Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 апреля 2018 г. N 03-02-07/2/29433
В соответствии с пунктом 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, Департамент налоговой и таможенной политики направляет обращение.
При рассмотрении данного обращения необходимо учитывать следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 года N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указано, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что согласно обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, выдача распоряжения банку о списании денежных средств со счета клиента для уплаты налогов не создает правовых последствий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса, если к моменту предъявления соответствующего платежного поручения плательщик знал (не мог не знать) о неспособности кредитного учреждения обеспечить перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет средств со счета налогоплательщика (иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке.
Конституционный Суд РФ (постановление от 12 октября 1998 г. N 24-П) указывал, что повторное взыскание с добросовестного плательщика налогов, не поступивших в бюджет, нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой.
Выдача распоряжения банку о списании денежных средств со счета клиента для уплаты налогов не создает вышеуказанных правовых последствий, если к моменту предъявления поручения плательщик знал (не мог не знать) о неспособности кредитного учреждения обеспечить перечисление налогов в бюджет.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 апреля 2018 г. N 03-02-07/2/29433
Текст письма официально опубликован не был