Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 430594-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" внесен Президентом Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 10 мая 2018 г. N 64/7)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 9 апреля 2018 года (протокол N 111, пункт 68) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 430594-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" (далее - законопроект).
По данному законопроекту в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
1) Предлагается ввести норму, в соответствии с которой лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности на постоянной основе, государственные гражданские и муниципальные служащие имеют право участвовать на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации и представлять интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования соответственно в органах управления и ревизионной комиссии организации, в которой Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование являются учредителем (акционером, участником), в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
Полагаем, следует уточнить понятие "коллегиальный орган организации", так как структура органов управления коммерческих и некоммерческих организаций различна.
Так, например, в соответствии с нормами статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган.
2) Предлагается ввести норму в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой с согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего, в то время как в настоящий момент такое взыскание применяется только на основании результатов проверки. Аналогичная норма вносится и в Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Также предлагается увеличить период, в течение которого могут быть применены такие взыскания, с одного до шести месяцев со дня поступления информации о совершении государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения и ввести срок давности по привлечению к взысканию - не позднее трех лет со дня его совершения.
Заметим, что аналогичная норма для муниципальных служащих законопроектом не вводится. В настоящий момент Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что предусмотренные взыскания применяются в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами. Таким образом, полагаем, в целях поддержания взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы необходимо также обозначить сроки привлечения к взысканию для муниципальных служащих.
3) Внесением изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" предлагается обязать атамана войскового казачьего общества представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации. Проверка таких сведений будет осуществляться также в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации. Полагаем, стоит сохранить в предлагаемой редакции части и норму о предоставлении сведений о расходах, так как законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в части установления контроля за расходами лиц, замещающих должность атамана войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
4) Предлагается значительный ряд изменений в Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" которыми, в том числе, устанавливается контроль за расходами лиц, замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, по сделкам по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенным лицами в период замещения (занятия) таких должностей.
Законопроектом устанавливается, что такой контроль осуществляется в течение шести месяцев со дня освобождения от должности или увольнения.
Конкретизируются полномочия, обязанности и права Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров в части контроля за соответствием сведений о расходах.
В данной части заметим, что согласно части 2 статьи 6 Федерального закона 12 июля 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" "наведение справок" относится к оперативно-розыскным мероприятиям, проводимым органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, к которым Прокуратура Российской Федерации не относится.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 144-ФЗ следует читать как "12 августа 1995 г."
5) Предлагается отменить установленный в настоящий момент Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" семидневный срок рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов обращения гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, и однодневный срок направления уведомления о принятом решении.
Реализация нормы может привести к тому, что федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно будут определять не только процедуру принятия решения, критерии дачи согласия при рассмотрении комиссией обращения, но и сроки его рассмотрения, что может стать причиной значительного затягивания рассмотрения обращения. Возможно, стоит оставить в федеральном законодательстве крайний срок рассмотрения обращения, например, не более 15 рабочих дней.
В целом предполагаемые законопроектом изменения направлены на реализацию мероприятий, указанных в национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы в Российской Федерации, и соответствуют принципам государственной политики в сфере противодействия коррупции.
На основании вышеизложенного Комитет поддерживает указанный законопроект с учетом указанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.