Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2018 г. N 81-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселение", утвержденных решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 г. N 496, по апелляционной жалобе Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района на решение Кемеровского областного суда от 19 декабря 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Кемеровской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевское сельское поселения", утвержденных решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 г. N 496 со дня их принятия в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:922, 42:04:0211005:3392, 42:04:0211005: 3393С 42:04:0211005:3394 территориальной зоны Ж2.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые Правила в части установления на карте градостроительного зонирования в границах указанных земельных участков территориальной зоны Ж2 - жилой зоны с малоэтажной застройкой сезонного проживания противоречат градостроительному законодательству, Генеральному плану Елыкаевского сельского поселения, согласно которому в отношении земельных участков, установлена функциональная зона - зона особо охраняемых природных территорий, за границами населенных пунктов.
Решением Кемеровского областного суда от 04 мая 2017 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Совет народных депутатов Кемеровского муниципального района просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Кемеровской области, представлены возражения.
В судебное заседание прокурор Кемеровской области, представители Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района, Главы Кемеровского муниципального района не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 3 закона Кемеровской области от 17 декабря 2004 г. N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований" Елыкаевское сельское поселение расположено на территории Кемеровского муниципального района.
Согласно статье 24 Устава муниципального образования Кемеровского муниципального района Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления Кемеровского муниципального района.
Решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 г. N 496 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Елыкаевского сельское поселение". Указанный нормативный акт принят уполномоченным органом в установленной форме.
Правила землепользования и застройки Елыкаевского сельского поселения состоят из текстовой части и графической части - Карты градостроительного зонирования, согласно которой земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0211003:922, 42:04:0211005:3392, 42:04:0211005:3393, 42:04:0211005:3394 отнесены к территориальной зоне Ж2 - жилой зоны с малоэтажной застройкой сезонного проживания.
Вместе с тем, согласно фрагменту действующего Генерального плана Елыкаевского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 24 ноября 2014 г. N 383, территория, на которой расположены земельные участка, находится за пределами населенных пунктов, относится к функциональной зоне особо охраняемых природных территорий.
Согласно материалам дела земельные участки имеют категорию земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства, поставлены на кадастровый учет в период с 04 июля 2013 г. по 14 июля 2014 г. и три из них зарегистрированы за физическими лицами.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки не соответствует Генеральному плану в части размещения в функциональной зоне особо охраняемых природных территорий территориальной зоны Ж2, что противоречит требованиям градостроительного законодательства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса и статье 11 Земельного Кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен исключительно к компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса должен соблюдаться принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии со статьями 1, 34 и 35 Градостроительного кодекса.
Из толкования вышеприведенных норм во взаимосвязи с частью 9 и частью 10 статьи 31 Градостроительного кодекса следует закрепление принципа первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки.
Поскольку территориальное зонирование указанных земельных участков произведено без учета функциональных зон и параметров их планируемого развития, установленных Генеральным планом сельского поселения, вывод суда первой инстанции о принятии Правил землепользования и застройки Елыкаевского сельского поселения в нарушении действующего федерального законодательства, является обоснованным.
С учетом изложенного, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 19 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2018 г. N 81-АПГ18-2
Текст определения официально опубликован не был