1. Нарушение срока размещения информации об исполнении контракта и его оплате влечет наложение штрафа на должностное лицо заказчика.
Прокурором установлены следующие обстоятельства. Заказчиком заключены с ООО "Г" государственные контракты от 21.07.2017 N 115, от 26.10.2017 N 173 (далее - Контракты) на поставку пищевой продукции (творог, жирность 9%) российского производства.
Во исполнение государственного контракта N 115 Заказчик производил оплату ООО "Г" за поставленный товар 16 раз (платежные поручения: от 07.08.2017 N 303516 по товарной накладной от 02.08.2017, от 07.08.2017 N 303515 по товарной накладной от 26.07.2017, от 17.08.2017 N 340884 по товарной накладной от 14.08.2017, от 25.08.2017 N 368259 по товарной накладной от 23.08.2017, от 05.09.2017 N 396765 по товарной накладной от 30.08.2017, от 18.09.2017 N 443913 по товарной накладной от 13.09.2017, от 29.09.2017 N 493285 по товарной накладной от 25.09.2017, от 05.10.2017 N 522307 по товарной накладной от 02.10.2017, от 11.10.2017 N 548901 по товарной накладной от 09.10.2017, от 18.10.2017 N 571355 по товарной накладной от 16.10.2017, от 26.10.2017 N 606070 по товарной накладной от 23.10.2017, от 10.11.2017 N 670640 по товарной накладной от 13.11.2017, от 16.11.2017 N 690784 по товарной накладной от 13.11.2017, от 03.11.2017 N 645107 по товарной накладной от 30.10.2017, от 07.12.2017 N 753987 по товарной накладной от 29.11.2017, от 06.12.2017 N 771918 по товарной накладной от 30.11.2017).
Согласно материалам дела, информация об оплате государственного контракта N 115 в единой информационной системе размещена 09.02.2018.
При исполнении государственного N 173 Заказчик произвел оплату ООО "Г" за поставленный товар платежным поручением от 27.12.2017 N 871928 по товарной накладной от 21.12.2017.
Однако, информация об исполнении и оплате государственного контракта N 173 в единой информационной системе размещена 08.03.2018.
В соответствии с пунктом 10 части 2, части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение трех рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего информацию об оплате контракта с нарушением срока, нарушают положения части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 7.31 КоАП, за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, предусмотрена административная ответственность.
Материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2018 г. по делу N АК095-18)
2. В случае, если комиссия заказчика отказывает в допуске организации к участию в закупке, основываясь на неправомерных положениях документации о закупке, такой отказ в допуске признается незаконным.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации по объекту (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе) заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 16.05.2017 N ПРО1 заявка акционерного общества "Л" (далее - АО "Л") не соответствует требованиям Конкурсной документации по следующим основаниям: "в нарушение части 3.5.2. Раздела I Конкурсной документации предложение участника в отношении объекта закупки представлено не в полном объеме, а именно - ряд положении Технической части (Технического задания, Задания на проектирование) в предложении Участника отсутствует".
В подпункте "Б" пункта 6.1.3 установлено, что предложение участника закупки, в том числе предложение в отношении объекта закупки должно соответствовать требованиям Части V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации.
Вместе с тем, Часть V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации состоит из следующих разделов:
- Техническое задание.
- Применяемая законодательная и нормативная база.
- Задание на разработку проектной документации по объекту.
Согласно пункту 3.3.1.2 раздела 3.3 "Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе" заявка на участие в Конкурсе должна содержать в том числе предложение в отношении объекта закупки по Форме 2.1 Части III "Примерные образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" Конкурсной документации.
Согласно пункту 3.5.1 Информационной карты Конкурсной документации Участник конкурса должен представить в составе заявки: Предложения в отношении объекта закупки по Форме 2.1. Часть III "Примерные образцы форм и документов для заполнения участниками закупки", включающее в себя: предложения о перечне выполняемых работ (наименования, виды (содержание)) в соответствии с данными представленными в Части V "Техническая часть конкурсной документации".
В Форме 2.1 "Предложение в отношении объекта закупки" Конкурсной документации установлено, что первый столбец "Наименование показателя" заполняется участником закупки в соответствии с частью V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации, во втором столбце "Предложение Участника конкурса" участник закупки указывает перечень выполняемых работ (наименования, виды (содержание).
Вместе с тем, в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению формы 2.1 Конкурсной документации, позволяющая определить какие именно сведения (виды работ, показатели и требуемые значения, указанные в части V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации) подлежат описанию и представлению участниками закупки в форме 2.1 Конкурсной документации.
Таким образом, Заказчик установил ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Конкурсе.
Учитывая, что в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, а именно установлена инструкция не позволяющая определить какие именно сведения (виды работ, показатели и требуемые значения, указанные в части V "Техническая часть" Конкурсной документации) подлежат описанию и представлению участниками закупки в заявке АО "Л", действия Единой комиссии, признавшей заявку АО "Л" на вышеуказанных основаниях как несоответствующую требованиям Конкурсной документации, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 7.30 КоАП, за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 28.03.2018 г. по делу N ВП-275/17/АК426-17)
4. Заказчик должен установить в проекте государственного контракта положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом.
Заказчиком проведен конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение услуг по осуществлению функций заказчика строительства при проведении инженерных изысканий, разработке проектной документации (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого открытого конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 04.08.2017, дата вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 04.08.2017, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 08.08.2017.
Вместе с тем, согласно Конкурсной документации, срок окончания подачи заявок - 11.07.2017, дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 11.07.2017, дата проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок - 13.06.2017. При этом, извещение о проведении Конкурса опубликовано 13.07.2017.
Согласно сведениям размещенным в ЕИС рассмотрение и оценка заявок на участие в Конкурсе проведено 08.08.2017.
Таким образом, сроки, указанные в извещении о проведении Конкурса противоречат срокам, указанным в Конкурсной документации.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации установлены следующие нормативные документы: СНиП 3.05.06-85 - Электротехнические устройства; СНиП 11-02-96 - Инженерные изыскания для строительства, основные положения; СНиП 11-01-95 - "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
Согласно материалам дела, СНиП 3.05.06-85 утратил силу с 17.06.2017, СНиП 11-02-96 утратил силу с 01.07.2013, СНиП 11-01-95 утратил силу с 17.02.2003.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Техническом задании Конкурсной документации недействующие нормативные документы, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Любой участник конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик направит в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Дата начала подачи запросов на разъяснения: 20.06.2017. Дата окончания подачи запросов на разъяснения: 06.07.2017".
Согласно материалам дела, в Конкурсной документации даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, установлены раннее, чем опубликовано извещение о проведении Конкурса.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс), в том числе в части обязанности членства в саморегулируемой организации лиц, выполняющих функции технического заказчика, вступившие в силу с 1 июля 2017 года.
Согласно пункту 22 статьи 1 Градостроительного кодекса технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса.
Учитывая изложенное, лицо, выполняющее функции технического заказчика, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сфере деятельности, которой относится часть таких функций.
Вместе с тем, Конкурсная документация не содержит требований о членстве в саморегулируемой организации.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 13 статьи 34, пунктов 1, 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 20.04.2018 г. по делу N К-1033/17/АК098-18)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.