Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Промоушн Трейд" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению комплекса мероприятий в рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100006018000011) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки показателей по критерию "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1), а именно:
- неправомерно установлен показатель оценки "Наличие сведений об Участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров";
- ненадлежащим образом установлен порядок оценки показателя "Опыт Участника по выполнению работ, оказанию (услуг), сопоставимого объема и характера";
- ненадлежащим образом установлен порядок оценки показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг";
2. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 10.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 61 000 000 рубль;
4) на участие в Конкурса подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурса допущены 3 заявки от участников закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "Свой туристический сервис" с предложением о цене государственного контракта 51 850 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки показателей Критерия N 1, а именно неправомерно установлен показатель оценки "Наличие сведений об Участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров", а также ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт Участника по выполнению работ, оказанию (услуг), сопоставимого объема и характера", поскольку оценке подлежат государственные контракты исполненные за период 2015 - 2017 годов, а также оценке подлежит вместо денежного выражения исполненных контрактов их количество. Кроме того, по мнению Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", а именно: специалисты, которых участник закупки предполагает привлечь к оказанию услуг, должны иметь кандидатские или докторские степени в области политических и (или) социологических, и (или) исторических наук, что ограничивает количество участников закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:
1. Цена Государственного контракта (цена единицы работы, услуги) - значимость критерия 60%;
2. Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40%.
Оценка заявок по Критерию N 1 осуществляется, в том числе с учетом показателя: наличие сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров - значимость 10% (далее - Показатель N 1).
По Показателю N 1 оценивается наличие сведений в Едином федеральном реестре туроператоров. Сведения о внесении участника закупки в реестр туроператоров подтверждается копией выписки из Единого федерального реестра туроператоров, предоставляемой в составе заявки на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что в рамках проведения закупки необходимо, в том числе, разработать деловую и культурную программу в рамках тура молодых лидеров, обеспечить сопровождающими молодых лидеров, обеспечить сопровождение оформления виз для участников тура молодых лидеров, в связи с чем, содержание Показателя N 1 в порядке оценки установлено в целях определения степени квалификации участников закупки и выявления наилучших условий исполнения государственного контракта.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок, на участие в открытом конкурсе от 04.05.2018 для закупки N 0173100006018000011 заявки все участников закупки, которые не были отклонены, представили сведения из Единого федерального реестра туроператоров и получили максимальное количество баллов.
Вместе с тем, Заявителем явка на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено надлежащих доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что Заказчиком в порядке оценки заявок неправомерно установлен Показатель N 1.
Оценка заявок по Критерию N 1 осуществляется, в том числе, с учетом показателя: опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимых с предметом Конкурса по содержанию и составу работ (услуг) - значимость 30% (далее - Показатель N 2).
Количество баллов, присуждаемых по Показателю N 2, определяется по формуле:
НЦБ(Кол) = КЗкол х 100 х (Kкол_i / Kкол_max),
где:
НЦБ(Кол) - рейтинг (количество баллов) i-й Заявки по показателю "Опыт Участника по выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого объема и характера" с учетом коэффициента значимости показателя,
Kкол_i - число контрактов в Заявке i-го Участника,
Kкол_max - максимальное число контрактов, предложенное в Заявках участников,
КЗкол - коэффициент значимости показателя.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что по Показателю N 2 оценивается количество успешно исполненных (без применения штрафов, нестоек (пени) к исполнителю) контрактов (договоров) за период 2015 - 2017 годы, предметом которых является оказание туристических услуг (разработка и реализация туристических программ/туристических поездок) ценой каждого контракта не менее 10 000 000 рублей в год. При этом из пояснений Заказчика следует, что, учитывая, период окончания финансового года - 31 декабря - учитывать государственные контракты, исполненные в 2018 году, не представляется возможным.
Вместе с тем, Заявителем явка на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств установления ненадлежащим образом порядка оценки заявок по Показателю N 2, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по Показателю N 2 не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Оценка заявок по Критерию N 1 осуществляется, в том числе с учетом показателя: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг) - значимость 20% (далее - Показатель N 3).
По Показателю N 3 оцениваются подтвержденные сведения о специалистах, которых участник закупки предполагает привлечь к оказанию услуг в рамках исполнения осуществляемой закупки, имеющих опыт в области составления и реализации туристических программ/туристических поездок в Российскую Федерацию и имеющих кандидатские или докторские степени в области политических и (или) социологических, и (или) исторических наук.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что положение Конкурсной документации о порядке оценки сведений о наличии специалистов, имеющих кандидатские или докторские степени в области политических и (или) социологических, и (или) исторических наук не противоречит положениям Закона о контрактной системе, поскольку установлено в соответствии с потребностью Заказчика и определялось исходя из необходимости организации мероприятий и сопровождения молодых лидеров, прибывающих из разных стран и являющихся носителями различных видов культур.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона, поскольку техническим задание Конкурсной документации предусмотрено оказание услуг по организации питания и обеспечение медицинским страхованием молодых лидеров.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
В Перечень включен код ОКПД2 56 <5> "Услуги общественного питания (кроме кодов 56.10, 56.21)".
Согласно пункту 2 информационной карты Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по осуществлению комплекса мероприятий в рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств.
При этом, в пункте I.5 технического задания Конкурсной документации установлено, что исполнитель должен организовать питание (обед, ужин) во время проведения тура молодых лидеров в Российской Федерации. Питание должно быть осуществлено в кафе или специализированном помещении с официантским обслуживанием. Исполнитель должен организовать проведение торжественного ужина согласно утвержденной программе. Питание должно осуществляться с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (специально оборудованные места в кафе/ресторане).
Кроме того, согласно пункту I.12 технического задания Конкурсной документации исполнитель должен обеспечить медицинское страхование всех участников тура молодых лидеров в количестве 1000 (тысяча) человек на весь период их пребывания в Российской Федерации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что услуги по организации питания подпадают под код ОКПД2 56.10.11 "Услуги по обеспечению питанием с полным ресторанным обслуживанием", 56.10.11.110 "Услуги по обеспечению питанием в ресторанах, кафе и прочих предприятиях питания в сопровождении развлекательных программ", при этом услуги по медицинскому страхованию в Перечень не входят.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
На заседании Комиссии представителем Заказчика в составе Конкурсной документации представлен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе для закупки N 0173100006018000011, дата подписания которого 04.05.2018, при этом указанный протокол не опубликован в ЕИС.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в установленный Законом о контрактной системе срок, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС 04.05.2018 размещено разъяснение положений конкурсной документации от 23.04.2018 N РД1, при этом указанное разъяснение не содержит предмета запроса.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, разместившего разъяснение положений Конкурсной документации без указания предмета запроса, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Промоушн Трейд" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/433 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 мая 2018 г. N 18/44/105/433 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был