Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Донская Медицинская Компания" (далее - Заявитель) на действия ГУЗ "Краевая клиническая больница" (далее - Заказчик), ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ГУЗ "Краевая клиническая больница" (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для гемодиализа и гемодиафильтрации (1818-ЭА) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0891200000618001695) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В подпунктах 6 - 9 пункта 21 "Наименование, описание объекта закупки и количество товара" документации об Аукционе установлена высокая степень детализации технических характеристик расходного материала, совокупности которых соответствует продукция только одного производителя, а именно NiproCorporation (Япония).
2. В подпункте 12 пункта 21 "Наименование, описание объекта закупки и количество товара" документации об Аукционе неправомерно установлено требование о поставке комплекта артериовенозных кровопроводящих магистралей, содержащего магистраль замещающего раствора.
3. В документации об Аукционе неправомерно объединены в один предмет закупки поставка расходных материалов одноразового и многоразового применения (фильтр для системы стерилизации диализата).
Заказчик, Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 32 231 430 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.05.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 21.05.2018.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе, в подпунктах 6 - 9 пункта 21 "Наименование, описание объекта закупки и количество товара" документации об Аукционе установлена высокая степень детализации технических характеристик расходного материала, совокупности которых соответствует продукция только одного производителя, а именно по подпунктам 6-9 NiproCorporation (Япония), в частности клиренсовых показателей диализаторов.
В соответствии с пояснениями представителя Заявителя установление требований к показателям расходных материалов с высокой степенью детализации технических характеристик, исключает возможность участия хозяйствующих субъектов, предлагающих продукцию других производителей, поскольку значения клиренсовых показателей диализаторов, могут отличаться в верхних и нижних значениях, тем самым несоответствие хотя бы одному параметру делает невозможным участие в Аукционе.
Согласно проведенному анализу, в соответствии с письмом ФАС России от 18.04.2011 N АК/14239 "О направлении информации" высокая степень детализации технических характеристик расходного материала исключает участие хозяйствующих субъектов, предлагающих продукцию других производителей. Так, например, для диализатора в совокупности указание конкретной площади поверхности мембраны, коэффициента ультрафильтрации (КУФ), трансмембранного давления, конкретного материала мембраны, объема заполнения до 1 мл, клиренсов по мочевине, креатинину, фосфатам, витамину B12, вида стерилизации, внутреннего диаметра капилляра, толщины мембраны, размера мелких пор селективного слоя мембраны.
При этом указанные характеристики устанавливаются производителями и могут отличаться в верхних и нижних значениях, что не влияет на свойства товара.
Таким образом, подробное указание в документации об Аукционе на параметры и характеристики расходных материалов, установление максимальных и минимальных значений данных характеристик, приводит к ограничению количества участников закупки и закупке товаров конкретного производителя (поставщика).
Вместе с тем, Заказчик, Уполномоченный орган не представили на заседание Комиссии надлежащих доказательств, подтверждающих, что установленным Заказчиком техническим характеристикам диализаторов соответствует продукция иных производителей, за исключением продукции NiproCorporation (Япония).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что заявка единственного участника закупки, содержит предложение о поставке расходных материалов производства "NiproCorporation (Япония)".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, ограничивают количество участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, в подпункте 12 пункта 21 "Наименование, описание объекта закупки и количество товара" Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о поставке комплекта артериовенозных кровопроводящих магистралей, содержащего магистраль замещающего раствора.
Подпунктом 12 пункта 21 "Наименование, описание объекта закупки и количество товара" документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлено, в том числе следующее требование к товару "Комплект артериовенозных кровопроводящих магистралей": "Наличие в составе комплекта магистралей - магистрали замещающего раствора, предназначенной для проведения процедуры гемодиафильтрации на аппарате "искусственная почка".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что на территории Российской Федерации отсутствуют производители, имеющие регистрационное удостоверение на комплект артериовенозных кровопроводящих магистралей в составе, указанному в документации об Аукционе.
Также представитель Заявителя на заседании Комиссии представил сведения и сообщил, что согласно реестру регистрационных удостоверений медицинских изделий Росздравнадзора комплект кровопроводящих магистралей зарегистрирован только у производителя ООО "Виробан" (РУ N РЗН 2017/6435 от 03.11.2017 на медицинское изделие "Комплект магистралей кровопроводящих по ТУ 9444-003-70440344-2016"), при этом представителем Заявителя на заседании Комиссии представлена инструкция по применению комплекта магистралей кровопроводящих ТУ 9444-003-70440344-2016, согласно которой у ООО "Виробан" отсутствует комплект в составе, установленном в документации об Аукционе, в частности в указанный комплект не входит магистраль замещающего раствора.
При этом Заказчиком, Уполномоченным органом на заседание Комиссии не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность установления Заказчиком, Уполномоченным органом требования о поставке комплекта в составе, установленном в документации об Аукционе.
Кроме того, Заказчиком, Уполномоченным органом не представлено доказательств, подтверждающих соответствие продукции других производителей установленным документацией об Аукционе техническим характеристикам комплекта.
С учетом изложенного, Комиссии не представляется возможным однозначно прийти к выводу о возможности поставки комплекта артериовенозных кровопроводящих магистралей в составе, указанном в документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, ограничивают количество участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно объединены в один предмет закупки поставка расходных материалов одноразового и многоразового применения (фильтр для системы стерилизации диализата).
В соответствии с пунктом 21 документации об Аукционе необходимо осуществить поставку расходных материалов, в том числе фильтра для системы стерилизации диализата, диализаторов.
Вместе с тем, включение в один предмет закупки помимо одноразовых расходных материалов, непосредственно используемых при процедуре диализа, расходных материалов многократного применения, которые можно использовать в зависимости от интенсивности работы аппарата "искусственная почка" (далее - АИП), например, фильтр диализирующего раствора, приводит к ограничению конкуренции, поскольку такой фильтр не взаимозаменяем и не имеет аналогов других производителей конструктивно совместимых с АИП, имеющихся в лечебно-профилактическом учреждении.
При этом, Заказчик, Уполномоченный орган на заседание Комиссии не представили доказательств, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, ограничивают количество участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Донская Медицинская Компания" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Оператору электронной площадки, Уполномоченному органу, Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 16.05.2018 по делу N 18/44/105/493 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 мая 2018 г. N 18/44/105/493 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был