Письмо Ассоциации российских банков от 25 мая 2018 г. N А-02/1Л-138
Важной задачей, поставленной Президентом РФ в Указе от 7.05.18 г. N 204, является задача развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Так как МСП является существенной составляющей современной рыночной экономики, позволяет обеспечить самореализацию граждан, обеспечивает занятость населения, диверсификацию и высокий уровень конкуренции в экономике.
Банк России посвятил данному вопросу раздел в своей "Стратегии повышения финансовой доступности в РФ на период 2018 - 2020 годов".
Специфика российского МСП заключается в превалировании микропредприятий (95,4% от общего числа МСП) со средним числом 1,2 работников. Данный сегмент предприятий испытывает острый дефицит в оборотных и основных средствах. В силу низкой квалификации, дефицита кадров и свободного времени микропредприятия не имеют возможности представлять в кредитные организации качественно подготовленные документы для получения надлежащего финансирования.
В силу небольших потребностей (от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей) основной массы предпринимателей и высоких требованиях, предъявляемых Центральным банком РФ к системе мониторинга банком состояния клиента и резервированию на возможные потери по ссудам заемщикам - субъектам малого бизнеса, они представляют небольшой интерес для банков: затраты банка на анализ кредитной заявки, резервирование и сопровождение выданного кредита в соответствии с действующими требованиями в большинстве случаев формируют запретительную ставку для данной категории заемщиков.
В целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого бизнеса предлагаем внести в нормативные документы Центрального банка РФ положения, упрощающие и удешевляющие выдачу банками микрокредитов (кредитов субъектом МСП в размере до 5 млн рублей) и их последующий мониторинг. Для устранения риска "расщепления" кредитов целесообразно предусмотреть такой упрощенный порядок выдачи микрокредитов при ограничении совокупной кредитной задолженности субъекта МСП.
Также направляю предложения банков к размещенному на сайте Центрального банка РФ проекту указаний "О внесении изменений в 590-П", направленные на повышение доступности кредитов для субъектов МСП (прилагаются).
Приложение: Предложения банков, направленные на расширение доступности кредитов для субъектов МСП - на 12 л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Предложения от банков, поступившие в Ассоциацию российских банков, направленные на расширение доступности кредитов для МСП
Концептуально:
1. Предлагается увязывать риск по кредиту и расходы на управление этим риском с размером кредита - по мере уменьшения размера кредита необходимо обеспечить и снижение расходов на выдачу и сопровождение выданного кредита, включая мониторинг состояния заёмщика и систему управления риском по кредиту.
Необходимо учитывать, что распределение субъектов МСП по масштабам бизнеса крайне неоднородно со сверхконцентрацией микропредприятий
Виды субъектов МСП |
в тыс. шт. |
в % |
Микро |
5.887 |
95,4% |
Малые |
264 |
4,3% |
Средние |
20 |
0,3% |
ВСЕГО: |
6.171 |
100% |
экспертная оценка потребности в кредитах со стороны МСП (в штуках) имеет следующее распределение:
Потребность в кредитах (в штуках) |
в % от общего числа |
До 1 млн рублей |
58% |
До 5 млн рублей |
24% |
До 20 млн рублей |
10% |
До 100 млн рублей |
6% |
0т 100 млн рублей |
2% |
Регулирование выдачи банками небольших кредитов (менее 5 млн рублей) и надзор за ними на тех же условиях, что и по более крупным кредитам, приводит к невозможности удовлетворить 80% спроса (от числа субъектов МСП, нуждающихся в кредитных ресурсах) и перенаправление их на более дорогой и достаточно узкий рынок МФО. Поэтому для повышения доступности для субъектов МСП кредитов необходимо максимально снизить издержки банков на выдачу, мониторинг и обслуживание кредитов до 5 млн рублей, сохранив приемлемый контроль за риском. Сегодня присутствует существенный разрыв в подходах по управлению рисками и формированию резервов, и соответствующими затратами на выдачу и обслуживание микрокредитов, кредитной организацией и микрофинансовыми компаниями, что дает возможность снижения требований по оценке рисков и резервированию для кредитных организаций по микрокредитам, с сохранением качества предоставляемых кредитов.
2. Упростить мониторинг и сопровождение кредитов от 5 млн рублей, которые относятся банком к портфелю однородных ссуд.
Предложения к проекту указания "О внесении изменений в Положение Банка России от 28 июня 2017 года N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"
N |
Пункт документа (590-П), содержание |
Проект ЦБ 590-П |
Предложения банков |
Комментарии |
- |
П. 5.1. "Кредитные организации могут формировать резерв по портфелю однородных ссуд, каждая из которых незначительна по величине. Возможность формировать резерв по портфелю однородных ссуд не распространяется на ссуды, предоставленные одному заемщику _... совокупная величина таких ссуд на дату оценки риска превышает 0,5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации." |
", предоставленных кредитной организацией с универсальной лицензией, на дату оценки риска превышает 0,5 процента от величины ее собственных средств (капитала) или если величина каждой из ссуд и (или) совокупная величина таких ссуд, предоставленных кредитной организацией с базовой лицензией, на дату оценки риска превышает 1,5 процента от величины ее собственных средств (капитала)"; |
Кредитные организации могут формировать резерв по портфелю однородных ссуд, каждая из которых незначительна по величине. Возможность формировать резерв по портфелю однородных ссуд не распространяется на ссуды, предоставленные одному заемщику _... совокупная величина таких ссуд на дату оценки риска превышает: Для банков с капиталом от 3 млрд рублей - большее из 2-х значений: 50 млн рублей или 0,5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации. Для банков с капиталом от 1 до 3 млрд рублей - 5 млн рублей + 1,5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации. Для банков с капиталом до 1 млрд рублей - 2% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации. |
1. В предлагаемом проекте при получении банком с базовой лицензией универсальной лицензии кредиты, относимые банком к ПОС падает с 45 млн рублей до 15 млн рублей, что не соответствует интересам ни банка ни заемщиков. При том, что качество системы управления рисками в банке не снизиться. Предлагается устранить этот перепад с сделать более плавным изменение показателя. 2. Для небольших банков (с капиталом до 1 млрд рублей) данный показатель предлагается повысить до 2%, что для банка с капиталом 1 млрд рублей составит 20 млн, а для банка с капиталом 300 млн рублей - 6 млн рублей. Данные изменения предлагаются использовать и далее по тексту проекта, например в п. 5.1., абз.5. |
- |
П. 5.1 абз.5 "Кредитная организация не вправе включать в портфель (портфели) однородных ссуд ссуды, полностью либо частично направленные на цели, перечисленные в пунктах 3.13 и 3.14 настоящего Положения (за исключением ссуд, указанных в пункте 3.14 настоящего Положения, в отношении которых уполномоченным органом управления кредитной организации принято решение об отсутствии по ним индивидуальных признаков обесценения" |
"В случае если ссуды, предоставленные заемщику, классифицируются на индивидуальной основе и по ним имеются признаки обесценения, иные ссуды, предоставленные данному заемщику, не могут быть включены в портфель однородных ссуд и (или) должны исключаться из портфеля однородных ссуд, за исключением ссуд, величина каждой из которых не превышает 0,01% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации (но не более 1 млн рубл), и при этом совокупная величина ссуд, выданных кредитной организацией с универсальной лицензией одному и тому же заемщику, не превышает 0,5% от величины ее собственных средств (капитала) кредитной организации, а совокупная величина ссуд, выданных кредитной организацией с базовой лицензией одному и тому же заемщику, не превышает 1,5% от величины ее собственных средств (капитала), а также ссуд, являющихся исключением для абзаца 3-го настоящего пункта."; |
"В случае если ссуды, предоставленные заемщику, классифицируются на индивидуальной основе и по ним имеются признаки обесценения, иные ссуды, предоставленные данному заемщику, не могут быть включены в портфель однородных ссуд и (или) должны исключаться из портфеля однородных ссуд, за исключением ссуд, величина каждой из которых не превышает 0,1 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации (но не более 1 миллиона рублей), и при этом совокупная величина ссуд, выданных одному и тому же заемщику кредитной организацией: - с капиталом более 3 млрд рублей - не превышает большего из 2-х значений: 50 млн рублей или 0,5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации; - с капиталом от 1 до 3 млрд рублей - не превышает 5 млн рублей + 1,5% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации; - с капиталом до 1 млрд рублей - не превышает 2% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации.
|
Предлагаем увеличить значение с 0,01 до 0,1 процента а также учесть изменения в п.5.1. |
- |
П. 5.1., абз. 16 "Ссуды, предоставленные субъектам МСП, являющимся таковыми согласно N 209-ФЗ "О развитии МСП"_, в том числе финансовое положение которых оценивается как среднее при размере ссуды, не превышающем 5 миллионов рублей, в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам группируются в один из следующих портфелей обеспеченных ссуд _" |
после слов "ст. 4198" дополнить словами "; 2017, N 31, ст. 4756, N 49, ст. 7328) (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; цифру "5" заменить на цифру "10". |
после слов "ст. 4198" дополнить словами "; 2017, N 31, ст. 4756, N 49, ст. 7328) (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; цифру "5" заменить на цифру "20". |
Предлагаем увеличить пороговое значение максимальной суммы ссуд, группируемых в портфели однородных ссуд в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ним, до 20 млн.руб. Данное изменение позволит сократить затраты банков на сопровождение портфельных ссуд и увеличить объемы кредитования без существенного увеличения риска. |
- |
П. 5.1., абз. 25: "_. В случае ухудшения оценки финансового положения заемщика до плохого включительно кредитная организация вправе не исключать из соответствующего портфеля однородных ссуд ссуду величиной до 1 миллиона рублей, предоставленную физическому лицу (кроме ипотечной жилищной ссуды), либо ссуду величиной до 5 миллионов рублей, предоставленную субъектам малого и среднего предпринимательства, _.". |
|
"_. В случае ухудшения оценки финансового положения заемщика до плохого включительно кредитная организация вправе не исключать из соответствующего портфеля однородных ссуд ссуду величиной до 1 миллиона рублей, предоставленную физическому лицу (кроме ипотечной жилищной ссуды), либо ссуду величиной до 20 миллионов рублей, предоставленную субъектам малого и среднего предпринимательства, _.". |
Благодаря данной норме рассмотрение вопросов о предоставлении подобных ссуд субъектам МСП носит менее затратный характер и более быстрые сроки рассмотрения. Считаем необходимым пересмотреть пороговое значение максимальной суммы кредита, указанной в абзаце 25-м пункта 5.1. Положения ЦБ РФ N 590-П с 5 млн. рублей до 20 млн. рублей, т.к. установленный еще в 2013 году не отражает текущее положение рынка кредитования МСП. Увеличение порогового значения ссуд, подлежащих упрощенному портфельному резервированию до 20 млн. рублей позволит банкам существенно увеличить объемы кредитования субъектов МСП в сегменте краткосрочного кредитования субъектов МСП на небольшие суммы. Портфельное резервирование данных ссуд, приведет к повышению доступности кредитов для субъектов МСП. |
- |
3.9.2. К иным существенным факторам, которые могут повлиять на принятие кредитной организацией решения о классификации ссуды в более низкую категорию качества, чем это предусмотрено таблицей 1 настоящего пункта, в том числе могут быть отнесены: ________ использование ссуды заемщиком не по целевому назначению, определенному в договоре, на основании которого ссуда предоставлена; |
|
3.9.2. К иным существенным факторам, которые могут повлиять на принятие кредитной организацией решения о классификации ссуды в более низкую категорию качества, чем это предусмотрено таблицей 1 настоящего пункта, в том числе могут быть отнесены: ________ использование ссуды заемщиком не по целевому назначению, определенному в договоре, на основании которого ссуда предоставлена: - при размере ссуды до 5 млн рублей - в сумме более 500 тыс рублей; - при размере ссуды от 5 до 20 млн. руб. - более 10%; - при размере ссуды от 20 млн рублей - более 2 млн рублей + 5%. |
В соответствии с п. 3.9.2. Положения, к иным существенным факторам, которые могут повлиять на принятие кредитной организацией решения о классификации ссуды в более низкую категорию качества, чем это предусмотрено, в том числе может быть отнесен факт использования ссуды заемщиком не по целевому назначению, определенному в договоре, на основании которого ссуда предоставлена. При кредитовании в форме овердрафт заемщики в счет кредитных ресурсов могут проводить существенное количество платежей, при этом суммы платежей могут быть незначительными. Таким образом, может быть допущено нецелевое использование кредитных ресурсов. В Положении необходимо закрепить предельную сумму платежа, по которой кредитная организация может не отслеживать целевое использование, например 500 т.р. |
- |
К п. 3.12.2.1. "3.12.2. Требование подпункта 3.12.1 настоящего пункта не распространяется: 3.12.2.1. на ссуды, предоставленные кредитным организациям;" |
"3.12.2. Требование подпункта 3.12.1 настоящего пункта не распространяется: 3.12.2.1. на ссуды, предоставленные кредитным организациям, микрофинансовым компаниям;" |
"3.12.2. Требование подпункта 3.12.1 настоящего пункта не распространяется: 3.12.2.1. на ссуды, предоставленные кредитным организациям, микрофинансовым, лизинговым, факторинговым компаниям;" |
Предлагается расширить перечень исключений, включив в него не только межбанковские кредиты и кредиты микрофинансовым компаниям, но и кредиты лизинговым и факторинговым компаниям. |
- |
К п. 3.12.2.8 "3.12.2. Требование подпункта 3.12.1 настоящего пункта не распространяется: 3.12.2.8. на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу, в случаях, когда сумма уплаченных им налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, за четыре квартала, предшествующих дате оценки кредитного риска по ссуде, составляет не менее 10 процентов суммы совокупной ссудной задолженности заемщика перед кредитной организацией, включая предоставляемую кредитной организацией ссуду, или не менее 100 миллионов рублей, а также при условии подтверждения уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей копиями платежных поручений о перечислении с отметкой об исполнении и (или) предоставленными заемщиком налоговыми декларациями (бухгалтерской отчетностью), содержащими отметку налогового органа об их принятии (в том числе полученными в электронном виде)." |
|
"3.12.2. Требование подпункта 3.12.1 настоящего пункта не распространяется: 3.12.2.8. на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу, в случаях, когда сумма уплаченных им налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, за четыре квартала, предшествующих дате оценки кредитного риска по ссуде, составляет не менее 10 процентов суммы совокупной ссудной задолженности заемщика перед кредитной организацией, включая предоставляемую кредитной организацией ссуду, или не менее 100 миллионов рублей (в отношении субъектов малого предпринимательства - не менее 10 миллионов рублей), а также при условии подтверждения уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей копиями платежных поручений о перечислении с отметкой об исполнении и (или) предоставленными заемщиком налоговыми декларациями (бухгалтерской отчетностью), содержащими отметку налогового органа об их принятии (в том числе полученными в электронном виде). |
|
- |
3.12.2.11. Требование подпункта 3.12.1 не распространяется: - на ссуды, предоставленные индивидуальным предпринимателям; |
|
Предлагаемая редакция "3.12.2.11. Требование подпункта 3.12.1 не распространяется: - на ссуды, предоставленные субъектам индивидуальным предпринимателям; - на суды, предоставленные иным субъектам малого бизнеса при размере ссуды менее 5 млн рублей и годовом обороте (выручке) менее 5 млн рублей"; |
|
- |
К п. 3.13.2. "3.13. Не выше, чем в III категорию качества (сомнительные), классифицируются следующие ссуды. _ 3.13.2. Ссуды, договоры, на основании которых они предоставлены, предусматривают при наступлении определенных обстоятельств в части обслуживания долга (например, в случае досрочного погашения ссуды) возможность освобождения от уплаты процентов или снижения процентной ставки до уровня ниже указанного в абзацах втором и третьем подпункта 3.13.3 настоящего пункта."
|
|
"3.13. Не выше, чем в III категорию качества (сомнительные), классифицируются следующие ссуды. _ 3.13.2. Ссуды, договоры, на основании которых они предоставлены, предусматривают при наступлении определенных обстоятельств в части обслуживания долга (например, в случае досрочного погашения ссуды) возможность освобождения от уплаты процентов или снижения процентной ставки до уровня ниже указанного в абзацах втором и третьем подпункта 3.13.3 настоящего пункта. Действие настоящего пункта не распространяется на ссуды, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, по которым возможность освобождения от уплаты процентов или снижения процентной ставки предоставляется в соответствии с планом развития бизнеса организации и период действия льготной меры не превышает 180 календарных дней." |
|
- |
К п. 3.13.3. "3.13.3. Ссуды, предоставленные юридическим лицам (кроме кредитных организаций, а также юридических лиц, которые эмитируют (выпускают) ценные бумаги и предоставляют поручительства (гарантии), относящиеся к обеспечению I и II категории качества в соответствии с пунктами 6.2 и 6.3 настоящего Положения), по ставке процента, составляющей по состоянию на дату заключения договора, на основании которого ссуда предоставлена: ______________________. по ссудам в валюте Российской Федерации - менее двух пятых ставки рефинансирования Банка России;" |
|
"3.13.3. Ссуды, предоставленные юридическим лицам (кроме кредитных организаций, а также юридических лиц, которые эмитируют (выпускают) ценные бумаги и предоставляют поручительства (гарантии), относящиеся к обеспечению I и II категории качества в соответствии с пунктами 6.2 и 6.3 настоящего Положения), по ставке процента, составляющей по состоянию на дату заключения договора, на основании которого ссуда предоставлена: ___.................................. по ссудам в валюте Российской Федерации - менее двух пятых ставки рефинансирования Банка России. Действие настоящего пункта не распространяется на ссуды, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, по которым возможность освобождения от уплаты процентов или снижения процентной ставки предоставляется в соответствии с планом развития бизнеса организации и период действия льготной меры не превышает 180 календарных дней." |
|
- |
3.13.6. Ссуды, предоставленные кредитной организацией заемщикам для приобретения у кредитной организации имущества, полученного ею в результате прекращения обязательств заемщиков по ранее предоставленным ссудам предоставлением отступного. |
|
3.13.6. Ссуды, предоставленные кредитной организацией заемщикам (за исключением субъектов МСП) для приобретения у кредитной организации имущества, полученного ею в результате прекращения обязательств иных заемщиков по ранее предоставленным ссудам предоставлением отступного. |
|
- |
П.3.14 "Если с учетом порядка, установленного подпунктом 3.14.3 настоящего пункта, иное не определено уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации, не выше чем в III категорию качества (сомнительные), классифицируются: 3.14.1. ссуды, предоставленные заемщикам (кроме кредитных организаций) и использованные указанными заемщиками прямо или косвенно (через третьих лиц) на:" |
|
П.3.14 "Если с учетом порядка, установленного подпунктом 3.14.3 настоящего пункта, иное не определено уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации, не выше чем в III категорию качества (сомнительные), классифицируются: 3.14.1. ссуды, предоставленные заемщикам (кроме кредитных организаций) и использованные указанными заемщиками в размере не менее чем 20% от размера ссуды прямо или косвенно (через третьих лиц) на:" |
На практике, при наличии широкой клиентской базы, возникают ситуации, когда заёмщик, получив кредит на пополнение оборотных средств в рамках своей обычной деятельности, рассчитывается со своими контрагентами. В свою очередь один из них может направить часть указанных денежных средств в погашение ссудной задолженности или на иные цели из списка п.3.14.1. В этом случае риск классификации ссуды в III категорию качества велик, не смотря на осуществление заемщиком и его контрагентом реальной хозяйственной деятельности. |
- |
П. 3.14.1, абз.2 "предоставление займов третьим лицам и погашение обязательств по возврату денежных средств, привлеченных заемщиками от третьих лиц, за исключением ссуд, предоставленных ломбардам, потребительским кооперативам, фондам поддержки малого предпринимательства, иным финансовым организациям и использованных заемщиками на предоставление займов субъектам малого предпринимательства и физическим лицам;" |
П. 3.14.1, абз.2 "предоставление займов третьим лицам и погашение обязательств по возврату денежных средств, привлеченных заемщиками от третьих лиц, за исключением ссуд, предоставленных микрофинансовым компаниям, ломбардам, потребительским кооперативам, фондам поддержки малого предпринимательства, иным финансовым организациям и использованных заемщиками на предоставление займов субъектам малого предпринимательства и физическим лицам;" |
П. 3.14.1, абз. 2 "предоставление займов третьим лицам и погашение обязательств по возврату денежных средств, привлеченных заемщиками от третьих лиц, за исключением ссуд, предоставленных микрофинансовым, лизинговым и факторинговым компаниям, ломбардам, потребительским кооперативам, фондам поддержки малого предпринимательства, иным финансовым организациям и использованных заемщиками на предоставление займов субъектам малого предпринимательства и физическим лицам;" |
Предлагается расширить перечень исключений, включив в него не только межбанковские кредиты и кредиты микрофинансовым компаниям, но и кредиты лизинговым и факторинговым компаниям. |
- |
П. 3.14.2 "3.14. ...... не выше чем в III категорию качества (сомнительные), классифицируются: 3.14.2. "ссуды, возникшие в результате прекращения ранее существовавших обязательств заемщика новацией или отступным (в случае, когда предметом отступного являются векселя других лиц либо права (требования) по ссудам, предоставленным заемщиком должникам - третьим лицам), за исключением случаев, когда качество обслуживания ссуды, возникающей в результате новации или прекращения ранее существовавшего обязательства отступным, и финансовое положение заемщика по указанной ссуде на протяжении последнего завершенного и текущего года обоснованно оцениваются как хорошие." |
|
"3.14. ...... не выше чем в III категорию качества (сомнительные), классифицируются: 3.14.2. "ссуды возникшие в результате прекращения ранее существовавших обязательств заемщика новацией или отступным (в случае, когда предметом отступного являются векселя других лиц либо права (требования) по ссудам, предоставленным заемщиком должникам - третьим лицам), за исключением случаев, когда качество обслуживания ссуды, возникающей в результате новации или прекращения ранее существовавшего обязательства отступным, и финансовое положение заемщика по указанной ссуде на протяжении последнего завершенного и текущего года обоснованно оцениваются как хорошие (для субъектов малого и среднего предпринимательства - не хуже чем среднее)." |
|
- |
К 6.2.10. - Отсутствует |
Дополнить пунктом 6.2.10 следующего содержания: "6.2.10. независимые гарантии и поручительства акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" при соблюдении нормативов установленных в соответствии с частями 11.4 - 11.7 статьи 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации."; |
Дополнить пунктом 6.2.10 следующего содержания: "6.2.10. независимые гарантии и поручительства акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" при соблюдении нормативов установленных в соответствии с частями 11.4 - 11.7 статьи 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и поручительства образованных субъектами Российской Федерации и местными органами государственной власти Российской Федерации фондов поддержки предпринимательства и фондов содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства имеющих рейтинги аккредитованных Банком России рейтинговых агентств АКРА и Эксперт РА по национальной шкале не ниже "АА"."; |
Центральный банк аккредитовал рейтинговые. Государство специально развивает гарантийную поддержку МСП посредством создания в регионах фондов содействия кредитования МСП. Корпорация МСП устанавливает стандарты работы этих региональных организаций. Представляется, что данные слагаемые должны обеспечить поручительствам лучших РГО возможность претендовать на 1-ю категорию качества. |
- |
К 6.3.4. "6.3. К обеспечению II категории качества могут быть отнесены: ____.._ 6.3.4. поручительства образованных субъектами Российской Федерации фондов поддержки предпринимательства и фондов содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства;" |
|
"6.3. К обеспечению II категории качества могут быть отнесены: ..___ 6.3.4. поручительства образованных субъектами Российской Федерации и местными органами государственной власти Российской Федерации фондов поддержки предпринимательства и фондов содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства (региональных гарантийных организаций) не имеющих рейтингов или имеющих рейтинги по национальной шкале ниже "АА" рейтинговых агентств АКРА или Эксперт РА;" |
|
- |
П.1.1. Приложения 2 "1. Данные официальной отчетности (официальные документы). 1.1. Для заемщика - юридического лица (за исключением кредитных организаций): годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность в полном объеме, составленная на основании форм, утвержденных приказом Минфина России N 66н; публикуемая отчетность за три последних завершенных финансовых года; бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату; сведения, представляемые в составе форм федерального статистического наблюдения в Федеральную службу государственной статистики (Росстат); данные по формам налоговой отчетности, представляемым в налоговые органы." |
пункт 1 дополнить словами ", а также данные официальных источников"; |
"1. Данные официальной отчетности (официальные документы). 1.1. Для заемщика - юридического лица (за исключением кредитных организаций): годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность в полном объеме, составленная на основании форм, утвержденных приказом Минфина России N 66н; публикуемая отчетность за три последних завершенных финансовых года; бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату (с возможным исключением заемщиков - юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства и использующих упрощенную систему налогообложения, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность); отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату (с возможным исключением заемщиков - юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства и использующих упрощенную систему налогообложения, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность); сведения, представляемые в составе форм федерального статистического наблюдения в Федеральную службу государственной статистики (Росстат); данные по формам налоговой отчетности, представляемым в налоговые органы, а также данные официальных источников". |
Предлагаем четко прописать требование по предоставлению малыми предприятиями только годовой бухгалтерской отчетности и Книги доходов и расходов за завершенные кварталы текущего года. В настоящее время из Приложения 2 следует, что в соответствии с п. 1.1 все юридические лица должны предоставлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату (получается, на квартальные даты), а малые предприятия помимо этого в соответствии с п. 1.2 должны еще представлять и Книгу доходов и расходов. |
- |
П.1.1. Приложения 4 "1.1. Превышение более чем в 10 раз размера предоставленной заемщику - юридическому лицу необеспеченной ссуды или ссуды, обеспечением по которой не является обеспечение I категории качества, а также обеспечение II категории качества в виде гарантий (поручительств), залога ценных бумаг, залога недвижимости, указанных в главе 6 настоящего Положения, над величиной полученной им среднеквартальной выручки за последние 12 календарных месяцев до даты оценки ссуды (или меньший период для юридических лиц, зарегистрированных в последние 12 календарных месяцев). При определении показателя выручки заемщика - юридического лица возможно использовать данные консолидированной отчетности группы, в которую входит заемщик, составленной по российским или международным стандартам, раскрываемой неограниченному кругу лиц." |
|
"1.1. Превышение более чем в 10 раз (для субъектов малого и среднего предпринимательства - более чем в 20 раз) размера предоставленной заемщику - юридическому лицу необеспеченной ссуды или ссуды, обеспечением по которой не является обеспечение I категории качества, а также обеспечение II категории качества в виде гарантий (поручительств), залога ценных бумаг, залога недвижимости, указанных в главе 6 настоящего Положения, над величиной полученной им среднеквартальной выручки за последние 12 календарных месяцев до даты оценки ссуды (или меньший период для юридических лиц, зарегистрированных в последние 12 календарных месяцев). При определении показателя выручки заемщика - юридического лица возможно использовать данные консолидированной отчетности группы, в которую входит заемщик, составленной по российским или международным стандартам, раскрываемой неограниченному кругу лиц." |
|
- |
П.1.2. Приложения 4 "1.2. Отсутствие на последнюю отчетную дату у заемщика собственных либо находящихся в пользовании на основании договора аренды основных средств или иного имущества, необходимых для осуществления деятельности (производственных мощностей, складских помещений, транспортных средств, торговых точек, офисных помещений и прочих), в том числе переданных в залог." |
|
"1.2. Отсутствие на последнюю отчетную дату у заемщика собственных либо находящихся в пользовании на основании договора аренды основных средств или иного имущества, необходимых для осуществления деятельности (производственных мощностей, складских помещений, транспортных средств, торговых точек, офисных помещений и прочих), в том числе переданных в залог. В отношении субъектов малого предпринимательства подтверждением находящихся в пользовании основных средств или иного имущества, необходимых для осуществления деятельности, может подтверждаться актом проверки кредитной организацией места ведения бизнеса." |
|
- |
П.1.9 Приложения 4 "1.9. Регистрация заемщика, не являющегося собственником или арендатором помещений на срок свыше 1 года, по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы." |
|
"Регистрация заемщика, не являющегося собственником или арендатором помещений на срок свыше 1 года (на основании долгосрочного договора аренды, либо непрерывного срока действия краткосрочного договора аренды, в совокупности превышающего 1 год, либо договора, заключенного на неопределенный срок), по адресу, указанному при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Пункт не распространяется на субъекты малого бизнеса." |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 25 мая 2018 г. N А-02/1Л-138
Текст письма официально опубликован не был