Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Комплекс совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года (прилагается).
2. Правительствам государств - участников СНГ принять необходимые меры по реализации мероприятий указанного Комплекса.
3. Межправительственному совету по сотрудничеству в области ветеринарии обеспечивать координацию и контроль выполнения мероприятий Комплекса совместных действий, ежегодно рассматривать его итоги на своих заседаниях и при необходимости докладывать Экономическому совету СНГ.
От Азербайджанской Республики
-
От Республики Армения
Первый вице-премьер-министр
А. Мирзоян
От Республики Беларусь
А. Кобяков
От Республики Казахстан
Б. Сагинтаев
От Кыргызской Республики
М. Абылгазиев
От Республики Молдова
От Российской Федерации
Д. Медведев
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
-
От Республики Узбекистан
А. Арипов
От Украины
УТВЕРЖДЕН
Решением Совета глав
правительств Содружества Независимых
Государств о Комплексе совместных
действий государств - участников СНГ
по профилактике и борьбе
с бешенством на период до 2025 года
от 1 июня 2018 года
Комплекс совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года
Паспорт
Комплекса совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года
Наименование документа |
Комплекс совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года |
Дата и основание для принятия решения о разработке |
Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии от 12 марта 1993 года; Решение Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии от 12 мая 2016 года |
Заказчик |
Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
Разработчики |
ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" (ФГБУ "ВНИИЗЖ", Российская Федерация); департаменты ветеринарии государств - участников СНГ |
Срок реализации |
2018-2025 годы |
Основные мероприятия |
Создание и совершенствование в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения животных (Международное эпизоотическое бюро, МЭБ) необходимого современного нормативно-правового обеспечения для реализации мероприятий ветеринарными службами государств - участников СНГ, включая разработку и утверждение рамочных, национальных программ по профилактике и борьбе с бешенством в государствах - участниках СНГ и правил (инструкций) по борьбе с бешенством. Унификация на основе рекомендаций МЭБ диагностических средств и методов по изоляции и идентификации возбудителя. Создание международной рабочей группы. Расширение информационно-коммуникационной системы взаимодействия ветеринарных служб государств - участников СНГ. Координация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ и международных организаций (МЭБ/ФАО) по диагностике и контролю бешенства животных. Разработка и реализация планов поэтапной борьбы с бешенством для каждого государства-участника. Проведение регулярных эпизоотологических обследований, в первую очередь в зонах высокой степени риска распространения бешенства, осуществление в них профилактической иммунизации животных и слежение за иммунным статусом. Расширение систематических мониторинговых исследований в целях выявления больных бешенством животных, в том числе среди диких животных. Принятие мер по регуляции численности популяции безнадзорных животных. Информационно-разъяснительная работа. Создание и поддержание резерва вакцин, диагностикумов и дезинфицирующих средств для оперативной ликвидации возможных очагов бешенства. Организация учебы и стажировок ветеринарных специалистов государств - участников СНГ в целях повышения их квалификации |
Контроль за реализацией |
Государства - участники СНГ; Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии. Координатором работ и мероприятий по Комплексу совместных действий является ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
Наиболее важные целевые показатели |
Снижение риска угрозы жизни человека. Достижение эпидемического благополучия в целевых популяциях животных: с долей иммунизированных домашних животных до 90 % и у диких плотоядных не менее 70 % особей в популяциях. Снижение количества вспышек бешенства и ущерба от заболевания |
Ожидаемые конечные результаты |
Обеспечение благополучия по бешенству животных каждого государства - участника СНГ, минимизация экономического ущерба при возможном возникновении бешенства |
Пояснительная записка
к Комплексу совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года
Проблема профилактики бешенства животных и снижения ущерба от этого заболевания, а также снижения угрозы жизни человека актуальна для всех государств - участников СНГ.
Настоящий Комплекс совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года (далее - Комплекс совместных действий) является программой согласованных действий государств - участников СНГ по борьбе с этим заболеванием.
Комплекс совместных действий разработан с учетом предложений ветеринарных служб государств - участников СНГ, опыта реализации программ по борьбе с бешенством животных в странах Европейского союза, США и Канаде и направлен на снижение распространения на территориях государств - участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека.
В Комплексе совместных действий изложен анализ эпизоотической ситуации по бешенству в государствах - участниках СНГ и других государствах мира за период с 2010 по 2015 год, определены регионы высокой степени риска распространения бешенства, намечены мероприятия по профилактике и борьбе с бешенством, предложены меры по повышению квалификации ветеринарных кадров, координации совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ и международных организаций (МЭБ, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)) по контролю бешенства, дана оценка ожидаемой эффективности от реализации намеченных мероприятий.
Финансирование реализации планируемых мероприятий будет осуществляться в рамках ассигнований, предусматриваемых в национальных бюджетах соответствующим министерствам и ведомствам на обеспечение их функций.
Головным разработчиком Комплекса совместных действий, координатором работ и мероприятий является ФГБУ "ВНИИЗЖ" (Российская Федерация), который имеет международный статус Центра МЭБ по сотрудничеству в области диагностики и контроля болезней животных для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья. По согласованию с заинтересованными ветеринарными службами государств - участников СНГ ФГБУ "ВНИИЗЖ" может проводить консультации, тренинги, семинары, совещания, направленные на реализацию Комплекса совместных действий.
Контроль за реализацией Комплекса совместных действий осуществляют государства - участники СНГ и Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии.
1. Характеристика современной эпизоотической ситуации и меры борьбы с бешенством животных в мире и государствах - участниках СНГ
Бешенство (Rabies) является опасным зоонозным заболеванием, которое входит в пятерку инфекционных болезней, общих для человека и животных, наносящих наибольший экономический ущерб, складывающийся из потерь в результате падежа животных, затрат на проведение профилактических мероприятий и проведение диагностических исследований. Передается оно при укусе или при попадании слюны больного животного на поврежденную поверхность кожи или слизистых оболочек, возможен и аэрогенный путь передачи при высокой концентрации вируса бешенства в замкнутом пространстве.
Заболевание характеризуется проявлением признаков поражения центральной нервной системы и практически 100%-ной летальностью. Бешенство широко распространено в мире и является объектом постоянного повышенного внимания международных организаций медицинского и ветеринарного профиля. Для обмена международным опытом по бешенству ежегодно организуются конференции по бешенству в Евразии и в Америке. Кроме того, 28 сентября объявлен всемирным днем борьбы с бешенством.
Выделяют два вида бешенства - уличный, когда заболевание наблюдается в городах и селах, а источником инфекции являются больные бродячие собаки и кошки, и лесной, когда инфекция распространяется в природной среде, а источником заболевания являются дикие плотоядные хищники.
1.1. Эпизоотическая ситуация по бешенству в мире
По данным МЭБ, ежегодно в мире от бешенства умирают более 55 тыс. человек, преимущественно в развивающихся странах Азии и Африки. Бешенство регистрируется практически на всех континентах земного шара, кроме Австралии и Антарктиды. Свободными от бешенства считаются многие европейские страны. Тем не менее число стран и территорий, свободных от бешенства, и их размеры довольно малы по сравнению с территориями и странами, где бешенство продолжает регистрироваться.
Наибольшее число случаев бешенства у людей возникает вследствие укусов собак. Особенно сложная в этом отношении ситуация сложилась на Африканском континенте и в некоторых азиатских странах. Так, в Индии более 97 % случаев бешенства среди людей возникает по причине укусов собак. Популяция собак во всем мире насчитывает более 500 млн особей. Ни один другой вид плотоядных животных не имеет столь широкого распространения и плотности популяции. Домашние собаки присутствуют на всех континентах и практически на всех островах, освоенных людьми. Соотношение собак и людей обычно варьирует от 1:10 до 1:6, хотя существуют территории, где численность популяции собак превышает численность популяции людей.
Для бешенства характерно циклическое течение заболевания. В природных условиях для развития эпизоотии бешенства необходим контакт между больными и восприимчивыми животными, при этом каждое больное животное должно инфицировать более чем одно восприимчивое животное. Если складывается такая ситуация, то инцидентность болезни будет увеличиваться. В реальных условиях такие изменения не остаются постоянными долгое время, так как число восприимчивых животных становится ограниченным, и, следовательно, интенсивность контактов между животными снижается ввиду того, что многие восприимчивые животные уже погибли.
Таким образом, бешенство является актуальной проблемой мирового здравоохранения животных и человека. Существование стационарных очагов заболевания создает угрозу жизни человека и наносит значительный экономический ущерб животноводству. В результате естественных эпизоотических процессов происходят колебания показателя инцидентности бешенства с небольшой амплитудой в течение года и с более значительной - в период от 3 до 5 лет.
1.2. Эпизоотическая ситуация по бешенству в государствах - участниках СНГ
По данным МЭБ и информации, полученной от представителей ветеринарных служб государств - участников СНГ, эпизоотическая ситуация по бешенству выглядит следующим образом.
Дата последней официальной регистрации бешенства на территории Республики Армения - 2011 год, был зарегистрирован 1 очаг.
В Республике Беларусь бешенство регистрируют ежегодно в Гомельской, Гродненской, Минской, Могилевской, Витебской и Брестской областях.
На территории Республики Казахстан последняя официальная регистрация бешенства среди диких животных отмечена в 2016 году.
В Кыргызской Республике бешенство регистрируют ежегодно у домашних животных: собаки, кошки, мелкий рогатый скот (МРС), крупный рогатый скот (КРС). Кроме того, официально страна ежегодно заявляет о случаях заболевания бешенством среди людей. Так, в 2011 году - 2 случая, с 2012 по 2014 год - по 1 случаю ежегодно.
В Республике Молдова ежегодно регистрируют заболевание бешенством среди домашних и диких животных.
Российская Федерация является стационарно неблагополучной по бешенству. За 2015 год было зарегистрировано 4 114 случаев бешенства. Также, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2012-2015 годах зарегистрировано 18 случаев заболевания людей бешенством.
Основной вклад в заболеваемость вносят дикие плотоядные (около 50 %), немного меньше (35 %) - кошки и собаки, сельскохозяйственные животные (15 %). В качестве резервуара инфекции выступают лисы, которые участвуют и в "уличном" бешенстве, осуществляя первичный занос заболевания в популяцию неиммунных собак и кошек. Также существенный вклад в развитие эпизоотий вносят енотовидные собаки. Больше всего заболевших бешенством животных приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа (80 % общей доли заболевших животных).
В Республике Таджикистан ежегодно регистрируют очаги бешенства. Стабильно неблагополучными районами оказались Центральный Таджикистан, Хатлонская и Согдийская области.
Ветеринарные службы Туркменистана ежегодно с 2013 по 2016 год сообщали о наличии заболевания в клинической форме.
Ветеринарные службы Республики Узбекистан предоставили данные по заболеванию бешенством за 2014-2016 годы.
В Украине ежегодно отмечается большое количество очагов бешенства. Причем увеличение числа очагов заболевания почти вдвое отмечено с 2013 года: 692 и 588 очагов в 2011 и 2012 годах соответственно и 1 293 и 898 очагов - в 2013 и 2014 годах. Кроме того, ежегодно отмечаются заболевания людей: в 2011 году - 6 случаев, в 2012 году - 16, в 2013 году - 3, в 2014 году - 4. Так, в последние годы бешенство регистрируется в Винницкой, Одесской, Запорожской, Черкасской, Днепропетровской, Харьковской, Киевской, Хмельницкой, Донецкой, Ивано-Франковской, Волынской, Тернопольской, Кировоградской, Черниговской, Николаевской, Житомирской, Херсонской, Львовской, Сумской, Полтавской, Черновецкой, Закарпатской областях.
Таким образом, на 2017 год ситуация по бешенству в государствах - участниках СНГ остается довольно напряженной. Применение вакцинации домашних и диких животных позволило снизить количество случаев бешенства в ряде стран. Тем не менее ежегодно на территориях государств - участников СНГ регистрируются тысячи случаев бешенства у животных, а также случаи гибели людей.
Сводная ситуация по заболеваемости бешенством в государствах - участниках СНГ приведена ниже.
Количество случаев бешенства в государствах - участниках СНГ*
Государства - участники СНГ |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Республика Армения |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Беларусь |
1 372 |
501 |
452 |
345 |
581 |
219** |
Республика Казахстан**** |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
1 |
Кыргызская Республика |
79 |
103 |
86 |
60 |
75 |
27** |
Республика Молдова |
55 |
174 |
111 |
139 |
162 |
76 |
Российская Федерация*** |
3 188 |
2 802 |
3 507 |
2 315 |
4 114 |
2 151 |
Республика Таджикистан |
70 |
56 |
63 |
100 |
77 |
97 |
Туркменистан |
Нет данных |
Нет данных |
60 |
12 |
6 |
3** |
Республика Узбекистан |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
20 |
6 |
9** |
Украина |
692 |
588 |
1 293 |
898 |
1 174 |
465** |
------------------------------
* Согласно данным МЭБ.
** Данные за полугодие.
*** Данные ФГБУ "Центр ветеринарии".
**** Заболевание регистрируется, нет количественных данных.
------------------------------
1.3. Опыт борьбы с бешенством в государствах - участниках СНГ
Мероприятия по борьбе с бешенством включают в первую очередь вакцинацию плотоядных диких животных, домашних и сельскохозяйственных животных, а также контроль численности безнадзорных животных. Эти мероприятия требуют больших материальных затрат и трудны в исполнении.
В Республике Беларусь в качестве контрольных мер используются меры профилактики на границе, мониторинг, скрининг, общий и целевой надзор. Вакцинируют КРС, МРС, мелких домашних животных, кроликов, лошадей и свиней, диких плотоядных животных. На базе ФГБУ "ВНИИЗЖ" исследуются пробы тканей костей, зубов и крови диких животных из Республики Беларусь в целях изучения поедаемости вакцины и определения титров вируснейтрализующих антител в крови диких животных.
В Республике Казахстан в качестве контрольных мер используются меры по профилактике, мониторингу, скринингу, общему и целевому надзору. Вакцинируют КРС, МРС, лошадей, верблюдов, собак, кошек. У диких животных вакцинация не проводится.
В Кыргызской Республике в качестве контрольных применяются меры профилактики на границе, мониторинг, скрининг, общий и целевой надзор, зонирование и вакцинация. У диких животных вакцинация запрещена.
В Республике Молдова в качестве контрольных мер применяют зонирование, меры профилактики на границе, мониторинг, скрининг, общий надзор, контроль перемещения внутри страны, зонирование и контроль природных резервуаров. В связи с неблагополучной эпизоотической ситуацией по бешенству проводятся обязательная вакцинация собак против бешенства, сокращение численности популяции лисиц, разъяснительная работа с населением.
В Российской Федерации для профилактики бешенства применяют инактивированные антирабические вакцины отечественного и зарубежного производства. Для профилактики бешенства диких плотоядных животных применяется оральная вакцина.
В 2013 году удалось достичь значительных успехов в борьбе с бешенством в Калининградской области. Учитывая особое географическое расположение, данный регион был включен в долгосрочную международную программу по искоренению бешенства, в рамках которой начиная с осени 2007 года проводится работа по распределению антирабической вакцины по всей территории области. С 2010 года кампания по вакцинации проводилась дважды в год. После каждого этапа вакцинации с целью определения ее эффективности осуществляли диагностический отстрел диких плотоядных животных.
В результате проводимых мероприятий достигнут положительный эффект. Произошло снижение количества случаев бешенства на территории области и увеличение доли иммунных животных. В 2013-2015 годах на территории Калининградской области случаев бешенства зарегистрировано не было.
Специализированные программы действуют в ряде регионов, таких как Ленинградская, Нижегородская области и др. Тем не менее во многих регионах Российской Федерации количество применяемой вакцины недостаточно, чтобы покрыть всю территорию.
В рамках государственного задания ФГБУ "ВНИИЗЖ" и ряд других межрегиональных ветеринарных лабораторий проводят эпизоотологический мониторинг бешенства. На территориях различных регионов Российской Федерации осуществляются исследования на бешенство, оценка поедаемости вакцины и определяется уровень вируснейтрализующих антител у диких животных. Это позволяет проводить мониторинг эффективности вакцинации для ее коррекции.
В Республике Таджикистан для профилактики бешенства иммунизируются домашние и дикие животные, сокращаются популяции безнадзорных животных, проводятся лабораторные исследования проб от животных с подозрением на заболевание.
Таким образом, учитывая неблагоприятную эпизоотическую ситуацию по бешенству в государствах - участниках СНГ и в мире, его высокую превалентность на территориях с большой плотностью населения, существует реальная и постоянная угроза жизни и благополучия сельскохозяйственных животных и человека. Это связано и с отсутствием контроля численности беспризорных животных, естественным ростом плотности популяций диких животных и их миграцией, а, следовательно, и более тесным контактом диких и домашних животных и человека, и недостаточным объемом вакцинации диких плотоядных.
Постоянная напряженная эпизоотическая ситуация в мире диктует необходимость координации мер по профилактике и борьбе с бешенством между различными государствами, в том числе и государствами - участниками СНГ. Совместные действия в государствах - участниках СНГ по вакцинопрофилактике бешенства и локализации очагов, предусмотренные Комплексом совместных действий, позволят в дальнейшем избежать заноса инфекции с сопредельных территорий.
2. Основные цели и задачи комплекса совместных действий
Комплекс совместных действий в целом рассчитан на расширение и углубление сотрудничества ветеринарных служб государств - участников СНГ, прежде всего на осуществление совместных действий по профилактике и ликвидации бешенства.
2.1. Основные цели
Обеспечение благополучия по бешенству в каждом государстве - участнике Содружества, минимизация риска угрозы здоровью людей и экономического ущерба, координация и оптимизация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ в борьбе и профилактике бешенства.
2.2. Основные задачи
Создание и развитие в соответствии с рекомендациями МЭБ современного нормативно-правового обеспечения мероприятий ветеринарных служб государств - участников СНГ, включая разработку и утверждение программ по профилактике и борьбе с бешенством животных, а также правил (инструкций) по борьбе с бешенством.
Проведение регулярных эпизоотологических обследований популяций диких и домашних животных, в первую очередь в зонах высокой степени риска заноса и распространения бешенства, оценка эпизоотической ситуации, осуществление профилактической иммунизации животных и мониторинг иммунного статуса, оценка эффективности действующих мероприятий.
Расширение систематических мониторинговых исследований в целях выявления больных бешенством животных, в том числе среди диких животных.
Разработка процедур контроля численности и оздоровления популяции безнадзорных животных.
Создание и поддержание резерва вакцин и диагностикумов для оперативной ликвидации возможных очагов бешенства.
Гармонизация диагностических средств и методов по выделению и идентификации возбудителя на основе рекомендаций МЭБ.
Оперативное проведение совместных работ по ликвидации очагов бешенства.
Разработка и реализация национальных планов борьбы с бешенством в целях получения каждым государством - участником СНГ статуса страны, свободной от бешенства.
Проведение мероприятий по сохранению достигнутых результатов в улучшении эпизоотической ситуации по бешенству.
Организация учебы и стажировок ветеринарных специалистов государств - участников СНГ в целях повышения их квалификации.
Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по проблеме бешенства.
Расширение информационно-коммуникационного взаимодействия ветеринарных служб государств - участников СНГ.
3. Сроки реализации комплекса совместных действий
3.1. Основные направления реализации Комплекса совместных действий
Комплекс совместных действий основан на международных программах по профилактике бешенства: "Поэтапный подход к искоренению бешенства", "Оральная вакцинация лисиц против бешенства в Европе". Успех реализации Комплекса совместных действий базируется на общей заинтересованности в искоренении бешенства, высоком приоритете при выполнении задач, согласованности действий всех его участников, высоком уровне квалификации ветеринарных служб и других исполнителей.
Реализация Комплекса совместных действий охватывает следующие направления:
оценка эпизоотической ситуации по бешенству;
совершенствование нормативно-правовой базы;
организация выполнения нормативных правовых документов и взаимного информационного обеспечения в части эпизоотической ситуации по бешенству в государствах - участниках СНГ;
осуществление совместных мероприятий по мониторингу, профилактике и ликвидации бешенства в государствах - участниках СНГ;
поддержание достигнутых результатов по улучшению эпизоотической ситуации по бешенству.
3.2. Сроки реализации Комплекса совместных действий
Мероприятия Комплекса совместных действий состоят из блока первоочередных мероприятий на период до 2020 года и последующих шагов, которые будут определяться и уточняться по мере реализации ранее намеченных мероприятий после рассмотрения на заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии.
4. Перечень мероприятий по профилактике и ликвидации бешенства в государствах - участниках СНГ
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные |
1. |
Оценка состояния ветеринарных служб (объем выполняемых работ по контролю бешенства, используемые ресурсы, нормативно-правовая база по бешенству) |
2018-2020 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
2. |
Анализ эпизоотических данных по бешенству (оценка заболеваемости, неблагополучия, статистики по покусам животными людей, уточнение основных резервуарных видов животных) |
2018-2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
3. |
Подготовка национальных прогнозов и оценок риска распространения бешенства |
2018-2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
4. |
Оценка объемов проводимых профилактических мероприятий по борьбе с бешенством и их эффективности |
2018-2025 гг. |
Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии, заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
5. |
Проведение научно-исследовательских работ по молекулярной эпидемиологии бешенства, оценке эффективности и безопасности применяемых антирабических вакцин |
2018-2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
6. |
Создание и пополнение национальных коллекций полевых изолятов вируса бешенства, циркулирующих на территориях государств - участников СНГ |
2018-2025 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
7. |
Организация совместного обучения (тренингов) ветеринарных специалистов государств - участников СНГ (вирусологи, серологи, эпизоотологи) по вопросам диагностики бешенства, современным методам профилактики и борьбы с заболеванием |
2018-2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
8. |
Проведение совместных совещаний и семинаров по вопросам диагностики и профилактики бешенства |
2018-2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
9. |
Оперативное проведение совместных работ сторон по ликвидации очагов бешенства на приграничных территориях |
В случае необходимости |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
10. |
Создание и поддержание национальных резервов диагностикумов и вакцин для оперативной ликвидации возможных очагов бешенства |
2018-2025 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ |
11. |
Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по проблеме бешенства |
2018-2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
12. |
Разработка процедур оценки контроля численности и оздоровления популяции безнадзорных животных |
2018-2020 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
13. |
Проведение систематических мониторинговых исследований для выявления больных бешенством животных, в том числе среди диких животных, с целью создания достоверной системы мониторинга бешенства |
2018-2025 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
14. |
Проведение вакцинации против бешенства животных на неблагополучных территориях |
2018-2025 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
15. |
Разработка и утверждение национальных программ/правил (инструкций) по профилактике и борьбе с бешенством в соответствии с рекомендуемой дорожной картой (приложение) |
2018-2025 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
16. |
Гармонизация законодательных баз государств - участников СНГ по вопросам диагностики, профилактики и мерам борьбы с бешенством на основе требований МЭБ |
2022-2025 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
17. |
Определение референтных лабораторий по бешенству |
2018-2020 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
18. |
Подготовка предложений по оснащению диагностических лабораторий необходимым оборудованием для осуществления мониторинга и диагностики бешенства |
2018-2020 гг. |
Ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ |
19. |
Проведение межлабораторных сличительных испытаний по диагностике бешенства с участием национальных референтных лабораторий для усовершенствования средств и методов диагностики бешенства животных |
2018-2025 гг. |
ФГБУ "ВНИИЗЖ", ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, уполномоченные органы заинтересованных государств - участников СНГ |
20. |
Расширение информационно-коммуникационного взаимодействия ветеринарных служб государств - участников СНГ (разработать порядок обязательного взаимного информирования о случаях возникновения бешенства животных, предоставлять соответствующую информацию в штаб-квартиру МЭБ) |
2018-2020 гг. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
21. |
Обеспечение соответствия статусу стран свободных от бешенства в соответствии с критериями главы Кодекса 8.13 МЭБ |
К 2025 г. |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ" |
22. |
Проведение мероприятий по сохранению достигнутых результатов в улучшении эпизоотической ситуации по бешенству |
Постоянно |
Заинтересованные государства - участники СНГ, ветеринарные службы заинтересованных государств - участников СНГ, ФГБУ "ВНИИЗЖ", Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии |
5. Ресурсное обеспечение комплекса совместных действий
Ресурсное обеспечение мероприятий Комплекса совместных действий осуществляется каждым заинтересованным государством - участником СНГ в рамках средств, предусматриваемых в национальных бюджетах соответствующим министерствам и ведомствам на обеспечение их функций.
6. Ожидаемые результаты
Реализация Комплекса совместных действий позволит:
уточнить эпизоотическую ситуацию по бешенству в государствах - участниках СНГ;
создать достоверную систему мониторинга бешенства и оценки эффективности антирабической вакцинации;
обеспечить ветеринарные службы государств - участников СНГ обновленной нормативно-технической документацией;
оснастить диагностические лаборатории необходимым оборудованием для осуществления мониторинга и диагностики бешенства в полном объеме;
провести вакцинацию против бешенства на неблагополучных территориях;
усовершенствовать средства и методы диагностики и профилактики бешенства животных;
расширить сотрудничество государств - участников СНГ в области борьбы, профилактики бешенства животных и повысить его эффективность.
Реализация запланированных мероприятий позволит снизить ущерб от эпизоотий бешенства, поражающего животных разных видов и вызывающего чрезвычайные ситуации в животноводстве, повысить продуктивность животноводства и рентабельность агропромышленного комплекса.
Контроль реализации мероприятий и координация действий ветеринарных служб государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством будет осуществляться Межправительственным советом по сотрудничеству в области ветеринарии.
Приложение
Дорожная карта
по разработке и реализации национальной программы по борьбе с бешенством на период до 2025 года
Введение
Дорожная карта разработана в целях унификации подготовки и реализации национальных программ, направленных на профилактику и борьбу с бешенством.
Настоящий проект среднесрочного плана мероприятий (дорожная карта) разработан в рамках реализации Комплекса совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года.
В процессе подготовки национальной программы по борьбе с бешенством на период до 2025 года выделяются пять основных стадий, затрагивающих следующие направления:
законодательство;
сбор и анализ данных;
диагностика;
профилактика и контроль;
информационно-разъяснительная работа.
Программные мероприятия можно условно разделить на два основных направления, касающиеся борьбы с бешенством среди домашних животных (собаки и кошки) и борьбы с бешенством среди диких животных. В некоторых случаях может возникнуть необходимость рассмотрения отдельного компонента по борьбе с бешенством среди летучих мышей.
1. Структура и содержание национальной программы.
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (главный распорядитель средств государственного бюджета) |
|
Наименование программы |
|
Разработчики программы |
|
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
|
Цели и задачи программы |
|
Сроки реализации программы |
|
Исполнители основных мероприятий |
|
Объемы и источники финансирования |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
|
Конкурсная часть |
|
2. Цель и задачи
В качестве цели реализации программы может быть указано обеспечение благополучия либо снижение риска заражения человека, а также снижение экономического ущерба от заболевания.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, должны быть четко сформулированы в зависимости от конкретных условий, сложившихся в каждой конкретной стране. В ряде стран борьба с бешенством среди собак будет выходить на передний план (и это должно быть отражено в задачах), в других странах на первый план выйдет борьба с бешенством в дикой фауне. Задачи реализации программы в общем плане следующие:
оценить состояние ветеринарной службы (объем выполняемого надзора, используемые ресурсы, законодательная база по бешенству);
провести анализ эпидемиологических данных по бешенству (оценка заболеваемости, неблагополучия, статистика по покусам людей);
подготовить прогноз и оценку риска распространения бешенства;
оценить объемы проводимых профилактических мероприятий по борьбе с бешенством и их эффективность;
провести научно-исследовательские работы по молекулярной эпидемиологии бешенства, оценке эффективности и безопасности применяемых антирабических вакцин;
создать и пополнять коллекцию полевых изолятов вируса бешенства, циркулирующих на территории страны;
организовать обучение (тренинги) ветеринарных специалистов по вопросам диагностики бешенства, современным методам профилактики и борьбы с заболеванием;
провести информационно-разъяснительную работу с населением по проблеме бешенства;
разработать процедуру оценки контроля численности и оздоровления популяции безнадзорных животных;
провести мониторинговые исследования в целях выявления больных бешенством животных, в том числе среди диких животных;
разработать и утвердить актуализированные правила (инструкции) по профилактике и борьбе с бешенством;
гармонизировать законодательную базу страны по вопросам диагностики, профилактики и мерам борьбы с бешенством в соответствии с международными требованиями;
провести межлабораторные сличительные испытания по диагностике бешенства.
3. Программные мероприятия
Подробное описание программных мероприятий в соответствии с поставленными задачами по направлениям.
4. Борьба с бешенством среди безнадзорных животных
Бешенство в городских условиях может протекать изолировано от "лесного" бешенства, вовлечены в него в основном собаки, реже кошки, которые часто контактируют с человеком. Данный раздел должен включать подробное описание предполагаемых мероприятий по следующим основным направлениям:
оценка численности безнадзорных животных;
изучение экологических и популяционных особенностей безнадзорных животных применительно к конкретной стране;
мониторинг бешенства в популяции безнадзорных животных;
программа контроля численности безнадзорных животных, имеющая окончательной целью достижение полного отсутствия бездомных/бродячих животных в населенных пунктах и включающая следующие мероприятия:
ограничение доступа к кормовой базе (контейнерам с пищевыми отходами и т. д.);
информационно-разъяснительная работа с населением;
совершенствование законодательства в части усиления контроля соблюдения правил содержания домашних животных, повышения ответственности владельцев животных, введения и соблюдения обязательной регистрации и идентификации на основе чипирования и т. д.;
отлов, стерилизация/эвтаназия, организация питомников для бездомных животных;
массовая вакцинация безнадзорных животных (не менее 70 % популяции безнадзорных животных должны быть "эффективно" вакцинированы), включающая:
оценку количества необходимых доз вакцины на основе данных о численности безнадзорных животных;
определение стратегии вакцинации (отлов и парентеральная вакцинация либо применение "летающих" шприцев) и оценки ее эффективности (мониторинг уровней антирабических антител в популяции вакцинированных безнадзорных животных);
информационно-разъяснительная работа с населением.
Мониторинг бешенства в популяции бездомных животных необходим для контроля ситуации по бешенству и своевременному принятию мер по недопущению распространения этой болезни. Исследовать на бешенство всех отловленных бездомных животных, подлежащих уничтожению. Проводить мониторинг необходимо на постоянной основе.
Ликвидация кормовой базы - основная мера по ограничению численности бездомных животных, которая является дорогостоящей, но эффективной в долгосрочной перспективе. Основные пути ликвидации кормовой базы включают:
ограничение доступа животных к контейнерам бытовых отходов;
своевременную дератизацию;
информационно-разъяснительную работу с населением.
Отлов и уничтожение - негуманная мера, эффективная только в краткосрочной перспективе. Однако в настоящее время в большинстве случаев данная мера является единственно доступной. Более перспективной мерой считается создание питомников для бездомных животных и ужесточение законодательной базы в целях упорядочения содержания животных и надзора за ними на протяжении всей жизни.
5. Меры борьбы с бешенством в дикой природе
Мировой опыт убедительно показывает, что современные меры борьбы с бешенством позволяют взять под контроль заболевание, а в ряде случаев полностью ликвидировать его у наземных млекопитающих. Основной концепцией борьбы с бешенством является оральная вакцинация диких плотоядных животных. Однако 100%-ный успех может быть достигнут только при применении комплекса мер, включающего научно обоснованное планирование оральной вакцинации и мониторинг ее эффективности.
Применение оральных антирабических вакцин должно проводиться при постоянном взаимодействии представителей ветеринарной науки и практических ветеринарных специалистов. При применении оральных вакцин необходимо оценивать эффективность вакцинации, которая, в свою очередь, будет зависеть от снижения числа случаев бешенства.
Одним из основных индексов оценки эффективности оральной вакцинации является число случаев бешенства животных, регистрируемое в вакцинируемой зоне. Эффективной вакцинацию можно назвать тогда, когда после 2-3 кампаний по вакцинации число случаев бешенства существенно снизилось. Если же складывается обратная ситуация или число случаев бешенства снижается незначительно, то вакцинация проводится не эффективно, вне зависимости от суммы затрат на нее. В этом случае необходимо выяснить причины низкой эффективности, а также принять меры по корректировке программы оральной вакцинации.
Перед началом оральной вакцинации необходимо определить:
размер района, подлежащего многократной вакцинации;
время и кратность проведения вакцинации;
способ распространения и количество доз вакцины на квадратный километр;
продолжительность проведения вакцинации;
пути проведения надзора и мониторинга эпизоотической ситуации по бешенству и эффективности вакцинации.
6. Размер района, подлежащего многократной вакцинации
При определении размера зоны вакцинации необходимо помнить, что чем она больше, тем эффективнее будет вакцинация. Минимальная площадь вакцинации, позволяющая относительно эффективно бороться с бешенством, должна быть не менее 5 тыс. кв. км, при этом иметь диаметр или ширину не менее 50 км.
7. Время проведения вакцинации
Время проведения вакцинации зависит от целевой популяции и климатической зоны и в разных странах будет различным.
Так, в Российской Федерации весеннюю вакцинацию необходимо проводить в конце марта - начале мая (в зависимости от климатической зоны и погодных условий). Вторая вакцинация проводится обычно осенью, в сентябре-октябре.
В связи с тем, что после оральной вакцинации весной у народившихся щенят имеется колостральный иммунитет, который снижает эффективность действия вакцины в течение не менее 8 недель, рекомендуется проводить третью вакцинацию, направленную на иммунизацию молодых животных, - в июне или начале июля.
При выборе времени для проведения оральной вакцинации необходимо учитывать температуру окружающей среды. Идеальные условия - температура 4-10 0С выше нуля и отсутствие резких перепадов температуры, в том числе ночных заморозков.
8. Способ распространения и количество доз вакцины на кв. км
Существуют два способа распространения вакцинных приманок: воздушный - с помощью средств авиации (вертолеты, небольшие самолеты) и вручную. Авиационный способ предпочтителен по всем показателям. Этот способ распространения вакцинных приманок используется в большинстве европейских стран. Следует отметить, что использование для этих целей вертолетов обходится дороже, чем использование самолетов. Качество разбрасывания приманок при использовании авиации контролируется компьютером и спутниковой навигационной системой (GPS или аналог), которая позволяет точно документировать координаты и частоту сброса приманок.
9. Дозировка
Количество вакцинных приманок на 1 кв. км может быть различным и обычно составляет 25-30 приманок. Данная дозировка, рассчитанная с учетом поедания приманок лисицами и конкурирующими видами животных, прежде всего кабанами, считается оптимальной. В ряде случаев эта величина может возрастать в зависимости от численности конкурирующих видов животных. Кроме того, при использовании ручного способа распространения вакцины нет необходимости раскладывать ее равномерно по всей площади вакцинации. В этом случае вакцину следует раскладывать в местах скопления или наиболее вероятного появления животных (по краям лесов и полей, вдоль дорог, тропинок, ручьев и рек, возле свалок и т. д.).
10. Продолжительность проведения вакцинации
Минимальная продолжительность вакцинации на конкретной территории должна составлять не менее 6 лет и 2 года после регистрации последнего случая бешенства.
11. Пути проведения надзора и мониторинга
Мониторинг является важной составляющей программы оральной вакцинации и позволяет оценить не только эпизоотическую обстановку по бешенству в зоне вакцинации, но также эффективность и безопасность вакцинации. При этом оцениваются поедаемость вакцины и уровень сероконверсии (определение уровня антирабических антител в крови вакцинированных животных). Для проведения полноценного мониторинга необходимо отстреливать не менее 4 животных на 100 кв. км зоны вакцинации в год, исключая площадь населенных пунктов и водоемов. Кроме того, патматериал отбирают от всех плотоядных животных, обнаруженных мертвыми (в том числе погибших на дорогах), напавших на человека, и, по возможности, от животных, добытых охотниками.
В качестве индикаторного вида для мониторинга бешенства и эффективности вакцинации предпочтительно использовать лисиц или других представителей семейства собачьих, превалирующих в зоне вакцинации (енотовидные собаки, корсаки, песцы, шакалы и др.). В целях мониторинга безопасности вакцины и оценки ее поедаемости нецелевыми видами животных по возможности следует отбирать пробы и от других видов, в том числе от мелких мышевидных млекопитающих (лесные мыши, полевки, землеройки, крысы и т. д.). Для диагностики бешенства и дифференциации штаммов отбирают пробы головного мозга. С целью определения содержания антибиотиков тетрациклинового ряда (оценка поедаемости вакцины) отбирают пробы тканей костей и зубов в соответствии с разработанными ФГБУ "ВНИИЗЖ" Методическими указаниями по обнаружению флуоресцентным методом антибиотиков тетрациклинового ряда в тканях зубов и костей животных для контроля поедаемости оральных антирабических вакцин. Для оценки уровней антирабических антител (оценка эффективности вакцинации) в реакции нейтрализации в культуре клеток ВНК-21 отбирают пробы крови (3-5 мл). Получаемые при этом данные позволяют не только оценить эпизоотическую ситуацию по бешенству в регионе, но и определить эффективность и безопасность применяемой оральной антирабической вакцины.
Большое значение имеет гомогенность (однородность) сбора проб на территории проведения оральной вакцинации, так как при кластерном (неравномерном) отборе проб происходит существенное искажение результатов.
12. Профилактика бешенства домашних и сельскохозяйственных животных
12.1. Профилактика бешенства домашних плотоядных животных
В неблагополучных по бешенству регионах подлежат антирабической иммунизации:
собаки всех видов и любого назначения, вне зависимости от режима их содержания;
кошки всех видов, вне зависимости от режима их содержания.
Необходимо проводить выборочный контроль эффективности вакцинации путем определения уровней антирабических вируснейтрализующих антител в пробах сывороток крови. Для этого рекомендуется исследовать не менее 5 % общей популяции вакцинированных животных в регионе.
В благополучных по бешенству регионах подлежат антирабической иммунизации:
собаки, используемые в служебных целях (охрана, розыск, охота, обслуживание людей с ограничением зрения и т. д.);
собаки и кошки уличного содержания.
Необходимо проводить выборочный контроль эффективности вакцинации путем определения уровней антирабических вируснейтрализующих антител в пробах сывороток крови. Для этого рекомендуется исследовать не менее 1 % общей популяции вакцинированных животных в регионе.
12.2. Профилактика бешенства среди сельскохозяйственных животных
В неблагополучных по бешенству регионах подлежат антирабической иммунизации:
сельскохозяйственные животные всех видов, находящиеся на выпасе или при выгульном содержании;
КРС, МРС и лошади, находящиеся в частных подворьях.
Необходимо проводить выборочный контроль эффективности вакцинации путем определения уровней антирабических вируснейтрализующих антител в пробах сывороток крови. Для этого необходимо исследовать не менее 5 % общей популяции вакцинированных животных в регионе.
В благополучных по бешенству регионах антирабическая иммунизация сельскохозяйственных животных не проводится при условии постоянно действующего мониторинга бешенства в популяции диких плотоядных, а также бездомных животных. В случае отсутствия эффективной системы мониторинга проводятся мероприятия так же, как и в неблагополучных регионах.
Необходимо проводить выборочный контроль эффективности вакцинации путем определения уровней антирабических вируснейтрализующих антител в пробах сывороток крови. Для этого необходимо исследовать не менее 5 % общей популяции вакцинированных животных в регионе.
13. Мониторинг бешенства среди рукокрылых
В связи с тем, что рукокрылые большинства видов находятся под охраной государства, все исследования проводятся при обязательном согласовании с природоохранными организациями. Исследованию подлежат только больные, ослабленные, не способные летать или погибшие животные, обнаруженные в местах их проживания, а также животные, вне зависимости от состояния здоровья, контактировавшие с человеком. Мониторинг следует проводить ежегодно по мере поступления материала, для исследований направлять пробы головного мозга и крови.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета глав правительств СНГ от 1 июня 2018 г. "О Комплексе совместных действий государств - участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года"
Текст решения официально опубликован не был