Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 434181-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части повышения эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - законопроект), и в части своей компетенции отмечает следующее.
Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на устранение недостатков и пробелов действующего законодательства, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в целях предотвращения негативных последствий для функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее - свободная экономическая зона).
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, дополнив ее положением о том, что земельный участок, расположенный в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предоставляется участнику такой зоны для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в аренду без торгов. Между тем в подпунктах 21 и 22 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса содержатся нормы, допускающие предоставление без торгов в аренду земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон или на прилегающей к ним территории, резидентам указанных зон. При этом из статьи 1 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010, а также других актов Таможенного союза, касающихся данной тематики, следует что термины "свободная экономическая зона" и "особая экономическая зона" обладают идентичным правовым смыслом.
В этой связи при наличии на территории Российской Федерации других особых (свободных, специальных) экономических зон помимо свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя представляется не вполне обоснованным введение дополнительного основания для предоставления земельных участков без торгов применительно к данным субъектам Российской Федерации. В том случае, если формулировки подпунктов 21 и 22 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не учитывают некоторых особенностей терминологии Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (например, вместо термина "резидент" используется термин "участник" зоны) полагали бы более целесообразным унифицировать терминологию Федерального закона N 377-ФЗ, чем вводить дублирующее регулирование в Кодекс.
Более того, согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут устанавливаться нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя. Соответственно, после этой даты такие особенности должны быть устранены и законодательство, распространяющееся по территориальному принципу на указанные субъекты Российской Федерации, должно быть унифицировано с прочим законодательством Российской Федерации. С этой точки включение в Земельный кодекс Российской Федерации положений об особенностях правового регулирования земельных отношений на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя также представляется необоснованным.
В то же время, Комитет полагает необходимым отметить, что в настоящее время на территории Республики Крым и города Севастополя в связи с переходным периодом формирования системы регистрации прав на недвижимость имеет место достаточно сложная ситуация с точки зрения гарантий прав на землю. В такой ситуации, как представляется, во избежание судебных споров, процедура предоставления земельного участка без торгов должна содержать механизмы выявления правообладателей земельных участков, чьи признанные Российской Федерацией права не зарегистрированы.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы о природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает, что законопроект может быть поддержан при его доработке с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.