В соответствии с пунктом 3 статьи 29.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации, утвержденным приказом ФСТ России от 26.01.2012 N 23-э, Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2017 N 656-п "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области в 2018 году" (далее - Приказ N 656-п) для ООО "РКС-энерго". Пунктом 1 вышеуказанного приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области установлены сбытовые надбавки на 2 полугодие 2018 года для ООО "РКС-энерго" в размере: для населения - 0,58252 руб./кВт*ч; для сетевых организаций - 0,16742 руб./кВт*ч; для прочих потребителей менее 670 кВт - 0,29738 руб./кВт*ч, от 670 кВт до 10 МВт - 0,10913 руб./кВт*ч, не менее 10 МВт - 0,10800 руб./кВт*ч.
В ходе рассмотрения обосновывающих документов и материалов, представленных Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области письмом от 02.03.2018 N КТ-3-690/2018 по запросу ФАС России от 16.02.2018 N АГ/10480/18, были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17 (далее - Методические указания).
Сбытовые надбавки для прочих потребителей всех подгрупп (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), определяются в соответствии с главой IV Методических указаний.
Также, в соответствии со статьей 6 Закона об электроэнергетике одним из основных принципов организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
При расчете сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии для прочих потребителей в соответствии с экспертным заключением от 22.12.2017 Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области не соблюден порядок расчета предусмотренный Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования и главой IV Методических указаний.
В соответствии с данной главой для расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на 2 полугодие из годовой необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика электрической энергии исключается величина необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика электрической энергии на 1 полугодие и оставшийся размер необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика электрической энергии на 2 полугодие делится на балансовые показатели 2 полугодия.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1016 "О частичном изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов" сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на период с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на уровне сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, установленных на 31 декабря 2017 г., в том числе в случае установления сбытовых надбавок для группы (подгрупп) "прочие потребители" в виде формулы.
Сбытовая надбавка для прочих потребителей на 1 полугодие рассчитывается как произведение доходности продаж, коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии г# и цены на электрическую энергию и (или) мощность, определяемых в отношении каждой подгруппы группы "прочие потребители". В соответствии с расчетами, представленными органом регулирования, при определении сбытовых надбавок для прочих потребителей на 1 полугодие допущена ошибка и не учтен коэффициент параметров деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии.
В соответствии с экспертным заключением Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области при расчете необходимой валовой выручки для ООО "РКС-энерго" на 2 полугодие 2018 года учтены следующие объемы потребления электрической энергии (мощности): для прочих потребителей менее 670 кВт - 484 032 747 кВт*ч, от 670 кВт до 10 МВт - 163 268 872 кВт*ч, не менее 10 МВт - 46 048 848 кВт*ч. Необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика электрической энергии для целей расчета сбытовой надбавки для прочих потребителей на 2018 год в соответствии с расчетами органа регулирования составляет для потребителей менее 670 кВт - 144 133 131 руб., от 670 кВт до 10 МВт - 17 854 900 руб., не менее 10 МВт - 4 979 758 руб., всего для прочих потребителей 166 967 789 руб. Сбытовые надбавки на 2 полугодие 2018 года в соответствии с Приказом N 656-п для ООО "РКС-энерго" установлены в размере: для прочих потребителей менее 670 кВт - 0,29738 руб./кВт*ч, от 670 кВт до 10 МВт - 0,10913 руб./кВт*ч, не менее 10 МВт - 0,10800 руб./кВт*ч.
Величина необходимой валовой выручки для прочих потребителей на 2 полугодие 2018 года составит: менее 670 кВт - 484 032 747 кВт*ч * 0,29738 = 143 941 658 руб., от 670 кВт до 10 МВт - 163 268 872 кВт*ч * 0,10913 = 17 817 532 руб., не менее 10 МВт - 46 048 848 кВт*ч * 0,10800 = 4 973 276 руб., всего для прочих потребителей 166 732 466 руб.
Таким образом, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии установленная органом регулирования на 2 полугодие для прочих потребителей является завышенной, так как рассчитана на завышенный размер необходимой валовой выручки на 2 полугодие в нарушение главы IV Методических указаний.
Установление Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Приказом N 656-П завышенных сбытовых надбавок, является превышением органом регулирования своих полномочий, а также нарушением принципа соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 20 Закона об электроэнергетике одним из основных принципов и методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является превышение им полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики.
При этом, под превышением полномочий органом регулирования следует понимать любое нарушение нормативных правовых актов, регулирующих порядок и процедуру установления регулируемых цен (тарифов).
Правилами отмены предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4, 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:
1. Отменить с 01 июля 2018 года пункт 1 приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2017 N 656-п "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области в 2018 году" в части установления сбытовых надбавок прочих потребителей гарантирующему поставщику электрической энергии ООО "РКС-энерго".
2. Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области установить и ввести в действие не позднее 10 июля 2018 года, сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "РКС-энерго", в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
3. Об исполнении настоящего приказа Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 2 настоящего приказа решения об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, принятие которого предписано пунктом 2 настоящего приказа;
- протокола заседания Правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области;
- экспертного заключения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2018 г. N 695/18 "Об отмене приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.12.2017 N 656-п "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области в 2018 году"
Текст приказа официально опубликован не был