ФНС России по результатам анализа данных отчетов по форме 1-НР "Эффективность отработки налоговых разрывов", в целях повышения достоверности отчетных данных, представляемых в ФНС России, направляет разъяснения по основным вопросам, возникшим в ходе заполнения отчета по форме 1-НР.
1. В отчете по форме 1-НР за 2017 год подлежат отражению результаты работы по устранению сложных расхождений по НДС, доведенных МИ ФНС России по камеральному контролю в 2017 году, относящиеся к 2017 году (т.е. по состоянию на 01.01.2018 года). В случае, когда работа в отношении сложных расхождений, сформированных по декларациям 2 и 3 квартала 2017 года, продолжалась в 2018 году, как в части установления выгодоприобретателей, так и обеспечения поступлений, - то её результаты подлежат отражению в отчетах за соответствующие отчетные периоды 2018 года. При этом следует иметь ввиду, что в последующих отчетах за 2018 год не подлежат отражению результаты работы, ранее отраженные в отчете за 2017 год.
2. Отчетным периодом для представления информации по форме 1-НР в 2018 году является квартал. При этом графы "с начала отчетного года" необходимо заполнять нарастающим итогом с 01.01.2018. Таким образом, по нечетным графам каждого раздела полежит отражению информация, сформированная в ТНО в отношении сложных расхождений за соответствующий отчетный квартал, в то время как по четным графам информация отражается последовательно за первый квартал, за полугодие, за 9 месяцев и за год соответственно.
3. В отчете по форме 1-НР предусмотрено логическое контрольное соотношение, согласно которому сумма вычетов по НДС по акцептованным выгодоприобретателям, отражаемая в Разделе 3, должна быть эквивалентна сумме вычетов, отраженных в Разделе 1 (по выгодоприобретателям, установленным налоговыми органами своего региона) и разделе 2а (по акцептованным выгодоприобретателям по заключениям налоговых органов других регионов). Таким образом, контрольные соотношения имеют следующий вид:
гр. 1 стр. 2000 Раздел 3 = гр. 7 стр. 1000 Раздел 1 + гр. 7 стр. 1500 Раздел 2а
гр. 2 стр. 2000 Раздел 3 = гр. 8 стр. 1000 Раздел 1 + гр. 8 стр. 1500 Раздел 2а
4. Если на дату составления отчета по цепочке от сложного расхождения вычеты по НДС заявлены в размере меньшем, чем сумма "сложного" расхождения и сумма вычетов по НДС, заявленная выгодоприобретателем, то в отчете подлежит отражению сумма вычетов, дошедшая до выгодоприобретателя по цепочке от сложного расхождения. При этом оставшаяся сумма "отложенных" вычетов по НДС подлежит отражению в отчете по мере того, как она будет заявлена выгодоприобретателем от "сложного" расхождения.
5. Отчет по форме 1-НР не предусматривает отражение "разакцептованных" выгодоприобретателей, ранее установленных (акцептованных) налоговым органом. Таким образом, суммы вычетов по НДС, ранее отраженные в отчете 1-НР за предыдущие периоды на момент акцепта выгодоприобретателя, не могут быть уменьшены в последующих периодах в случае, если по мнению налогового органа, "выгодоприобретатель" был определен некорректно.
Учитывая изложенное, отражать информацию по установленным (акцептованным) выгодоприобретателям в отчете по форме 1-НР рекомендуется по завершении всего комплекса контрольно-аналитических мероприятий, направленных на их корректное определение. В иных случаях последующая корректировка гр. 7-8 стр. 1000 и гр. 1-2 стр. 3000 в сторону уменьшения может быть расценена как искусственное искажение отчетных данных с целью завышения показателей оценки эффективности.
6. Отчет по форме 1-НР в настоящее время не предусматривает особенностей отражения результатов работы в случае, когда установленный (акцептованный) выгодоприобретатель впоследствии мигрировал в налоговые органы других субъектов Российской Федерации.
В таких случаях суммы вычетов по НДС, приходящиеся на установленных (акцептованных) выгодоприобретателей, отражаются в отчете по форме 1-НР того налогового органа, который первоначально определил налогоплательщика в качестве выгодоприобретателя от "сложного" расхождения.
При этом для целей проведения оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов, может быть рассмотрен вопрос об установлении корректирующих баллов в связи с миграцией выгодоприобретателя в случае, когда по результатам совместной работы двух налоговых органов будут обеспечены дополнительные поступления, либо отказано в возмещении НДС, по новому месту постановки на учет выгодоприобретателя (у налогового органа по старому месту постановки на учет выгодоприобретателя результаты могут быть учтены по поставляющей N 3.3 Интегрального показателя N 3, у налогового органа по новому месту учета - по составляющей N 3.2. Интегрального показателя N 3).
7. Устранение "сложного" расхождения по НДС возможно, в первую очередь, путем отказа выгодоприобретателя от используемой схемы и, как следствие, дополнительным поступлением налогов в бюджет в результате уменьшения необоснованно заявленных вычетов по НДС, либо предотвращение потерь бюджета путем отказа выгодоприобретателя от возмещения НДС по "схемным" операциям. Формальная замена контрагентов и (или) изменение цепочки не подлежит отражению в отчете по форме 1-НР в качестве результатов устранения налоговых разрывов по НДС, доведенных МИ ФНС России по камеральному контролю.
В случае, если технический характер расхождения установлен в рамках анализа "сложных" расхождений, доведенных МИ ФНС России по камеральному контролю, налоговый орган сообщает об этом в МИ ФНС России по камеральному контролю с целью подтверждения выводов о техническом характере расхождения. При наличии письма МИ ФНС России по камеральному контролю, подтверждающего технический характер доведенного "сложного" расхождения (с указанием количества расхождений и их суммы), указанные суммы могут быть исключены из расчета составляющей 3.1. Интегрального показателя N 3 при оценке эффективности деятельности территориальных налоговых органов.
Федеральная налоговая служба также обращает внимание, что отчет по форме 1-НР используется для оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов, в связи с чем ответственность за достоверность отчетных данных, представленных в ФНС России, возлагается персонально на руководителей УФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников МИ ФНС России по КН. Вместе с тем, рядом УФНС России по субъектам Российской Федерации неоднократно направлялись корректировки ранее представленных отчетов в связи с выявленными ошибками, в том числе центральным аппаратом ФНС России.
Учитывая изложенное, ФНС России напоминает о недопустимости искажения отчетных данных по формам статистической налоговой отчетности, представляемых в ФНС России. Таким образом, искажение данных статистической налоговой отчетности может свидетельствовать об умышленных действиях должностных лиц, направленных на неправомерное получение дополнительных средств материального стимулирования.
Действительный государственный советник |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2018 г. N ЕД-4-2/9376 "Об основных вопросах по порядку заполнения формы 1-НР "Эффективность отработки налоговых разрывов"
Текст письма официально опубликован не был