Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "АВТОБАН-99" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" (далее - Уполномоченный орган), Федерального агентства по рыболовству (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение регионального центра мониторинга и регионального информационного центра, г. Мурманск, Мурманская область" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100115518000004) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика, при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства N 570);
2. В проекте государственного контракта и проекте организации строительства установлены противоречивые сроки выполнения работ;
3. В документации об Аукционе неправомерно установлено положение о том, что результатом выполнения работ является не заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капительного строительства, а подписание справки о стоимости выполненных работ и затрат, акта о приемке выполненных работ, подписание товарных накладных и актов приемки-передачи оборудования, при этом проект контракта не содержит положения о том, что результатом выполненных работ является реконструированный объект капитального строительства в отношении которого получено указанное заключение.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 19.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 75 848 810 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.05.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 11.05.2018.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, в соответствии с постановлением Правительства N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Кроме того, по мнению Заявителя, документация об Аукционе в нарушение требований Закона о контрактной системе предусматривает, что конкретные виды и объемы работ определяются по предложению генподрядчика, исходя из сметной стоимости работ на этапе заключения контракта.
Согласно пункту 6.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе: "Генподрядчик в течение 2-х дней с даты заключения Контракта согласовывает с Заказчиком объем и виды работ, которые Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", определенные по предложению Генподрядчика, включаются в Приложение N 13 Контракта и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
а) не менее 15 процентов цены Контракта - до 1 июля 2018 г.;
б) не менее 25 процентов цены Контракта - с 1 июля 2018 г.".
Вместе с тем, положения документации об Аукционе не предусматривают, что конкретные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта представляются Заказчику на этапе заключения контракта.
При этом документация об Аукционе не содержит указания на виды работ по реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, не установивших виды работ по реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта и проекте организации строительства установлены противоречивые сроки выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных 34 статьей Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Срок сдачи всех видов работ по Контракту - до 15 декабря 2018 года включительно".
В соответствии с проектом организации строительства срок продолжительности строительства составляет 15 месяцев.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что часть работ выполнена ранее в 2017 году по контракту N 0373100115517000001-0007297-02 от 18.05.2017, вместе с тем проектная документация составлена на весь комплекс работ, при этом сводный сметный расчет содержит только виды работ, которые необходимо выполнить в рамках данной закупки с продолжительностью около 7 месяцев.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено условие о том, что результатом выполнения работ является не заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капительного строительства, а подписание справки о стоимости выполненных работ и затрат (далее - КС-3), акта о приемке выполненных работ (далее - КС-2), подписание товарных накладных и актов приемки-передачи оборудования, при этом проект контракта не содержит положения о том, что результатом выполненных работ является реконструированный объект капитального строительства в отношении которого получено указанное заключение.
В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что проектом контракта предусмотрена поэтапная приемка выполненных работ на основании КС-2, КС-3, при этом проектом государственного контракта установлено, в том числе следующее:
"6.1.1. Для исполнения Контракта Генподрядчик принимает на себя обязательство выполнить своими силами и средствами и/или силами и средствами поставщиков и субподрядчиков все работы в объеме, сроки и на условиях, определенных в Контракте, в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами.
6.1.40. Генподрядчик обязуется не позднее срока, указанного в пункте 5.3 Контракта предоставить Заказчику все документы, необходимые в соответствии с законодательством Российской Федерации для ввода Объекта в эксплуатацию".
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генподрядчик должен обеспечить получение заключения до окончания срока выполнения работ, при этом оплата выполненных работ осуществляется после предоставления Генподрядчиком всех необходимых документов.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением комиссии ФАС России от 07.05.2018 по делу N 18/44/105/414 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 11 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31, части 8 статьи 34, части 2 статьи 110.2, выразившиеся в следующем:
- неправомерно установивших требования к участникам закупки об указании в составе заявки на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о показателях компонентного состава товара "Выключатель автоматический" и вышеуказанных показателей товаров, используемых при выполнении работ, а также сведений о результатах испытаний указанных товаров;
- ненадлежащим образом установивших дату начала срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе;
- не установивших сведения о минимальном размере взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, предусмотренный частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ, и минимальном размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров;
- не установивших положения о том, что уровень ответственности участника закупки не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта, а также указания на то, членом какой саморегулируемой организации (саморегулируемая организация в области инженерных изысканий или подготовки проектной документации, или строительства) должен быть участник закупки;
- не установивших в проекте государственного контракта размеры штрафов за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
На основании решения от 07.05.2018 по делу N 18/44/105/414 Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении выявленных нарушений, путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 1 части 15" следует читать "пунктом 1 части 15 статьи 99"
1. Признать жалобу ООО "АВТОБАН-99" обоснованной в части не установления видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, в соответствии с постановлением Правительства N 570.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 11 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 110.2, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 07.05.2018 N 18/44/105/414, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 07.05.2018 N 18/44/105/414 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 мая 2018 г. N 18/44/105/414 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был