В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением ООО "Лыковская ГЭС" (далее - Заявитель) от 21.02.2018 N 27090/18 об отмене приказа Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее - РЭК Орловской области) от 09.02.2018 N 11-т "Об установлении тарифа на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах ООО "Лыковская ГЭС" и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях и установлении долгосрочных параметров регулирования, а также утверждении правил ведения учета инвестированного капитала", ФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 33(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, устанавливают с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки долгосрочные цены (тарифы) или предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:
- базовый размер инвестированного капитала;
- размер приведенного инвестированного капитала;
- базовый уровень доходности долгосрочных государственных обязательств;
- базовый уровень нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект, функционирующий на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа;
- срок возврата инвестированного капитала.
Порядок расчета дохода на инвестированный капитал установлен пунктом 13 Методических указаний по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденных приказом ФАС России от 30 сентября 2015 г. N 900/15 (далее - Методические указания 900/15), на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета цен (тарифов).
Также, согласно пункту 7 Методических указаний 900/15, на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета цен (тарифов), определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку производителя отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования, составляющего не менее 3 (трех) лет по решению регулирующего органа в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2 Методических указаний 900/15, расчет долгосрочных цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, на срок возврата инвестированного капитала квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ, осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
ФАС России установлено, что согласно протоколу заседания Правления РЭК Орловской области от 09.02.2018 расчет тарифов на электрическую энергию в отношении Заявителя был произведен на один год и с применением метода экономически обоснованных затрат, что является нарушением пункта 33(1) Основ ценообразования, предусматривающего установление долгосрочных цен (тарифов) с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
Кроме того, в нарушение пункта 33(1) Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования были установлены без указания периода.
ФАС России отмечает, что формула расчета НВВ, используемой при установлении долгосрочной цены (тарифа) на долгосрочный период регулирования, приведенная в пункте 7 Методических указаний 900/15, предусматривает учет величины дохода на инвестированный капитал.
В этой связи исключение РЭК Орловской области из расчета НВВ дохода на инвестированный капитал является также нарушением пункта 33(1) Основ ценообразования и пункта 7 Методических указаний 900/15.
Таким образом, нарушив положения пункта 33(1) Основ ценообразования и пункта 7 Методических указаний N 900/15, РЭК Орловской области превысил полномочия, поскольку к компетенции органа регулирования относится установление тарифов в строгом соответствии с нормативными правовыми актами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений и городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, на основании решения Комиссии ФАС России от 09.04.2018, приказываю:
1. Признать Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области нарушившим пункт 33(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 и пункт 7 Методических указаний по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденными приказом ФАС России от 30.09.2015 г. N 900/15.
2. Удовлетворить требования ООО "Лыковская ГЭС", указанные в заявлении от 21.02.2018 N 27090/18 об отмене приказа Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 09.02.2018 N 11-т "Об установлении тарифа на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах ООО "Лыковская ГЭС" и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях и установлении долгосрочных параметров регулирования, а также утверждении правил ведения учета инвестированного капитала".
3. Отменить с 14.05.2018 приказ Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 09.02.2018 N 11-т "Об установлении тарифа на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах ООО "Лыковская ГЭС" и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях и установлении долгосрочных параметров регулирования, а также утверждении правил ведения учета инвестированного капитала".
4. Предписать Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области в срок до 14.05.2018 установить тарифы на электрическую энергию в отношении ООО "Лыковская ГЭС" в соответствии с настоящим приказом, пунктом 33(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 и Методическими указаниями по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденными приказом ФАС России от 30.09.2015 г. N 900/15.
5. Об исполнении настоящего приказа Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области в течение 7 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 4 решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения об установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписывается пунктом 4 настоящего решения;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось вышеуказанное решение;
- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
А.Г. Цыганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2018 г. N 549/18 "Об отмене приказа Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 09.02.2018 N 11-т "Об установлении тарифа на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах ООО "Лыковская ГЭС" и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях и установлении долгосрочных параметров регулирования, а также утверждении правил ведения учета инвестированного капитала"
Текст приказа официально опубликован не был