В соответствии с пунктом 3 статьи 29.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации, утвержденным приказом ФСТ России от 26.01.2012 N 23-э, Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - КГРЦТ в Белгородской области) от 28.12.2017 N 39/2 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии в границах Белгородской области АО "Белгородэнергосбыт" на 2018 год". Пунктом 1 вышеуказанного приказа КГРЦТ в Белгородской области установлены сбытовые надбавки на 2 полугодие 2018 года для АО "Белгородэнергосбыт" в размере: для населения - 0,74300 руб./кВт.ч; для сетевых организаций - 0,51799 руб./кВт.ч; для прочих потребителей менее 670 кВт - 0,27939 руб./кВт.ч, от 670 кВт до 10 МВт - 0,27939 руб./кВт.ч, не менее 10 МВт - 0,27939 руб./кВт.ч.
В ходе рассмотрения обосновывающих документов и материалов, представленных КГРЦТ в Белгородской области письмом от 02.03.2018 N 29-12/549-и по запросу ФАС России от 16.02.2018 N АГ/10487/18, были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 65(2) Основ ценообразования эталонная выручка гарантирующего поставщика рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в том числе исходя из прогноза объемов потребления электрической энергии (мощности) по группам (подгруппам) потребителей и прогноза объемов потерь сетевых организаций, сформированных на основании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ФАС России как федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии с приказом ФАС России от 30.11.2017 N 1613/17-ДСП покупка электроэнергии АО "Белгородэнергосбыт" на 2018 год составляет 5 198,05 млн кВт*ч: на 1 полугодие - 2 563,28 млн кВт*ч, на 2 полугодие - 2 634,77 млн кВт*ч. В соответствии с экспертным заключением КГРЦТ в Белгородской области расчет произведен на покупку электроэнергии АО "Белгородэнергосбыт" на 2018 год в размере 5 171,5 млн кВт*ч: на 1 полугодие - 2 550,080 млн кВт*ч, на 2 полугодие - 2 621,395 млн кВт*ч.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для населения рассчитываются к объемам электрической энергии, учтенным в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на расчетный период регулирования. Объемы электрической энергии, к которым рассчитываются сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для прочих потребителей и сетевых организаций, определяются исходя из объемов электрической энергии, учтенных в сводном прогнозном балансе на расчетный период регулирования.
Установление КГРЦТ в Белгородской области приказом от 28.12.2017 N 39/2 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии в границах Белгородской области АО "Белгородэнергосбыт" на 2018 год" сбытовых надбавок, рассчитанных с нарушением пункта 65(2) Основ ценообразования и пункта 6 Методических указаний, является превышением органом регулирования своих полномочий.
В части эталонной выручки (необходимой валовой выручки) гарантирующего поставщика, рассчитанной с использованием метода сравнения аналогов, необходимо отметить, что в расчетах КГРЦТ в Белгородской области учтено прогнозное количество точек поставки.
Методическими указаниями предусмотрен расчет, учитывающий прогнозное изменение количества точек поставки с 2019 года, для целей расчета сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2018 год количество точек поставки определяется на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний неподконтрольные расходы гарантирующего поставщика, включают амортизацию основных средств и нематериальных активов, налоги (включая налог на прибыль), капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", инвестиционной программой гарантирующего поставщика, а также при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика для сетевых организаций внереализационные расходы на списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности сетевых организаций.
В экспертном заключении не отражен анализ расчета амортизации, планируемых вводов и выводов основных средств, учтенных при расчете амортизации на 2018 год, также не отражен анализ расходов на уплату налогов в расчетном периоде регулирования, учитываемых по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика (эталонной выручки гарантирующего поставщика) для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17 (далее - Методические указания), в том числе экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее регулируемой деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, определяемые методом экономически обоснованных затрат.
В экспертном заключении не отражен анализ необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки для населения, прочих потребителей и сетевых организаций на расчетный период регулирования, соответствующий 2018 году, определяемый методом экономически обоснованных затрат.
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является превышение им полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики.
При этом, под превышением полномочий органом регулирования следует понимать любое нарушение нормативных правовых актов, регулирующих порядок и процедуру установления регулируемых цен (тарифов).
Правилами отмены предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4, 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:
1. Отменить с 1 июля 2018 года приказ КГРЦТ в Белгородской области от 28.12.2017 N 39/2 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии в границах Белгородской области АО "Белгородэнергосбыт" на 2018 год".
2. Предписать КГРЦТ в Белгородской области провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав тарифов на 2018 г. расходов по статьям, "неподконтрольные расходы", а также анализ количества точек поставки гарантирующего поставщика и перерасчет эталонов затрат гарантирующего поставщика.
3. КГРЦТ в Белгородской области установить и ввести в действие не позднее 01 июля 2018 года, сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО "Белгородэнергосбыт", в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
4. Об исполнении настоящего приказа КГРЦТ в Белгородской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 настоящего приказа решения об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения КГРЦТ в Белгородской области, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания КГРЦТ в Белгородской области;
- экспертного заключения КГРЦТ в Белгородской области по результатам дополнительного анализа указанных в пункте 2 настоящего приказа статей.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 мая 2018 г. N 599/18 "Об отмене приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 28.12.2017 N 39/2 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии в границах Белгородской области АО "Белгородэнергосбыт" на 2018 год"
Текст приказа официально опубликован не был