Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.Г. Саркисян к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, отменив судебные постановления военных судов первой и апелляционной инстанций, признала правомерным решение жилищной комиссии пограничного органа о снятии совершеннолетних детей гражданки Е.Г. Саркисян с учета нуждающихся в жилом помещении в избранном ею месте жительства. Как указала Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей при перемене места жительства осуществляется при условии их совместного проживания; дети Е.Г. Саркисян не проживали вместе с ней на момент принятия решения о признании ее нуждающейся в жилом помещении, они поступили на военную службу по контракту и проживали в местах, отличных от места службы и жительства Е.Г. Саркисян.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.Г. Саркисян оспаривает конституционность ряда положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих":
пункта 5 статьи 2, относящего к членам семьи военнослужащего в целях предоставления социальных гарантий и компенсаций детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
статьи 15, предусматривающей жилищные гарантии для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, условия предоставления этих гарантий, а также основания и порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.
По мнению заявительницы, оспариваемые взаимосвязанные законоположения не соответствуют статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 23 (часть 1), 27 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 40, 43 (части 1 и 3) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку ставят предоставление жилищных гарантий военнослужащим и членам их семей в зависимость от таких обстоятельств, как совместное проживание и возраст членов семьи военнослужащего, и не принимают во внимание факты вынужденного раздельного их проживания, в частности в связи с переводом военнослужащего к новому месту службы или в связи с обучением детей военнослужащего, не достигших возраста 23 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения. Также в жалобе указано, что оспариваемые нормы вводят необоснованные различия в правах детей военнослужащих в зависимости от места обучения этих детей (в том же населенном пункте, где проходят службу их родители, или нет).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывает тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом общественного статуса этих граждан, а также реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятые в рамках дискреции законодателя и в порядке развития указанных конституционных требований, предусматривают гарантии в жилищной сфере для военнослужащего и членов его семьи (в том числе достигших совершеннолетия), которые проживают непосредственно с ним. Подобное правовое регулирование направлено на повышение уровня социальной защиты совместно проживающих военнослужащих и членов их семей, т.е. на повышение уровня социальной защиты определенной категории граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1771-О и от 25 сентября 2014 года N 2275-О).
Как следует из представленных материалов, заявительница не проживала совместно со своими совершеннолетними детьми, которые обучались и проходили военную службу (достигнув уже возраста 23 лет) в других населенных пунктах.
С учетом изложенного оспариваемые положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", учитывающие специфику социальных гарантий в жилищной сфере, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Положения пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" направлены на создание правового механизма обеспечения повышенной социальной защиты определенного круга членов семьи военнослужащего, они не регламентируют условия предоставления дополнительных жилищных гарантий и круг их получателей, а потому сами по себе также не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Саркисян Елены Гургеновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2018 г. N 1016-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Саркисян Елены Гургеновны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 5 статьи 2 и статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)