В соответствии с пунктом 51 плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 09.04.2015 N 607-р, Минтрудом России совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведен мониторинг информации органов исполнительной власти субъектов РФ, касающийся выработки единых подходов к методологии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы на основе презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав.
По информации субъектов РФ, основными критериями, характеризующими социально опасное положение, как правило, являются: вовлечение детей родителями (законными представителями) в занятия бродяжничеством, попрошайничеством или проституцией, в употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также вовлечение в совершение иных противоправных действий.
Непосредственной угрозой благополучию семьи также является систематическое неисполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних, связанное с отсутствием у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, отказ от необходимого медицинского обслуживания и лечения несовершеннолетних, в том числе непринятие родителями длительное время мер по трудоустройству, что влечет затруднения в обеспечении основных потребностей ребенка в связи с отсутствием доходов в семье, невыполнение родительских обязанностей в связи с злоупотреблением родителем алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами, а также наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними.
В 2015 году Министерством образования и науки Российской Федерации были подготовлены и направлены в субъекты РФ Методические рекомендации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы (письмо Минобрнауки России от 01.12.2015 N ВК-2969/07)*.
Как показывает анализ поступившей информации, во всех регионах отнесение семьи к категории "семья, находящаяся в социально опасном положении" осуществляется на основании указанных Методических рекомендаций, подготовленных Минобрнауки России.
В субъектах РФ приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, содержащие критерии, на основании которых семья признается "находящейся в социально опасном положении".
Практически во всех территориях указанные критерии расширены и конкретизированы следующим образом:
- неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по жизнеобеспечению детей: отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе соблюдения санитарно-гигиенических правил;
- отсутствие ухода за детьми в соответствии с возрастом; отказ от лечения ребенка при наличии медицинских показаний; оставление детей по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или в ситуации, создающей угрозу их жизни и здоровью; рецидивы отравлений или бытовых травм у детей;
- наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетних:
- злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией; употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
- попрошайничество, проституция и другие;
- вовлечение детей в совершение правонарушений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача и другие);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетних (причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию);
- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование или к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей или иных законных представителей;
- наличие в семье детей, находящихся в социально опасном положении;
- иные признаки, свидетельствующие о создании действиями или бездействием родителей или иных законных представителей несовершеннолетних социально опасных условий, а также условий, препятствующих нормальному воспитанию и развитию несовершеннолетних.
Так, например, в Ивановской области с начала 2017 года проводилась работа по апробации на базе 4 пилотных площадок комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов области Порядка межведомственного взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике неблагополучия в семьях, имеющих детей, несовершеннолетних. В настоящее время указанный Порядок утвержден решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ивановской области.
Порядком определены 7 основных типов социального неблагополучия семей, установлен классификатор, на основании которого семья (несовершеннолетний) признается находящейся в социально опасном положении, определяется ответственный субъект системы профилактики, который планирует, организует индивидуальную профилактическую работу с семьей (несовершеннолетним) и в соответствии с установленными сроками информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования о ее результатах.
Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, также устанавливает конкретизирующие признаки, позволяющие отнести семью к категории "находящаяся в социально опасном положении".
Так, например, вышеуказанный Порядок конкретизирует понятие "несовершеннолетний, находящийся в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержания" следующим образом:
- проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта членов семьи, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера, тяжелая болезнь члена семьи, неблагоприятные события в жизни семьи;
- социальная изоляция несовершеннолетнего;
- негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов;
- жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых;
- отрицательное влияние сверстников, взрослых;
- несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
Таким образом, проведенный анализ информации, поступившей от субъектов РФ, показывает, что в регионах определены критерии, позволяющие определить семью, находящуюся в социально опасном положении, а также определен порядок межведомственного взаимодействия по выявлению таких семей и механизм их выявления, на основе Методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, подготовленных Минобрнауки России.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным органам исполнительной власти субъектов РФ продолжить работу по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы.
В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации воспитание ребенка для родителей является неотъемлемой составляющей частью осуществления родительских прав, поэтому органы исполнительной власти субъектов РФ при вынесении решения (об отнесении несовершеннолетнего и семьи к категории находящихся в социально опасном положении) должны в первую очередь признавать и уважать права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка.
При этом необходимо отметить, что работу с семьями, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в проведении в отношении них профилактической работы, необходимо осуществлять на основе принципа презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав, что подразумевает под собой добросовестность действий родителей в отношении их детей до тех пор, пока комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства или другими уполномоченными органами не будут зафиксированы и установлены обратные факты, свидетельствующие о недобросовестном поведении родителей в отношении их детей.
Заместитель министра |
А.В. Вовченко |
______________________________
* См. Образование в Документах. - 2016. - N 3. - С. 93-108.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2017 г. N 12-1/10/П-8395 "О единых подходах по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении"
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", май 2018 г., N 15