Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2018 г. N 43-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Калининой Л.А., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Удмуртской республиканской общественной организации "Союз ученых и инженерных общественных отделений" о признании недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2007 г. N 172 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Удмуртской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции от 24 апреля 2017 г. N 164) в части установления значения ставки арендной платы 1,5% на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "город Ижевск", код 3.5 Приложение 2, по апелляционной жалобе Удмуртской республиканской общественной организации "Союз ученых и инженерных общественных отделений" на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Удмуртская республиканская общественная организация "Союз ученых и инженерных общественных отделений" (далее - УРОО "СНИОО", общество) обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 г. N 172 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Удмуртской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (в редакции от 24 апреля 2017 года N 164) в части установления значения ставки арендной платы 1,5% на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "город Ижевск", код 3.5 Приложение 2.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УРОО "СНИОО" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Удмуртской Республики и прокуратурой Кировской области представлены возражения.
В судебное заседание представители административного истца, Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики и прокуратуры Удмуртской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В отношении земельных участков, расположенных на территории Удмуртской Республики постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 г. N 172 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с указанным Положением величина годовой арендной платы за земельные участки определяется на основании базовой ставки арендной платы за землю, установленная в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка согласно приложению 2, в котором установлено значение базовой ставки арендной платы за земельный участок с видом разрешенного использования для образования и просвещения - 0,2%.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 апреля 2017 г. N 164 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 г. N 172, где в Приложении 2 значение ставки арендной платы установлено в размере 1,5% для земельных участков на территории "города Ижевск" и предназначенных для образования и просвещения. Постановление N 164 официально опубликовано на сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.
Согласно материалам дела административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:050693:6, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К. Маркса, д. 130, для эксплуатации и обслуживания административного здания, на основании договора аренды земельного участка N 5818 от 17 июля 2014 г. и Соглашения N 655аз-5818 от 4 сентября 2015 г.
Расчет арендной платы по договору производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, в редакции от 24 апреля 2017 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что применение установленной формулы при расчёте арендной платы не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582).
Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчёта величины базовой ставки.
Согласно материалам дела, оспариваемой нормой установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, указанные в Приложении 2, расположенные на территории муниципального образования "город Ижевск".
Поскольку арендованный истцом земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности, расчёт арендной платы должен производиться исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
В обоснование соответствия оспариваемого акта принципу экономической обоснованности административный ответчик представил заключение специалиста по вопросу экономической обоснованности размера арендных ставок за земельные участки, расположенные, в том числе на территории муниципального образования "город Ижевск". В ходе исследования проводился экономический анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а также анализ доход приносящих и доход не приносящих земельных участков (земли образования и просвещения).
Арендная плата, состоит из инвестированного капитала (рыночная стоимость объекта), коэффициента пропорциональности (годовой ставки текущей доходности) и издержек, непосредственно связанных с содержанием сдаваемого в аренду имущества, которые должны быть покрыты арендными платежами.
Специалистом сделан вывод, что по аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ставка арендной платы должна состоять из ставки налога и издержек по управлению имуществом, при высокой коммерческой привлекательности и низкой сложности управления. Для земельных участков, не относящихся к приносящей доход недвижимости, значения ставок аренды земель, могут не превышать ставку налога, либо быть немного выше, учитывая премию за риск управления инвестициями.
Установленная в оспариваемом постановлении ставка арендных платежей в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "Образование и просвещение" (код 3.5), расположенных на территории МО "город Ижевск", не превышает ставки земельного налога в городе Ижевске, применяется ко всем арендатором земельных участков с соответствующим видом разрешенного использования.
С учетом изложенного руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2017 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Удмуртской республиканской общественной организации "Союз ученых и инженерных общественных отделений" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2018 г. N 43-АПГ18-2
Текст определения официально опубликован не был