Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СК "Содружество" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них А-305 Оренбург - Илек до границы с Республикой Казахстан, км 3+000 - км 129+773 и Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак до границы с Республикой Казахстан, км 8+000 - км 161+112 (номер извещения: 0301100012718000034) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в приложении N 3 к документации об Аукционе по товару "Асфальтобетон плотный" неправомерно установлено значение показателя "предел прочности при сжатии при температуре 0 °С, максимальное значение не должно быть более 11,0 Мпа".
2. Заказчиком в инструкции по заполнению заявок документации об Аукционе неправомерно установлено условие о том, что в случае, если один из перечисленных в документации об Аукционе документов утратил силу, вследствие отмены или замены на иной документ, то участник обязан руководствоваться действующей редакцией такого нормативно-технического документа, СНиП, СП и т.п., поскольку нормативно-технический документ в новой редакции может привести к изменению требований к конкретным показателям товаров, установленных в документации об Аукционе, и как следствие отклонения заявки участника закупки.
3. Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.03.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 669 953 520 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -26.04.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в приложении N 3 к документации об Аукционе по товару "Асфальтобетон плотный" неправомерно установлено значение показателя "предел прочности при сжатии при температуре 0 °С, максимальное значение не должно быть более 11,0 Мпа".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в приложении N 3 к документации об Аукционе по товару "Асфальтобетон плотный" неправомерно установлено значение показателя "предел прочности при сжатии при температуре 0 °С, максимальное значение не должно быть более 11,0 Мпа", поскольку согласно положениям ГСН 81-05-02-2007 "Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время" Оренбургская область, на территории которой выполняются работы в рамках исполнения контракта, относится к IV климатической зоне. При этом согласно таблице 4 ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов" предел прочности при сжатии при температуре 0 °С в IV климатической зоне, не менее 13,0 Мпа, что не соответствует установленным требованиям в документации об Аукционе.
В приложении N 3 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требований к товару "Асфальтобетон плотный", а именно: "Должен соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2013, тип должен быть А, предел прочности при сжатии при температуре 0 °С, максимальное значение не должно быть более 11,0 Мпа".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании документации об Аукционе, в том числе требований к товару "Асфальтобетон плотный" руководствовался положениями СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", в соответствии с которым природные условия района строительства характеризуются комплексом погодно-климатических факторов с учетом деления территории Российской Федерации на дорожно-климатические зоны в соответствии с приложением Б вышеуказанного СНиП, а именно участок дорог А-305 Оренбург - Илек до границы с Республикой Казахстан, км 3+000 - км 129+773 и Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак до границы с Республикой Казахстан, км 8+000 - км 161+112 расположены в III дорожно-климатической зоне.
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно таблице 4 ГОСТ 9128-2013 установлены, в том числе требования для дорожно-климатических зон, в связи с чем, ссылка Заявителя на ГСН 81-05-02-2007 "Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время", в соответствии с которым предусмотрено деление территории Российской Федерации по температурным зонам является несостоятельной.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии также пояснил, что в IV климатической зоне предусмотрен предел прочности при сжатии при температуре 0 °С для асфальтобетонов всех типов 11,0 Мпа.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что Заказчиком в приложении N 3 к документации об Аукционе по товару "Асфальтобетон плотный" неправомерно установлено значение показателя "предел прочности при сжатии при температуре 0 °С, максимальное значение не должно быть более 11,0 Мпа", в следствие чего Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в инструкции по заполнению заявок документации об Аукционе неправомерно установлено условие о том, что в случае, если один из перечисленных в документации об Аукционе документов утратил силу, вследствие отмены или замены на иной документ, то участник обязан руководствоваться действующей редакцией такого нормативно-технического документа, СНиП, СП и т.п., поскольку нормативно-технический документ в новой редакции может привести к изменению требований к конкретным показателям товаров, установленных в документации об Аукционе, и как следствие отклонения заявки участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее положение: "Если один из перечисленных в документации об аукционе документов утратил силу, вследствие отмены или замены на иной документ, то участник обязан руководствоваться действующей редакцией такого нормативно-технического документа, СНиП, СП и т.п".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требования к товарам в приложении N 3 документации об Аукционе установлены Заказчиком в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, а также вышеуказанное положение инструкции предусматривает, что если какой-либо нормативный документ отменен (утратил силу, изменен в части), и участник закупки предложит показатели по не действующему нормативному документу, его заявка на участие в Аукционе не подлежит отклонению по указанному основанию.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров.
Пунктом 4.1.2. документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную информацию:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (Приложение N 3а к документации об электронном аукционе), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В приложении N 3 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:
"Щебень. Максимальное содержание зерен слабых пород Должно быть меньше или равно 5% по массе, максимальное содержание пылевидных и глинистых частиц не должно быть более 2% по массе, содержание глины в комках должно находиться в диапазоне 0 - 0,25% по массе;
Щелочно-мастичный асфальтобетон. Однородность - максимальный коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С Не должен быть более 0,18, содержание глины в комках у применяемого щебня должно находиться в диапазоне 0 - 0,25% по массе, содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания у применяемого песка, максимальное значение не должно быть более 0,5%" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый при выполнении работ, для представления сведений о результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СК "Содружество" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком в технической части документации об Аукционе излишних требований к составу заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 03.04.2018 N 18/44/105/256, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 03.04.2018 N 18/44/105/256 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 мая 2018 г. N 18/44/105/407 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был