Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Алторг" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100005618000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно опубликовано извещение о проведении Аукциона среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
2. Заказчиком установлены противоречивые сведения в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе в отношении даты окончания подачи заявок;
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, компонентного состава товаров, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров;
4. Заказчиком в ЕИС размещено приложение N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе;
5. Количество товаров в приложении N 2 не совпадает с количеством товаров в локальной смете;
6. Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к товару "извещатель, тип 12".
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 26 129 857,24 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.05.2018;
5) дата проведения Аукциона - 18.05.2018.
На заседании Комиссии представитель Заявителя устно отозвал доводы 1, 2, так как Заказчиком внесены изменениями в документацию об Аукционе, в связи с чем Комиссией ФАС России указанные доводы не рассматриваются.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что решением Комиссии ФАС России от 25.04.2018 N 18/44/105/386 в действиях Заказчика выявлено нарушение в части установления требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведений о результатах испытаний указанных товаров и показателей технологических процессов их изготовления, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретных показателей веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками в заявках на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещено приложение N 2 к техническому заданию документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе и ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 2 к техническому заданию документации об Аукционе размещено в ЕИС без каких-либо ограничений, связанных с его ознакомлением, а также не защищено паролем, имеется возможность поиска и копирования фрагментов текста, а также печати документа или его части. При этом указанный формат позволяет осуществлять ознакомление с содержанием приложение N 2 к техническому заданию документации об Аукционе без дополнительных программных или технологических средств.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в локальной смете документации об Аукционе предусмотрено использование 90 товаров, однако в приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе содержится требование о предоставлении информации о 260 товарах.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, заказчик должен руководствоваться едиными правилами описания объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные в приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе товары установлены в соответствии с локальной сметой и в соответствии с Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к товару "пункт 9, извещатель, тип 12", поскольку, по мнению Заявителя, требования к описанию указанного товара относятся к товару "кабельканал".
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно приложению N 2 документации об Аукционе, к товару "извещатель, тип 12" установлены, в том числе, следующие требования: "тип лицевой поверхности кабель-канала: ответвления Т-образные матовый; глянцевый; температура эксплуатации кабель-канала: ответвления Т-образные -30 ... +65".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что данное требование установлено в соответствии с потребностью Заказчика с целью достижения наилучшего результата выполнения работ.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
Также, в ответе на запрос N 662989 от 23.04.2018 Заказчиком дан ответ, что участники закупки вправе проставить прочерк, в том числе к данным параметрам.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Кроме того, решением Комиссии ФАС России от 25.04.2018 N 18/44/105/386 в действиях Заказчика выявлены нарушения частей 13.1, 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащего срока возврата Заказчиком исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а также в не установлении надлежащего срока оплаты оказания услуг.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 1 части 15" следует читать "пунктом 1 части 15 статьи 99"
1. Признать жалобу ООО "Алторг" обоснованной в части установления излишних требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний и технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, частей 13.1, 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее выдано предписание об устранении нарушений по делу от 25.04.2018 N 18/44/105/386, по данному делу предписание не выдавать.
6. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 25.04.2018 N 18/44/105/386 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.