Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на установление правового регулирования отношений по привлечению инвестиций юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определение правовых основ деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).
1. Частью 3 статьи 5 законопроекта установлено, что осуществление инвестиций способами, предусмотренными указанной статьей, гражданами, не являющимися квалифицированными инвесторами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляется при условии, что общая сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать сумму, установленную нормативным актом Банка России.
В целях создания правовых основ осуществления краудфандинговой деятельности на принципах определенности и стабильности, а также обеспечения развития краудфандинга в Российской Федерации представляется целесообразным установление предельных лимитов инвестирования указанием конкретных сумм непосредственно в законопроекте.
Так, в законопроекте необходимо установить, что осуществление инвестиций. способами, предусмотренными законопроектом, гражданами Российской Федерации, не являющимися квалифицированными инвесторами и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляется при условии, что общая сумма инвестиций одного инвестора, привлекаемых во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать шестисот тысяч рублей, а общая сумма инвестиций, привлеченных одним лицом с использованием инвестиционных платформ в течение календарного года, не может превышать одного миллиарда рублей.
При этом для лиц, являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с требованиями Федерального закона "О рынке ценных бумаг", лимиты на осуществление инвестиций законопроектом не устанавливаются. Таким образом, поддерживая подход о возможности снятия таких лимитов для квалифицированных инвесторов, отмечаем, что требования, установленные указанным Федеральным законом для квалифицированных инвесторов, формировались для рынка публичных ценных бумаг, процесс инвестирования на котором отличается от механизмов, используемых в краудфандинговой деятельности. С учетом этого представляется целесообразным рассмотреть возможность смягчения существующих в настоящее время требований к квалифицированным инвесторам в Российской Федерации, осуществляющим инвестиции посредством инвестиционных платформ.
2. Абзац третий части 2 статьи 3 законопроекта и абзацы первый и второй части 2 статьи 3 законопроекта необходимо соотнести между собой в части взимания платы за предоставление услуг по организации розничного финансирования.
3. В соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. В этой связи представляется необходимым в части 2 статьи 4 законопроекта указать на стандартные формы договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании, поскольку указанные договоры в соответствии с частью 3 статьей 3 законопроекта являются договорами присоединения.
4. Положения части 9 статьи 6 законопроекта, предусматривающие ограничение на привлечение инвестиций посредством предложения токенов инвестиционного проекта для юридических лиц, сведения о которых не включены в реестр операторов инвестиционных платформ, и иные ограничения, не учитывают возможности осуществления деятельности по организации розничного финансирования индивидуальными предпринимателями.
5. Частью 9 статьи 6 законопроекта предусмотрено ограничение в части возможности ведения учета денежных средств каждого инвестора и лиц, привлекающих инвестиции, в случае использования номинальных счетов для осуществления розничного инвестирования.
Представляется необходимым исключить указанное ограничение, учитывая, что использование номинальных счетов любыми лицами регулируется статьями 860.1 - 860.6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
6. Проведение операторами инвестиционных платформ рейтингования (рэнкинга) инвестиционных проектов не всегда может быть предусмотрено в рамках краудфандинговой деятельности, в связи с чем требование, предусмотренное подпунктом 6 части 3 статьи 13 законопроекта, представляется избыточным и должно реализовываться только в случае, если проведение рейтингования предусмотрено правилами инвестиционной платформы.
7. Представляется необходимым конкретизировать подпункт 4 части 1 статьи 14 законопроекта, указав, что устанавливаемый нормативным актом Банка России порядок проведения проверок Банком России деятельности операторов инвестиционных платформ должен содержать предмет, сроки, формы и последовательность проведения таких проверок.
8. В законопроекте необходимо предусмотреть положения, определяющие последствия исключения из реестра операторов инвестиционных платформ Банка России операторов инвестиционных платформ, а также уточнить часть 2 статьи 1 законопроекта, принимая во внимание способы осуществления инвестиций, предусмотренные частью 1 статьи 5 законопроекта, в том числе дополнительной проработки вопроса о добровольности регистрации в реестре операторов инвестиционных платформ.
9. Необходимо соотнести положения части 2 статьи 5 законопроекта, предусматривающей перечень имущественных прав, обозначаемых токенами инвестиционных проектов, которые возможно приобрести посредством инвестиционной платформы, с положениями законопроекта N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володиным, П.В.Крашенинниковым, и с положениями законопроекта N 419059-7 "О цифровых финансовых активах", внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Н.А.Журавлевым, а также дополнительно проработать положения законопроекта с учетом нецелесообразности излишнего регулирования гражданско-правовых отношений.
10. В пункте 4 части 2 статьи 4 законопроекта, предусматривающем требования о наличии в правилах инвестиционной платформы видов (перечня) договоров, которые могут заключаться с использованием инвестиционной платформы, необходимо конкретизировать, о каких договорах идет речь.
11. Положения пункта 3 части 4 и пункта 2 части 5 статьи 6 законопроекта необходимо уточнить, указав, что соответствующие лица не должны иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
12. Положения части 3 статьи 3 и части 5 статьи 12 законопроекта необходимо уточнить, указав, что использование электронной подписи участниками инвестиционной платформы должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи".
13. Терминология, используемая в законопроекте, нуждается в доработке, в том числе необходимо дополнительно проработать такие понятия, как "краудфандинг", "инвестиционный проект", "рэнкинг", "договор об оказании услуг по организации розничного финансирования (краудфандинга)", "привлечение инвестиций посредством предложения токенов инвестиционного проекта", а также уточнить состав сведений, позволяющих идентифицировать оператора инвестиционной платформы.
14. Положения законопроекта, предусматривающие механизм заключения договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании с использованием способов идентификации и аутентификации, определяемых правилами инвестиционной платформы, необходимо соотнести с требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которыми организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя с подтверждением достоверности сведений о клиенте.
15. Статью 13 законопроекта следует дополнить обязательным условием об отсутствии оператора информационной платформы, лиц его контролирующих, привлекающих инвестиции или выполняющих обязанности органа управления, в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму.
Согласно пункту 4 статьи 9 законопроекта указанный оператор обязан предоставлять информацию о заключенном договоре по требованию суда, должностным лицам правоохранительных органов при наличии согласия руководителя следственного органа, а также органов внутренних дел.
Данная норма не соотносится с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 апреля 2018 г. N 2948п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым"
Текст письма официально опубликован не был