Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 387044-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
Проектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), устанавливающее обязанность приглашающей стороны принимать меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в части соответствия заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий.
Законопроектом фактически вменяется обязанность приглашающей стороны осуществлять контроль над действиями иностранного гражданина, а в случае непринятия упомянутых мер приглашающая сторона подлежит административной ответственности (проект федерального закона N 387276-7 "О внесении изменений в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Подобная норма носит демотивирующий характер в отношении приглашающей стороны, не стимулирует развитие туристической, образовательной и гуманитарной сфер. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" ставится задача по увеличению не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей. Кроме того, Российская Федерация на протяжении последних лет предпринимает усилия для того, чтобы сделать ее привлекательной для посещения иностранными туристами, для организации спортивных, культурных и иных мероприятий. Целый ряд соглашений, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, указывает, что именно упрощенный порядок выдачи виз на основе взаимности способствует контактам между людьми, являющимся важным условием устойчивого развития экономических, гуманитарных, культурных, научных и иных связей. Именно простые и понятные нормы, касающиеся порядка оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию, содействуют скорейшему достижению поставленных целей и развитию туристического и образовательного сектора.
Исходя из вышеизложенного и во избежание правовой неопределенности, полагаем необходимым меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации установить непосредственно в Федеральном законе, а не в постановлении Правительства Российской Федерации. В частности, к таким мерам может быть отнесено информирование (инструктирование) приглашающей стороной иностранного гражданина о необходимости соблюдения им заявленной цели въезда и необходимости своевременного выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока его пребывания.
Представляется обоснованным закрепление в законопроекте возможности добросовестной приглашающей стороне избежать ответственности за действия иностранных граждан. Таким способом удастся устранить целый ряд коллизий. Например, приглашающая сторона фактически не может обеспечивать соблюдение приглашенным иностранным гражданином режима пребывания (проживания), который повторно въехал в Российскую Федерацию по двукратной или многократной визе, а также в случае расторжения договора об оказании туристических услуг или досрочного расторжения трудового договора с иностранным гражданином - высококвалифицированным специалистом, который сам и члены его семьи могут находиться на законных основаниях в Российской Федерации с целью заключения нового трудового договора. Таким образом, в законопроекте необходимо предусмотреть обязанность приглашающей стороны в течение определенного времени со дня получения сведений о нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) или изменение обстоятельств, при которых отсутствует возможность обеспечения соблюдения иностранным гражданином заявленной цели въезда и своевременного выезда из Российской Федерации, информировать об этом уполномоченные органы.
Также отмечаем, что совместным приказом МИД России, МВД России и ФСБ России от 27 декабря 2003 года N 19723А/1048/922 утвержден Перечень "Цели поездок", используемый при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства. В указанном Перечне установлены цели поездок, которые нельзя отнести к "деятельности или роду занятий". Например, такая цель поездки как "частная", "гостевая" (для иностранных граждан, прибывающих по частным делам) или "приграничный обмен" (для иностранных граждан, въезжающих с территории сопредельного с Россией государства в соответствии с международным договором Российской Федерации в рамках приграничного обмена для посещения конкретного региона) не может быть соотнесена с конкретной деятельностью или родом занятия приглашенного иностранного гражданина.
Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом приглашающей стороной являются в том числе дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации. Перечисленные субъекты обладают иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации.
Замечаний юридико-технического и лингвостилистического характера не имеется.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.