Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 мая 2018 г. N 03-12-11/1/30268
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщается следующее.
Положения раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса с 1 января 2012 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора, если иное не предусмотрено статьей 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Федеральный закон N 227-ФЗ).
В соответствии с частью 5.1 статьи 4 Федерального закона N 227-ФЗ положения раздела V.1 Кодекса не применяются к заключенным до 1 января 2012 года сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса после 1 января 2012 года, за исключением сделок, условия которых после 1 января 2012 года были изменены.
Следует отметить, что при применении части 5.1 статьи 4 Федерального закона N 227-ФЗ в отношении сделок по предоставлению займа необходимо учитывать следующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Общие положения об условиях предоставления займа определены главой 42 ГК РФ.
В соответствии с порядком изменения договора, предусмотренным статьями 450 и 452 ГК РФ, изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Порядок и форма заключения договора определены статьями 432 - 449 ГК РФ.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Учитывая изложенное, полагаем, что для целей статьи 4 Федерального закона N 227-ФЗ под изменением условий сделки (договора) по предоставлению займа следует понимать изменение существенных условий указанной сделки (договора), совершенное в той же форме, что и сделка (договор), если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В частности, по мнению Департамента, к таким условиям можно отнести условия о размере процентов, начисляемых на сумму займа, сроке возврата суммы займа.
Таким образом, к заключенным до 1 января 2012 года сделкам по предоставлению займа, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса после 1 января 2012 года и существенные условия которых были изменены после 1 января 2012 года, применяются положения раздела V.1 Кодекса, в том числе положения статей 105.14 и 105.16 Кодекса.
В свою очередь, при применении статьи 105.14 Кодекса необходимо учитывать, что положениями указанной статьи особенности в виде требований к размеру суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, в целях признания таких сделок контролируемыми не предусмотрены.
Соответственно, сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам.
О контролируемых сделках, совершенных в календарном году, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы в порядке, установленном статьей 105.16 Кодекса.
В уведомлениях о контролируемых сделках указываются сведения о контролируемых сделках, в том числе о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам (подпункт 4 пункта 3 статьи 105.16 Кодекса). При этом сведения о сумме доходов (расходов) по таким сделкам, по мнению Департамента, раскрываются только за период соответствующего календарного года, в течение которого участники сделок являлись взаимозависимыми лицами.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Указанное письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.
Заместитель |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.