерия N 3;
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 26.03.2018.
Вместе с тем, жалоба на положения Конкурсной документации направлена Заявителем в ФАС России 10.04.2018.
Таким образом, Заявитель подал жалобу на положения Конкурсной документации по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на основании чего довод Заявителя на положения Конкурсной документации рассмотрению Комиссией не подлежит.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя,
Единой комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по "Качество работ, качество услуг (предлагаемая методология выполнения работ (оказания услуг) и предлагаемые инструменты (инструментарии) при выполнении работ (оказании услуг)"
(Показатель N 1) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Критерий N 2).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В приложении N 1 к Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
1) "Цена Государственного контракта (цена единицы работы, услуги)" - значимость критерия 60%;
2) "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Критерий N 2) - значимость критерия 20%;
3) "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Критерий N 3) - значимость критерия 20%.
В рамках Критерия N 2 по Показателю N 2 установлен следующий порядок оценки:
"а) Предметом оценки по данному показателю является предложение по выполнению работ (оказанию услуг), включающее описание методологии выполнения работ (оказания услуг), а также описания инструментов, применительно к каждому наименованию работ, применение которых позволит Участнику получить результаты в соответствии с требованиями раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)". Предложение предоставляется Участником по форме согласно Приложению N 1к заявке по Форме N 3 "Заявка Участника закупки, включающая предложение Участника закупки в отношении объекта закупки" раздела V Конкурсной документации, заполненного в соответствии с Инструкцией по ее заполнению.
б) Оценка для каждой заявки отдельно осуществляется следующим образом:
В рамках Шкалы оценки показателя 2.1
КМИ_i = 100 баллов в случае, если в Приложении N 1 к заявке:
1. перечень методов предлагаемых при выполнении работ (оказании услуг) представлен по всем наименованиям работ (услуг);
2. по всем методам представлены определения, раскрывающие содержание, сущность и их основные черты;
3. по всем методам представлены способы их применения при выполнении работ (оказании услуг) применительно к конкретным работам (услугам).
4. перечень инструментов (инструментариев) предлагаемых при выполнении работ (оказании услуг) представлен по всем наименованиям работ (услуг);
5. по всем инструментам (инструментариям) представлены определения, раскрывающие содержание, сущность и их основные черты;
6. по всем инструментам (инструментариям) представлены способы их применения при выполнении работ (оказании услуг) применительно к конкретным работам (услугам).
КМИ_i = 70 баллов в случае, если в Приложении N 1 к заявке:
1. перечень методов предлагаемых при выполнении работ (оказании услуг) представлен по всем наименованиям работ (услуг);
2. не по всем методам представлены определения, раскрывающие содержание, сущность и их основные черты;
3. не по всем методам представлены способы их применения при выполнении работ (оказании услуг) применительно к конкретным работам (услугам).
4. перечень инструментов (инструментариев) предлагаемых при выполнении работ (оказании услуг) представлен по всем наименованиям работ (услуг);
5. не по всем инструментам (инструментариям) представлены определения, раскрывающие содержание, сущность и их основные черты;
6. не по всем инструментам (инструментариям) представлены способы их применения при выполнении работ (оказании услуг) применительно к конкретным работам (услугам).
в) Количество баллов, присуждается за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки в соответствии с п. 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085) и определяется по формуле:
НЦБМИ = КЗМИxКМИ_i,
где:
НЦБМИ - рейтинг i-й Заявки по показателю "Качество работ, качество услуг (методология выполнения работ (оказания услуг) и применяемые инструменты (инструментарии))" с учетом коэффициента значимости показателя;
КЗМИ - коэффициент значимости показателя;
КМИ_i - количество баллов, присваиваемое заявке, которая оценивается.
г) Для целей оценки заявок по данному показателю используется следующие значения терминов.
- методология - Современный толковый словарь изд. "Большая Советская Энциклопедия"
МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и _логия) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
- метод - Большой Энциклопедический словарь
МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
- инструмент - Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.
Инструмент (-а, мужской род) - Средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь (книжное).
- инструментарий - Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.
Инструментарий (-я, мужской род) (специальное) - Совокупность инструментов (в 1 знач.), употребляется в какой-нибудь специальной области.
- определение - Большой Энциклопедический словарь
Определение - Формулировка, раскрывающая содержание, сущность, основные черты чего-л. Логическое определение. Точное, правильное, краткое.
- способ - Большой Энциклопедический словарь
Способ - тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели. Работа производится следующим способом. Существуют разные способы.
- способ - Толковый словарь русского языка Дмитриева
Способом называют систему действий, которая применяется, чтобы выполнить какую-либо работу, сделать что-либо.
д) Рейтинг i-й Заявки по показателю присваивается каждым членом Единой Комиссии, а затем, для получения оценки по показателю для каждой Заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами Комиссии по показателю".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что при оценке заявок по Показателю N 1 Критерия N 2 Единой комиссией заявке Заявителя на участие в Аукционе в соответствии со шкалой оценки присвоено 70 баллов, поскольку:
1. перечень методов предлагаемых при выполнении работ (оказании услуг) представлен по всем наименованиям работ (услуг);
2. не по всем методам представлены определения, раскрывающие содержание, сущность и их основные черты;
3. не по всем методам представлены способы их применения при выполнении работ (оказании услуг) применительно к конкретным работам (услугам).
4. перечень инструментов (инструментариев) предлагаемых при выполнении работ (оказании услуг) представлен по всем наименованиям работ (услуг);
5. не по всем инструментам (инструментариям) представлены определения, раскрывающие содержание, сущность и их основные черты;
6. не по всем инструментам (инструментариям) представлены способы их применения при выполнении работ (оказании услуг) применительно к конкретным работам (услугам).
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что в заявке Заявителя на участие в Аукционе представлено определение не по всем предлагаемым инструментариям, методам, например, по предлагаемым методам: пункт 44 "Метод автоматической классификации текстовых документов", пункт 75 "Метод групповой дискуссии", пункт 103 "Метод комплексного информационного обеспечения", пункт 114 "Метод обеспечения безопасности", что не оспаривал представитель Заявителя.
Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением комиссии ФАС России от 05.04.2018 по делу N П-35/18 в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Качество работ, услуг (дополнительные предложения Участника закупки в отношении объекта закупки, предъявляемые к работам (услугам), в результате которых предполагается улучшение и/или расширение качественных, функциональных и технических характеристик выполняемых работ)" (Показатель N 2) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Критерий N 2).
При этом, в связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдано.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Совместное предприятие "Содружество" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 05.04.2018 по делу N П-35/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.