Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них: - А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия на участке км 4+860 - км 221+000 в Брянской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0337100016518000027) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик произвел необоснованное укрупнение лота, одновременно объединив оказание услуг по содержанию дорог и искусственных сооружений, расположенных в разных субъектах (районах) Российской Федерации;
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
3. Заказчиком в проекте документации об Аукционе не установлены все возможные размеры штрафов за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
4. Заказчиком нарушены положения Указа Президента Российский Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы").
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 511 566 242 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 23.04.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик произвел необоснованное укрупнение лота, одновременно объединив выполнение различных видов и типов работ по содержанию дорог, расположенных в разных субъектах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с положениями документации об Аукционе в рамках предмета закупки необходимо оказать услуги по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них: - А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия на участке км 4+860 - км 221+000 в Брянской области.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что описание объекта закупки осуществлялось с учетом расположения дорог, находящихся в исключительном ведении Заказчика и потребностью Заказчика, сформированной в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 N 2866-р, положениями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
При этом, в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы на участке дороги, протяженность которой составляет 216,140 км.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя явку не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе характеристик товаров, предполагаемых для использования при выполнении работ (приложение N 3 к документации об Аукционе), например:
Пункт 6 "Смеси сухие ремонтные Master ЕmacoR S5400 (или эквивалент)". Прочность на сжатие, не менее: через 24 часа - 18 МПа, через 28 суток - 60 МПа. Прочность на растяжение при изгибе, не менее: через 24 часа-5 МПа, через 28 суток-8 МПа. Прочность сцепления с бетоном, не менее - 2,0 МПа. Марка по морозостойкости, для бетонов дорожных и аэродромных, эксплуатирующихся в минерализованной среде не менее F2300. Морозостойкость контактной зоны по прочности сцепления с бетоном, МПа, не менее 2. Водопоглощение при капиллярном подсосе, кг/м2*h0,5, не более 0,5. Марка по водонепроницаемости должна быть не менее W16. Объем вовлеченного воздуха 3-6%. Подвижность 165-180
мм. Сохраняемость подвижности, не менее 30 минут. 0.
Пункт 31 "Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь тип А марки I должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия". Предел прочности при сжатии при температуре 20°С, не менее 2,5 МПа. Предел прочности при сжатии при температуре 50°С, не менее 1,0 МПа. Предел прочности при сжатии при температуре 0°С, не более 11,0 МПа. Водостойкость, не менее 0,90. Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее 0,85. Сдвигоустойчивость: по коэффициенту внутреннего трения не менее 0,87, сцеплению при сдвиге при температуре 50оС не менее 0,25 МПа. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0оС: от 3,5 МПа до 6,0 МПа (включительно). Содержание щебня 60 %. Пористость минеральной части от 14 % до 19 %, по объему. Остаточная пористость св. 2,5 % до 5,0 %, по объему. Водонасыщение: для образцов отформованных из смеси св. 2,0 % до 5,0 %, по объему, для образцов переформованных из вырубок и кернов, по объему, св.1,5% до 5,0%, для вырубок и кернов готового покрытия, по объему, не более 5,0 %.
Таким образом, в документация об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, способ нанесения указанных товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте документации об Аукционе не установлены все возможные размеры штрафов за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Согласно положениям проекта государственного контракта установлены следующие условия ответственности Заказчика:
"За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом Исполнитель вправе взыскать с Заказчика штраф в размере рублей. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
Учитывая, изложенные, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения проекта государственного контракта документации об Аукционе не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком нарушены положения Указа Президента Российский Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы").
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проведение Аукциона осуществлялось в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя явку не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части установления в документации об Аукционе излишних требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний, компонентного состава товаров и технологических процессов изготовления товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.04.2018 N 18/44/105/320 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2018 г. N 18/44/105/320 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был