Письмо Ассоциации российских банков от 25 мая 2018 г. N А-01/5-139
См. ответ, приведенный в письме ФССП России от 9 июня 2018 г. N 00174/18/65375-ИС
Ассоциация российских банков обращается в связи с возникшим у банков - членов АРБ вопросом о правомерности привлечения территориальными подразделениями Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения ФССП России) банков к административной ответственности по статье 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Так, банки сообщили об участившихся случаях составления подразделениями ФССП России протоколов об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
Однако при привлечении банков к административной ответственности по части 1 статьи 14.57 КоАП РФ подразделениями ФССП России не учитывается следующее.
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" банки являются кредитными организациями, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Как было указано Московским городским судом в решениях от 10.07.2018 по делу N 7-8917/2017 и от 24.11.2017 по делу N 7-14767/17, банки, являющиеся кредитными организациями, действуют на основании лицензий на осуществление банковских операций, выданных Банком России, поэтому, как следует из прямого указания части 1 статьи 14.57 КоАП РФ, они не могут быть субъектом правонарушения по данной норме. Возврат просроченной задолженности основным видом деятельности банка не является в отличие от иных, не кредитных, организаций, контроль за деятельностью которых возложен на Федеральную службу судебных приставов.
Нужно отметить, что в соответствии с пунктом 1 Положения "О Федеральной службе судебных приставов", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, помимо прочего, уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
То есть на нормативном уровне прямо установлено, что ФССП России вправе осуществлять контроль за деятельностью по возврату просроченной задолженности тех юридических лиц, которые осуществляют деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве своего основного вида деятельности.
Вместе с тем банки не являются такими организациями.
Помимо этого, является очевидным, что часть 1 статьи 14.57 КоАП РФ не подразумевает иного толкования, кроме как толкования, при котором в качестве субъекта указанного в ней правонарушения рассматривается любой(-ое), кроме кредитной организации, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах. Толкование же, в силу которого под субъектом данного правонарушения могли бы рассматриваться все кредиторы, а в качестве их представителей - все лица, кроме кредитных организаций, не позволяет установить закладываемый смысл в такое ограничение и, соответственно, цель такой нормы.
Центральным банком Российской Федерации также была высказана позиция о том, что "кредитные организации не входят в круг субъектов подлежащих административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ".1
Таким образом, привлечение банков к административной ответственности по части 1 статьи 14.57 КоАП РФ и, соответственно, составление протоколов об административном правонарушении подразделениями ФССП России нельзя считать правомерным.
В связи с вышеизложенным просим высказать официальную позицию ФССП России по вышеуказанной проблеме.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Федеральной службой судебных приставов по вопросам применения действующего законодательства об исполнительном производстве.
Президент |
Г. А. Тосунян |
------------------------------
1 Письмо Банка России от 27.07.2017 N 31-5-1/6222 "О применении статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 25 мая 2018 г. N А-01/5-139
Текст письма официально опубликован не был