Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Новая линия" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург на участке км 37+000 - км 52+000 в Республике Башкортостан. 1 этап (левая сторона), "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург на участке км 37+000 - км 52+000 в Республике Башкортостан. 2 этап (правая сторона)" (номер извещения 0301100012718000049) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний товаров, химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также требования об их соответствии ГОСТ, утратившим силу.
2. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования, противоречащие ГОСТ, к товарам "Доски обрезные", "Сталь листовая оцинкованная" а также к товару "Доски необрезные" о соответствии ГОСТ 24454-80, не относящегося к указанному товару.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.03.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 294 182 283 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.05.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 08.05.2018;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
8) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний товаров, химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также требования об их соответствии ГОСТ, утратившим силу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с документацией об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную информацию:
1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (Приложение N 5 к документации об электронном аукционе), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В Приложению N 5 "Требований к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:
- пункт 1 "Смесь песчано-гравийная природная": Наибольшая крупность зерен гравия: не менее 10 не более 70 мкм; Полный остаток на ситах размером контрольных сит Dнаб: не<0 не >15% по массе;
- пункт 6 "Смесь асфальтобетонная дорожная горячая крупнозернистая пористая": Зерновой состав минеральной части смеси. Содержание зерен размером [не более] 20 мм: не менее 75 не более 100% по массе;
- пункт 16 "Электроды": временное сопротивление разрыву [металла шва или наплавленного элемента]: не<42 кгс/мм2;
- пункт 257 "Краски масляные": Условная вязкость по вискозиметру В3-4, при температуре 20С; массовая доля летучего вещества: должна быть не менее "14,5" %;
и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе
(в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Кроме того, согласно Приложению N 5 "Требований к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" документации об Аукционе установлены следующие требования:
1) пункт 18 "Профилированный настил оцинкованный": "Нормативный документ должны быть ГОСТ 24045-94".
В связи с изданием Приказа Росстандарта от 19.04.2011 N 45-ст ГОСТ 24045-94 утратил силу с 1 января 2012 года. Взамен введен в действие ГОСТ 24045-2010, при этом Приказом Росстандарта от 02.11.2016 N 1569-ст взамен ГОСТ 24045-2010 введен ГОСТ 24045-2016 с 1 апреля 2017 года;
2) пункт 46 "Блоки дверные наружные": "Нормативный документ должны быть ГОСТ 24698-81".
В связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2016 N 1734-ст ГОСТ 24045-94 утратил силу с 1 июля 2017 года. Взамен введен в действие ГОСТ 475-2016.
3) пункт 108 "Смеси бетонные": "Нормативный документ ГОСТ 26633-2012".
В связи с изданием Приказа Росстандарта от 17.03.2016 N 165-ст ГОСТ 26633-2012 утратил силу с 1 сентября 2016 года. Взамен введен в действие ГОСТ 26633-2015.
4) пункт 269 "Лесоматериалы круглые хвойных пород": "Товар соответствует ГОСТ 9463-88".
В связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.09.2016 N 1255-ст ГОСТ 9463-88 утратил силу с 1 мая 2017 года. Взамен введен в действие ГОСТ 9463-2016.
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 9463-88 утратил силу с 1 мая 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.09.2016 N 1255-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 9463-2016.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний товаров, химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также требования об их соответствии ГОСТ, утратившим силу, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования, противоречащие ГОСТ, к товарам "Доски обрезные", "Сталь листовая оцинкованная", а также к товару "Доски необрезные" о соответствии ГОСТ 24454-80, не относящегося к товару.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 80 "Доски обрезные" Приложения N 5 к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Ширина должна быть 75; 100, 125; 150 мм", "Толщина должна быть 44 и 50 мм", "Нормативный документ ГОСТ 8486-86 ГОСТ 18288-87 ГОСТ 24454-80".
В соответствии с подпунктом 21 Таблицы 1 пункта 1 ГОСТ 18288-87: "Доска Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины".
Пунктом 2 ГОСТ 24454-80 установлено, в том числе, что толщине обрезных пиломатериалов "44" соответствует ширина 75, 100, 125, 150 мм, толщине "50" соответствует ширина 75, 100, 125, 150 мм.
Кроме того, Заявитель указывает в жалобе, что Заказчиком установлены требования к товару "Доски необрезные" о соответствии ГОСТ 24454-80, не относящегося к товару, в частности ГОСТ 24454-80 не определяет ширину необрезных пиломатериалов.
Пунктом 324 "Доски необрезные" Приложения N 5 к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующее требование: "Толщина должна быть 32-40 мм", "Ширина должна быть 75; 100; 125; 150 мм".
Согласно пункту 2 ГОСТ 24454-80 установлены, в том числе номинальные размеры толщины и ширины необрезных пиломатериалов с непараллельными кромками.
В соответствии с таблицей, содержащейся в пункте 2 ГОСТ 24454-80, толщине 32-40 мм соответствует ширина 75, 100, 125, 150 мм.
Также Заявитель указывает в жалобе, что по товару "Сталь листовая оцинкованная" Заказчиком установлены требования, противоречащие ГОСТ 14918-80, в частности следующие показатели: "Глубина сферической лунки должна быть > 8.2 мм.".
В соответствии с Приложением N 6 "Инструкция по заполнению заявки участником закупки" (далее - Инструкция) в случае установления соответствующего минимального значения показателя товара с использованием знака ">", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное минимальное значение показателя товара.
Таким образом, с учетом положений Инструкции, согласно таблице 1в ГОСТ 14918-80 в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком, при толщине оцинкованной стали 1-2 мм минимальное значение глубины сферической лунки будет равно 8,6 мм.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком указаны требования к товару "Доски обрезные", "Доски необрезные", "Сталь листовая оцинкованная" в соответствии с требованиями ГОСТ.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением комиссии ФАС России от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/436 в действиях Заказчика выявлены нарушения части 6 статьи 31, частей 8, 24 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем:
- в проекте государственного контракта не установлена ответственность в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта;
- в документации об Аукционе неправомерно предусмотрено условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок;
- в проекте контракта в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлены возможные значения штрафов в соответствии с подпунктом е пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила);
- неправомерно установившего противоречивые сведения в отношении товара пункт 6 "смесь асфальтобетонная дорожная горячая крупнозернистая пористая";
- установлении ненадлежащей Инструкции, поскольку положение Инструкции: "В случае если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.)", не позволяет определить сведения, в отношении которых участник закупки может не указывать конкретные показатели товаров.
На основании решения от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/436 Заказчику выдано предписание, согласно которому Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования ГОСТ утративших силу, к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, с учетом решения от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/436, а также Заказчику при заключении контракта по результатам проведения Аукциона установить ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, а также ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с подпунктом е пункта 3 Правила, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и решения от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/436.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Новая линия" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний товаров, химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также требования об их соответствии ГОСТ, утратившим силу.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, частей 8, 24 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям, выдано на основании решения от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/436, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, переданы на основании решения от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/436 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 мая 2018 г. N 18/44/105/447 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был