Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Капиталснаб" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Дагестан" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции магистрального канала, коллекторов им. Октябрьской революции и сооружений Коровской оросительной системы, Республика Дагестан Дюкер через р. Шкра-Озень (2-нитки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0303100001018000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Неправомерно установлено требование о соответствии характеристик товара "Горячекатная арматурная сталь периодического профиля класса: А-II" положениям ГОСТ 34078-2017;
2. В документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, а также требованиям, предусмотренным ГОСТ.
Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 13.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 227 226 840 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.05.2018.
3. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о соответствии характеристик товара "Горячекатная арматурная сталь периодического профиля класса: А-II" положениям ГОСТ 34078-2017, поскольку указанный ГОСТ устанавливает требования к прокладкам рельсовых скреплений железнодорожного пути.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 1 ГОСТ 34078-2017 содержит следующее: "Настоящий стандарт распространяется на прокладки рельсовых скреплений железнодорожного пути, предназначенные для установки на деревянных и железобетонных шпалах, брусьях стрелочных переводов и эксплуатации в звеньевом и бесстыковом железнодорожном пути в условиях грузового, скоростного, совмещенного со скоростным движения".
Вместе с тем, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции магистрального канала.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в отношении товара "Горячекатная арматурная сталь периодического профиля класса: А-II" в документации об Аукционе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, а также требованиям, предусмотренных ГОСТ, а именно в отношении показателя "крупность" товара "Бетон тяжелый".
Согласно положениям документации об Аукционе, к товару "Бетон тяжелый" установлены, в том числе, следующие требования: "ГОСТ 26633-2015; Значения показателей, которые не могут изменяться - крупность заполнителя: 20 мм, класс В3,5 (М5)".
Вместе с тем, положениями ГОСТ 26633-2015 установлено значение показателя "Наибольшая крупность заполнителя":
"Наибольшая крупность заполнителя, мм Содержание фракций в крупном заполнителе, %
От 5 до 10 мм Св. 10 до 20 мм Св. 20 до 40 мм Св. 40 до 80 мм Св. 80 до 120 мм
20 25 - 40 60 - 75 - - - "
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что участнику закупки не представляется возможным представить в составе заявки сведения в отношении указанной в документации об Аукционе характеристики товара с учетом требования о ее соответствии ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования в отношении товара "Бетон тяжелый" в документации об Аукционе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 08.05.2018 N 18/44/105/441 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении в документации об Аукционе требований к описанию в составе заявки на участие в Аукционе товаров, используемых при выполнении работ, а также об их соответствии требованиям ГОСТ, не установлении надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, а также не размещении в ЕИС проектно-сметной документации, на основе которой, согласно инструкции, предоставляются сведения в заявке на участие в Аукционе, не исполнении ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе. На основании решения от 08.05.2018 N 18/44/105/441 Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Капиталснаб" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/441, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 08.05.2018 по делу N 18/44/105/441 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 мая 2018 г. N 18/44/105/442 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был