Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Институт социальных технологий" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФГБУ "Российский детско-юношеский центр" (далее - Аукционная комиссия) при проведении ФГБУ "Российский детско-юношеский центр" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, Федеральным агентством по делам молодежи (далее - Уполномоченный орган), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг по содействию в организации и проведении Всероссийской смены "РДШ в эфире" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100003518000052) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в принятии неправомерного решения об отказе Заявителя в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 03.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 400 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.04.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Закупки - 20.04.2018;
6) на участие в закупке подано 7 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 5 заявок от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 23.04.2018;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене государственного контракта подавали 4 участника Аукциона;
10) победителем Аукциона признано ООО "ГЛЭМ-ЭВЕНТС" с минимальным предложением о цене государственного контракта 2 193 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуги должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.04.2018 N 0173100003518000052-1 участнику закупки с порядковым номером заявки N 7 (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Участник закупки в своей заявке указал несоответствующие характеристики в отношении товара из пункта 5 Технического задания, а именно: футболка - состав, что не соответствует требованиям, установленным Документацией по проведению электронного аукциона, и на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона является основанием для отклонения".
В пункте 5 технического задания документации об Аукционе содержатся требования к характеристикам внешнего вида футболок, а именно: "футболка свободной формы, из трикотажного полотна (кулирка, от 90% хлопок, до 10% лайкра плотность от 200 гр/м2) белого цвета".
В соответствии с пунктом 14 информационной карты документации об Аукционе "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Согласно инструкции по заполнению первой части (далее - Инструкция), содержащейся в подпункте "б" части 3.2.2.3 документации об Аукционе, при описании характеристик используемых товаров "в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона включая крайние значения; "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения".
На заседании Комиссии установлено, что в составе первой части заявки Заявителя содержится следующее описание внешнего вида футболок: "футболка свободной формы, из трикотажного полотна (кулирка, 90% хлопок, 10% лайкра плотность от 201 гр/м2) белого цвета". При этом, Заявителем указаны крайние значения характеристики состава футболки, что, согласно пояснениям Заказчика, противоречит положениям Инструкции.
Таким образом, Аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
1. Частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕИС, дата подписания протокола подведения итогов 23.04.2018. Таким образом, регламентированный срок размещения протокола подведения итогов Аукциона на электронной площадке и в ЕИС - 24.04.2018.
При этом, в соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, протокол подведения итогов Аукциона размещен Заказчиком в ЕИС 25.04.2018.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают требования части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На заседании Комиссии установлено, что согласно части 7.3 проекта контракта документации об Аукционе "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы". Кроме того, в части 7.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в частях 7.3, 7.4 проекта контракта документации об Аукционе установлен ненадлежащий порядок начисления пени за просрочку заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, что нарушает частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
За заседании Комиссии установлено, что согласно части 7.9 проекта контракта документации об Аукционе "За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ".
При этом, пунктом 5 информационной карты документации об Аукционе установлено, что предметом Аукциона является оказание комплекса услуг по содействию в организации и проведении Всероссийской смены "РДШ в эфире".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в рамках проведения данной закупки выполнение видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства не предусмотрены.
Согласно части 7.10 проекта контракта документации об Аукционе "В случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности Исполнителя за неисполнение условия о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного Контрактом".
При этом, Комиссией установлено, что в силу требований пункта 15 информационной карты документации об Аукционе в закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, таким образом, положения части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе к Аукциону не применяются.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 6 технического задания документации об Аукционе установлено требование к флагу виндеру "размещение логотипа РДШ и ВДЦ "Океан" по согласованию с Заказчиком".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указание в техническом задании документации об Аукционе требования о необходимости размещения на флаге виндере логотипа ВДЦ "Океан" является технической ошибкой, поскольку организация и проведение Всероссийской смены "РДШ в эфире" проводится в ВДЦ "Смена".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа выразившиеся в установлении противоречивых сведений описания объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя, поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Институт социальных технологий" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, нарушения части 8 статьи 69, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 08.05.2018 N 18/44/105/434 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.