Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросу исчисления налогов на земельные участки и объекты недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), сообщает следующее.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Исходя из части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРП, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Как отмечено в обращении, при проведении заинтересованными муниципальными органами мероприятий, направленных на вовлечение в налоговый оборот ранее учтенных участков, в ряде случаев выявляется необходимость уточнения сведений о правообладателях таких участков в объеме, позволяющем обеспечить постановку их на учет в налоговом органе, в т.ч. с присвоением ИНН.
При этом имеются случаи, когда в выданных до вступления в силу Закона N 122-ФЗ документах о правах на ранее учтенных участки отсутствуют сведения, позволяющие исчерпывающе определить правообладателей данных участков (паспортные данные физических лиц и т.п.).
При этом необходимо учитывать следующее.
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) (в т.ч. статья 85 и глава 31 "Земельный налог") не предусматривает использование для администрирования земельного налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления (положения пункта 9.2 статьи 85 НК РФ об обмене налоговых органов с органами местного самоуправления сведениями о ранее учтенных участках были признаны утратившими силу Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах").
При этом для исчисления земельного налога регламентирован информационный обмен налоговых органов с органами Росреестра, обеспечивающими ведение ЕГРН (статьи 85 (пункты 4, 11), 391 НК РФ).
Для внесения в ЕГРН уточненных сведений о правообладателе ранее учтенного участка может использоваться порядок государственной регистрации ранее возникших прав, согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физического лица - правообладателя ранее учтенного участка статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон N 93-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства).
В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
В отношении объектов недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (пункт 2 статьи 408 НК РФ).
До 01.03.2013 в соответствии с пунктом 9.1 статьи 85 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ и от 04.10.2014 N 284-ФЗ) сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представлялись в налоговые органы органами, осуществляющими государственный технический учет, ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.
Начиная с 1 января 2013 года на основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона N 221-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Действительный государственный советник |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.