Проект Указания Банка России
"О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(по состоянию на 14.06.2018)
Настоящее Указание на основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746; 2018, N 1, ст. 32) (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (приложение 1 к настоящему Указанию), коэффициенты страховых тарифов (приложение 2 к настоящему Указанию), требования к структуре страховых тарифов (приложение 3 к настоящему Указанию), а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) (приложение 4 к настоящему Указанию).
1. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от ___ ________________ 2018 года N ___) вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления их в силу.
Пункт 2 приложения 2 к настоящему Указанию, пункты 4, 5, 6, 7 приложения 4 к настоящему указанию вступают в силу с 1 января 2020 года.
2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования, на период до 1 января 2019 года применяется страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии с Приложением 5 к настоящему Указанию.
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования, на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года применяется страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии с Приложением 6 к настоящему Указанию.
4. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившими силу:
Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2014 года N 34187;
Указание Банка России от 20 марта 2015 года N 3604-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2015 года N 36541.
Председатель |
|
Приложение 1
к Указанию Банка России
от "___" ________2018 года N _________
"О предельных размерах базовых ставок
страховых тарифов (их минимальных и
максимальных значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке их применения
страховщиками при определении страховой
премии по договору обязательного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (далее - ТБ)
N п/п |
Тип (категория) и назначение транспортного средства |
Базовая ставка страхового тарифа (рублей) |
|
Минимальное значение ТБ |
Максимальное значение ТБ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории "A", "M")* |
694 |
1 407 |
2 |
Транспортные средства категории "B", "BE" * |
|
|
2.1 |
юридических лиц |
2 058 |
2 911 |
2.2 |
физических лиц, индивидуальных предпринимателей |
2 746 |
4 942 |
2.3 |
используемые в качестве такси |
4 110 |
7 399 |
3 |
Транспортные средства категорий "C" и "CE" * |
|
|
3.1 |
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее |
2 807 |
5 053 |
3.2 |
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн |
4 227 |
7 609 |
4 |
Транспортные средства категорий "D" и "DE" * |
|
|
4.1 |
с числом пассажирских мест до 16 включительно |
2 246 |
4 044 |
4.2 |
с числом пассажирских мест более 16 |
2 807 |
5 053 |
4.3 |
используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок |
4 110 |
7 399 |
5 |
Троллейбусы (транспортные средства категории "Tb")* |
2 246 |
4 044 |
6 |
Трамваи (транспортные средства категории "Tm")* |
1 401 |
2 521 |
7 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины**, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей |
899 |
1 895 |
Примечание. Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в документе о регистрации транспортного средства, выданном органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы), с учетом информации, указанной страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базовой ставки страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.
------------------------------
* Категории транспортных средств, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2013, N 19, ст. 2319; 2014, N 42, ст. 5615; 2017, N 31, ст. 4753) (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения").
** Машины, имеющие паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
------------------------------
Приложение 2
к Указанию Банка России
от "___" ________2018 года N _________
"О предельных размерах базовых ставок
страховых тарифов (их минимальных и
максимальных значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке их применения
страховщиками при определении страховой
премии по договору обязательного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
Коэффициенты страховых тарифов
1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее - коэффициент КТ).
N п/п |
Территория преимущественного использования транспортного средства |
Коэффициент для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин |
Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Республика Адыгея |
1,3 |
1 |
2 |
Республика Алтай |
|
|
2.1 |
Горно-Алтайск |
1,3 |
0,8 |
2.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
3 |
Республика Башкортостан |
|
|
3.1 |
Благовещенск, Октябрьский |
1,2 |
0,8 |
3.2 |
Ишимбай, Кумертау, Салават |
1,1 |
0,8 |
3.3 |
Стерлитамак, Туймазы |
1,3 |
0,8 |
3.4 |
Уфа |
1,8 |
1 |
3.5 |
Прочие города и населенные пункты |
1 |
0,8 |
4 |
Республика Бурятия |
|
|
4.1 |
Улан-Удэ |
1,3 |
0,8 |
4.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
5 |
Республика Дагестан |
|
|
5.1 |
Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт |
0,7 |
0,5 |
5.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
6 |
Республика Ингушетия |
|
|
6.1 |
Малгобек |
0,8 |
0,5 |
6.2 |
Назрань |
0,6 |
0,5 |
6.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
7 |
Кабардино-Балкарская Республика |
|
|
7.1 |
Нальчик, Прохладный |
1 |
0,8 |
7.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
8 |
Республика Калмыкия |
|
|
8.1 |
Элиста |
1,3 |
0,8 |
8.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
9 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1 |
0,8 |
10 |
Республика Карелия |
|
|
10.1 |
Петрозаводск |
1,3 |
0,8 |
10.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
11 |
Республика Коми |
|
|
11.1 |
Сыктывкар |
1,6 |
1 |
11.2 |
Ухта |
1,3 |
0,8 |
11.3 |
Прочие города и населенные пункты |
1 |
0,8 |
12 |
Республика Крым |
|
|
12.1 |
Симферополь |
0,6 |
0,6 |
12.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,6 |
13 |
Республика Марий Эл |
|
|
13.1 |
Волжск |
1 |
0,8 |
13.2 |
Йошкар-Ола |
1,4 |
0,8 |
13.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
14 |
Республика Мордовия |
|
|
14.1 |
Рузаевка |
1,2 |
1 |
14.2 |
Саранск |
1,5 |
1 |
14.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,6 |
15 |
Республика Саха (Якутия) |
|
|
15.1 |
Нерюнгри |
0,8 |
0,5 |
15.2 |
Якутск |
1,2 |
0,7 |
15.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
16 |
Республика Северная Осетия - Алания |
|
|
16.1 |
Владикавказ |
1 |
0,8 |
16.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
17 |
Республика Татарстан |
|
|
17.1 |
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск |
1,3 |
0,8 |
17.2 |
Бугульма, Лениногорск, Чистополь |
1 |
0,8 |
17.3 |
Елабуга |
1,2 |
0,8 |
17.4 |
Казань |
2 |
1,2 |
17.5 |
Набережные Челны |
1,7 |
1 |
17.6 |
Прочие города и населенные пункты |
1,1 |
0,8 |
18 |
Республика Тыва |
|
|
18.1 |
Кызыл |
0,6 |
0,5 |
18.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
19 |
Удмуртская Республика |
|
|
19.1 |
Воткинск |
1,1 |
0,8 |
19.2 |
Глазов, Сарапул |
1 |
0,8 |
19.3 |
Ижевск |
1,6 |
1 |
19.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
20 |
Республика Хакасия |
|
|
20.1 |
Абакан, Саяногорск, Черногорск |
1 |
0,8 |
20.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
21 |
Чеченская Республика |
0,6 |
0,5 |
22 |
Чувашская Республика |
|
|
22.1 |
Канаш |
1,1 |
0,8 |
22.2 |
Новочебоксарск |
1,2 |
0,8 |
22.3 |
Чебоксары |
1,7 |
1 |
22.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
23 |
Алтайский край |
|
|
23.1 |
Барнаул |
1,7 |
1 |
23.2 |
Бийск |
1,2 |
0,8 |
23.3 |
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск |
1,1 |
0,8 |
23.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
24 |
Забайкальский край |
|
|
24.1 |
Краснокаменск |
0,6 |
0,5 |
24.2 |
Чита |
0,7 |
0,5 |
24.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
25 |
Камчатский край |
|
|
25.1 |
Петропавловск-Камчатский |
1,3 |
1 |
25.2 |
Прочие города и населенные пункты |
1 |
0,6 |
26 |
Краснодарский край |
|
|
26.1 |
Анапа, Геленджик |
1,3 |
0,8 |
26.2 |
Армавир, Сочи, Туапсе |
1,2 |
0,8 |
26.3 |
Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк |
1,1 |
0,8 |
26.4 |
Краснодар, Новороссийск |
1,8 |
1 |
26.5 |
Прочие города и населенные пункты |
1 |
0,8 |
27 |
Красноярский край |
|
|
27.1 |
Ачинск, Зеленогорск |
1,1 |
0,8 |
27.2 |
Железногорск, Норильск |
1,3 |
0,8 |
27.3 |
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово |
1 |
0,8 |
27.4 |
Красноярск |
1,8 |
1 |
27.5 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
28 |
Пермский край |
|
|
28.1 |
Березники, Краснокамск |
1,3 |
0,8 |
28.2 |
Лысьва, Чайковский |
1 |
0,8 |
28.3 |
Пермь |
2 |
1,2 |
28.4 |
Соликамск |
1,2 |
0,8 |
28.5 |
Прочие города и населенные пункты |
1,1 |
0,8 |
29 |
Приморский край |
|
|
29.1 |
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск |
1 |
0,8 |
29.2 |
Владивосток |
1,4 |
1 |
29.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
30 |
Ставропольский край |
|
|
30.1 |
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск |
1 |
0,8 |
30.2 |
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь |
1,2 |
0,8 |
30.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
31 |
Хабаровский край |
|
|
31.1 |
Амурск |
1 |
0,8 |
31.2 |
Комсомольск-на-Амуре |
1,3 |
0,8 |
31.3 |
Хабаровск |
1,7 |
1 |
31.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
32 |
Амурская область |
|
|
32.1 |
Белогорск, Свободный |
1,1 |
0,9 |
32.2 |
Благовещенск |
1,6 |
0,9 |
32.3 |
Прочие города и населенные пункты |
1 |
0,6 |
33 |
Архангельская область |
|
|
33.1 |
Архангельск |
1,8 |
1 |
33.2 |
Котлас |
1,6 |
1 |
33.3 |
Северодвинск |
1,7 |
1 |
33.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,85 |
0,5 |
34 |
Астраханская область |
|
|
34.1 |
Астрахань |
1,4 |
1 |
34.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
35 |
Белгородская область |
|
|
35.1 |
Белгород |
1,3 |
0,8 |
35.2 |
Губкин, Старый Оскол |
1 |
0,8 |
35.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
36 |
Брянская область |
|
|
36.1 |
Брянск |
1,5 |
1 |
36.2 |
Клинцы |
1 |
0,8 |
36.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
37 |
Владимирская область |
|
|
37.1 |
Владимир |
1,6 |
1 |
37.2 |
Гусь-Хрустальный |
1,1 |
0,8 |
37.3 |
Муром |
1,2 |
0,8 |
37.4 |
Прочие города и населенные пункты |
1 |
0,8 |
38 |
Волгоградская область |
|
|
38.1 |
Волгоград |
1,3 |
0,8 |
38.2 |
Волжский |
1,1 |
0,8 |
38.3 |
Камышин, Михайловка |
1 |
0,8 |
38.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
39 |
Вологодская область |
|
|
39.1 |
Вологда |
1,7 |
1 |
39.2 |
Череповец |
1,8 |
1 |
39.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
40 |
Воронежская область |
|
|
40.1 |
Борисоглебск, Лиски, Россошь |
1,1 |
0,9 |
40.2 |
Воронеж |
1,5 |
1,1 |
40.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,6 |
41 |
Ивановская область |
|
|
41.1 |
Иваново |
1,8 |
1 |
41.2 |
Кинешма |
1,1 |
0,8 |
41.3 |
Шуя |
1 |
0,8 |
41.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
42 |
Иркутская область |
|
|
42.1 |
Ангарск |
1,2 |
0,8 |
42.2 |
Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово |
1 |
0,8 |
42.3 |
Иркутск |
1,7 |
1 |
42.4 |
Усолье-Сибирское |
1,1 |
0,8 |
42.5 |
Шелехов |
1,3 |
0,8 |
42.6 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
43 |
Калининградская область |
|
|
43.1 |
Калининград |
1,1 |
0,8 |
43.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
44 |
Калужская область |
|
|
44.1 |
Калуга |
1,2 |
0,8 |
44.2 |
Обнинск |
1,3 |
0,8 |
44.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
45 |
Кемеровская область |
|
|
45.1 |
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга |
1,2 |
0,8 |
45.2 |
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск |
1,3 |
0,8 |
45.3 |
Кемерово |
1,9 |
1 |
45.4 |
Новокузнецк |
1,8 |
1 |
45.5 |
Прочие города и населенные пункты |
1,1 |
0,8 |
46 |
Кировская область |
|
|
46.1 |
Киров |
1,4 |
1 |
46.2 |
Кирово-Чепецк |
1,2 |
0,8 |
46.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
47 |
Костромская область |
|
|
47.1 |
Кострома |
1,3 |
0,8 |
47.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
48 |
Курганская область |
|
|
48.1 |
Курган |
1,4 |
0,8 |
48.2 |
Шадринск |
1,1 |
0,8 |
48.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
49 |
Курская область |
|
|
49.1 |
Железногорск |
1 |
0,8 |
49.2 |
Курск |
1,2 |
0,8 |
49.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
50 |
Ленинградская область |
1,3 |
0,8 |
51 |
Липецкая область |
|
|
51.1 |
Елец |
1 |
0,8 |
51.2 |
Липецк |
1,5 |
1 |
51.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
52 |
Магаданская область |
|
|
52.1 |
Магадан |
0,7 |
0,5 |
52.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
53 |
Московская область |
1,7 |
1 |
54 |
Мурманская область |
|
|
54.1 |
Апатиты, Мончегорск |
1,3 |
1 |
54.2 |
Мурманск |
2,1 |
1,2 |
54.3 |
Североморск |
1,6 |
1 |
54.4 |
Прочие города и населенные пункты |
1,2 |
1 |
55 |
Нижегородская область |
|
|
55.1 |
Арзамас, Выкса, Саров |
1,1 |
0,8 |
55.2 |
Балахна, Бор, Дзержинск |
1,3 |
0,8 |
55.3 |
Кстово |
1,2 |
0,8 |
55.4 |
Нижний Новгород |
1,8 |
1 |
55.5 |
Прочие города и населенные пункты |
1 |
0,8 |
56 |
Новгородская область |
|
|
56.1 |
Боровичи |
1 |
0,8 |
56.2 |
Великий Новгород |
1,3 |
0,8 |
56.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
57 |
Новосибирская область |
|
|
57.1 |
Бердск |
1,3 |
0,8 |
57.2 |
Искитим |
1,2 |
0,8 |
57.3 |
Куйбышев |
1 |
0,8 |
57.4 |
Новосибирск |
1,7 |
1 |
57.5 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
58 |
Омская область |
|
|
58.1 |
Омск |
1,6 |
1 |
58.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
59 |
Оренбургская область |
|
|
59.1 |
Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк |
1 |
0,8 |
59.2 |
Оренбург |
1,7 |
1 |
59.3 |
Орск |
1,1 |
0,8 |
59.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
60 |
Орловская область |
|
|
60.1 |
Ливны, Мценск |
1 |
0,8 |
60.2 |
Орел |
1,2 |
0,8 |
60.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
61 |
Пензенская область |
|
|
61.1 |
Заречный |
1,2 |
0,8 |
61.2 |
Кузнецк |
1 |
0,8 |
61.3 |
Пенза |
1,4 |
1 |
61.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
62 |
Псковская область |
|
|
62.1 |
Великие Луки |
1 |
0,8 |
62.2 |
Псков |
1,2 |
0,8 |
62.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
63 |
Ростовская область |
|
|
63.1 |
Азов |
1,2 |
0,8 |
63.2 |
Батайск |
1,3 |
0,8 |
63.3 |
Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог |
1 |
0,8 |
63.4 |
Ростов-на-Дону |
1,8 |
1 |
63.5 |
Шахты |
1,1 |
0,8 |
63.6 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
64 |
Рязанская область |
|
|
64.1 |
Рязань |
1,4 |
1 |
64.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
65 |
Самарская область |
|
|
65.1 |
Новокуйбышевск, Сызрань |
1,1 |
0,8 |
65.2 |
Самара |
1,6 |
1 |
65.3 |
Тольятти |
1,5 |
1 |
65.4 |
Чапаевск |
1,2 |
0,8 |
65.5 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
66 |
Саратовская область |
|
|
66.1 |
Балаково, Балашов, Вольск |
1 |
0,8 |
66.2 |
Саратов |
1,6 |
1 |
66.3 |
Энгельс |
1,2 |
0,8 |
66.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
67 |
Сахалинская область |
|
|
67.1 |
Южно-Сахалинск |
1,5 |
1 |
67.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
68 |
Свердловская область |
|
|
68.1 |
Асбест, Ревда |
1,1 |
0,8 |
68.2 |
Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск |
1,3 |
0,8 |
68.3 |
Верхняя Салда, Полевской |
1,2 |
0,8 |
68.4 |
Екатеринбург |
1,8 |
1 |
68.5 |
Прочие города и населенные пункты |
1 |
0,8 |
69 |
Смоленская область |
|
|
69.1 |
Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево |
1 |
0,8 |
69.2 |
Смоленск |
1,2 |
0,8 |
69.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,7 |
0,5 |
70 |
Тамбовская область |
|
|
70.1 |
Мичуринск |
1 |
0,8 |
70.2 |
Тамбов |
1,2 |
0,8 |
70.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
71 |
Тверская область |
|
|
71.1 |
Вышний Волочек, Кимры, Ржев |
1 |
0,8 |
71.2 |
Тверь |
1,5 |
1 |
71.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,8 |
0,5 |
72 |
Томская область |
|
|
72.1 |
Северск |
1,2 |
0,8 |
72.2 |
Томск |
1,6 |
1 |
72.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
73 |
Тульская область |
|
|
73.1 |
Алексин, Ефремов, Новомосковск |
1 |
0,8 |
73.2 |
Тула |
1,5 |
1 |
73.3 |
Узловая, Щекино |
1,2 |
0,8 |
73.4 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
74 |
Тюменская область |
|
|
74.1 |
Тобольск |
1,3 |
0,8 |
74.2 |
Тюмень |
2 |
1,2 |
74.3 |
Прочие города и населенные пункты |
1,1 |
0,8 |
75 |
Ульяновская область |
|
|
75.1 |
Димитровград |
1,2 |
0,9 |
75.2 |
Ульяновск |
1,5 |
1,1 |
75.3 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,6 |
76 |
Челябинская область |
|
|
76.1 |
Златоуст, Миасс |
1,4 |
0,8 |
76.2 |
Копейск |
1,6 |
1 |
76.3 |
Магнитогорск |
1,8 |
1 |
76.4 |
Сатка, Чебаркуль |
1,2 |
0,8 |
76.5 |
Челябинск |
2,1 |
1,3 |
76.6 |
Прочие города и населенные пункты |
1 |
0,8 |
77 |
Ярославская область |
|
|
77.1 |
Ярославль |
1,5 |
1 |
77.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,9 |
0,5 |
78 |
Москва |
2 |
1,2 |
79 |
Санкт-Петербург |
1,8 |
1 |
80 |
Севастополь |
0,6 |
0,6 |
81 |
Еврейская автономная область |
|
|
81.1 |
Биробиджан |
0,6 |
0,5 |
81.2 |
Прочие города и населенные пункты |
0,6 |
0,5 |
82 |
Ненецкий автономный округ |
0,8 |
0,5 |
83 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
|
|
83.1 |
Когалым |
1 |
0,8 |
83.2 |
Нефтеюганск, Нягань |
1,3 |
0,8 |
83.3 |
Сургут |
2 |
1,2 |
83.4 |
Нижневартовск |
1,8 |
1 |
83.5 |
Ханты-Мансийск |
1,5 |
1 |
83.6 |
Прочие города и населенные пункты |
1,1 |
0,8 |
84 |
Чукотский автономный округ |
0,6 |
0,5 |
85 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|
|
85.1 |
Новый Уренгой |
1 |
0,8 |
85.2 |
Ноябрьск |
1,7 |
1 |
85.3 |
Прочие города и населенные пункты |
1,1 |
0,8 |
86 |
Байконур |
0,6 |
0,5 |
Примечания:
1. Территория преимущественного использования транспортного средства определяется в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.
2. При обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, применяется коэффициент КТ в размере 1,7.
2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ).
N п/п |
Коэффициент КБМ на предыдущий год |
Коэффициент КБМ на текущий год в зависимости от количества осуществленных страховых возмещений |
||||
0 страховых возмещений |
1 страховое возмещение |
2 страховых возмещения |
3 страховых возмещения |
Более 3 страховых возмещений |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
3 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
4 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
5 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
6 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
7 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
8 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
9 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
10 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
11 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
12 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
13 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
14 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
15 |
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее - коэффициент КО).
N п/п |
Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
Коэффициент, применяемый в отношении транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
1 |
2 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
1,87 |
Коэффициент, применяемый в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц равен 1,8.
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (далее - коэффициент КВС).
Стаж, лет \ Возраст, лет |
0 |
1 |
2 |
3 - 4 |
5 - 6 |
7 - 9 |
10 - 14 |
более 14 |
16 - 21 |
1,87 |
1,87 |
1,87 |
1,66 |
1,66 |
|
|
|
22 - 24 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
|
|
25 - 29 |
1,77 |
1,69 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
|
30 - 34 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
0,96 |
0,96 |
Стаж, лет Возраст, лет |
0 |
1 |
2 |
3 - 4 |
5 - 6 |
7 - 9 |
10 - 14 |
более 14 |
35 - 39 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,99 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
40 - 49 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
старше 49 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
Примечание. При обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, применяется коэффициент КВС в следующем размере:
1,7 - для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям);
1 - для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании юридическим лицам.
5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "В", "BE")* (далее - коэффициент КМ).
------------------------------
* Категории транспортных средств установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
------------------------------
N п/п |
Мощность двигателя (лошадиных сил) |
Коэффициент |
1 |
2 |
3 |
1 |
До 50 включительно |
0,6 |
2 |
Свыше 50 до 70 включительно |
1 |
3 |
Свыше 70 до 100 включительно |
1,1 |
4 |
Свыше 100 до 120 включительно |
1,2 |
5 |
Свыше 120 до 150 включительно |
1,4 |
6 |
Свыше 150 |
1,6 |
Примечание. При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.
6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее - коэффициент КПр).
N п/п |
Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства |
Коэффициент |
1 |
2 |
3 |
1 |
Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам |
1,16 |
2 |
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски |
1,40 |
3 |
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски |
1,25 |
3 |
Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей |
1,24 |
4 |
Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств |
1 |
7. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от сезонного использования транспортного средства (далее - коэффициент КС).
N п/п |
Период использования транспортного средства |
Коэффициент |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 месяца |
0,5 |
2 |
4 месяца |
0,6 |
3 |
5 месяцев |
0,65 |
4 |
6 месяцев |
0,7 |
5 |
7 месяцев |
0,8 |
6 |
8 месяцев |
0,9 |
7 |
9 месяцев |
0,95 |
8 |
10 месяцев и более |
1 |
8. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (далее - коэффициент КП).
N п/п |
Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации |
Коэффициент |
1 |
2 |
3 |
1 |
От 5 до 15 дней |
0,2 |
2 |
От 16 дней до 1 месяца |
0,3 |
3 |
2 месяца |
0,4 |
4 |
3 месяца |
0,5 |
5 |
4 месяца |
0,6 |
6 |
5 месяцев |
0,65 |
7 |
6 месяцев |
0,7 |
8 |
7 месяцев |
0,8 |
9 |
8 месяцев |
0,9 |
10 |
9 месяцев |
0,95 |
11 |
10 месяцев и более |
1 |
9. Коэффициент, применяемый при наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - коэффициент КН).
Коэффициент КН равен 1,5.
Приложение 3
к Указанию Банка России
от "___" ________2018 года N _________
"О предельных размерах базовых ставок
страховых тарифов (их минимальных и
максимальных значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке их применения
страховщиками при определении страховой
премии по договору обязательного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
Требования к структуре страховых тарифов
N п/п |
|
(процентов) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Брутто-ставка (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) |
100 |
2 |
Нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых возмещений по договорам обязательного страхования) |
77 |
3 |
Резервы компенсационных выплат - всего в том числе: |
3 |
4 |
резерв гарантий |
2 |
5 |
резерв текущих компенсационных выплат |
1 |
6 |
Расходы на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
20 |
Приложение 4
к Указанию Банка России
от "___" ________2018 года N _________
"О предельных размерах базовых ставок
страховых тарифов (их минимальных и
максимальных значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке их применения
страховщиками при определении страховой
премии по договору обязательного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования
1. Размер базовой ставки страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к настоящему Указанию, и утверждается внутренним документом страховщика.
Об утвержденных размерах базовой ставки страхового тарифа страховщик в течение трех рабочих дней со дня их утверждения должен уведомить в письменном виде Банк России с приложением внутреннего документа об утверждении их размера и разместить информацию на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Для населенных пунктов, подчиненных администрации города (администрации района города), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), администрации которого они подчиняются.
3. При определении размера коэффициента КБМ используются сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - АИС ОСАГО).
При определении размера коэффициента КБМ учитывается количество осуществленных страховых возмещений, сведения о которых были зарегистрированы в течение предыдущего года в АИС ОСАГО.
Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
4. Коэффициент КБМ на текущий год владельца транспортного средства физического лица, водителя, в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен ему на предыдущий год, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного лица и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение предыдущего года после даты определения коэффициента КБМ в предыдущем году.
Коэффициент КБМ на текущий год владельца транспортного средства физического лица, водителя, в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования, устанавливается равный 1.
Коэффициент КБМ владельца транспортного средства физического лица, водителя, определенный на текущий год, является неизменным в течение всего года и применяется по всем договорам, заключенным в текущем году.
5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
6. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ равного 1.
7. Коэффициент КБМ на текущий год владельца транспортного средства юридического лица определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных на текущий год для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.
Коэффициент КБМ владельца транспортного средства юридического лица на текущий год определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой:
коэффициентов КБМ на текущий год по всем действующим договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо;
коэффициентов КБМ на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в предыдущем году в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на 1 января текущего года договоры обязательного страхования.
Коэффициент КБМ владельца транспортного средства юридического лица на текущий год определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен на предыдущий год, и количества страховых возмещений по данному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение предыдущего года после даты определения коэффициента КБМ в предыдущем году.
Коэффициент КБМ владельца транспортного средства юридического лица на конец действия договора обязательного страхования определяется на основании коэффициента КБМ, который был определен на предыдущий год и количества страховых возмещений по данному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение предыдущего года после даты определения коэффициента КБМ в предыдущем году.
Коэффициент КБМ на текущий год владельца транспортного средства юридического лица, в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования устанавливается равный 1.
При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо, и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования, указанному транспортному средству на текущий год устанавливается коэффициент КБМ юридического лица-собственника транспортного средства на текущий год с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.
Коэффициент КБМ владельца транспортного средства юридического лица, определенный на текущий год, является неизменным в течение всего года и применяется по всем договорам, заключенным в текущем году, в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.
8. Размер коэффициента КБМ подлежит перерасчету с даты установления несоответствия сведений о нем, содержащимся в АИС ОСАГО, фактическим сведениям.
9. Коэффициент КВС применяется для расчета страховой премии при заключении или внесении изменений в договор обязательного страхования, предусматривающий ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями.
10. Если в договоре обязательного страхования указано более одного допущенного к управлению транспортным средством лица, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
11. При определении стажа вождения используются данные водительского удостоверения о дате получения права управления транспортным средством соответствующей категории.
12. Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее - Т).
N п/п |
Категория транспортного средства* |
Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) |
Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
|
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства) |
|||||
1 |
Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси) |
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН |
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр |
|||
2 |
Транспортные средства категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей |
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КС x КН x КПр |
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН x КПр |
|||
|
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства |
|||||
3 |
Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси) |
Т = ТБ x КБМ x КВС x КО x КМ x КП |
Т = ТБ x КБМ x КО x КМ x КП x КПр |
|||
4 |
Транспортные средства категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей |
Т = ТБ x КБМ x КВС x КО x КП x КПр |
Т = ТБ x КБМ x КО x КП x КПр |
|||
|
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации |
|||||
5 |
Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси) |
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КП x КН |
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КП x КН x КПр |
|||
6 |
Транспортные средства категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей |
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КП x КН x КПр |
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КП x КН x КПр |
13. Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства и повторного технического осмотра транспортного средства, составляет до 20 дней включительно, и в этом случае применяется коэффициент КП - 0,2.
14. Коэффициент КН применяется страховщиками при заключении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" действий (бездействии), в случае нахождения транспортного средства, указанного в страховом полисе, у собственника, указанного в страховом полисе.
15. При определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования применяется ограничение, налагаемое на ее максимальный размер, который не может превышать 3-кратный размер базовой ставки страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициента КН его 5-кратный размер.
16. При определении размера страховой премии, дополнительно уплачиваемой либо подлежащей возврату в случае если в соответствии с Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204, 17 июня 2015 года N 37679, 29 декабря 2016 года N 45036, 28 апреля 2017 года N 46531, 15 ноября 2017 года N 48901, 05 марта 2018 года N 50253, 11 мая 2018 года N 51058 при изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия страховая премия подлежит изменению после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику, влияющих на степень страхового риска, ее величина рассчитывается как разность страховой премии, рассчитанной по действующим на момент ее дополнительной уплаты (возврата) страховым тарифам и первоначально уплаченной страховой премии по договору. Полученная разность должна быть скорректирована в размере ее доли, приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования, в течение которого действуют условия договора обязательного страхования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующим на момент уплаты дополнительной страховой премии (возврата части страховой премии).
Приложение 5
к Указанию Банка России
от "___" ________2018 года N _________
"О предельных размерах базовых ставок
страховых тарифов (их минимальных и
максимальных значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке их применения
страховщиками при определении страховой
премии по договору обязательного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования (коэффициент КБМ), и порядок его применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования на период до 1 января 2019 года
N п/п |
Класс на начало годового срока страхования |
Коэффици ент |
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования |
||||
0 страховых возмещений |
1 страховое возмещение |
2 страховых возмещения |
3 страховых возмещения |
Более 3 страховых возмещений |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
М |
2,45 |
0 |
М |
М |
М |
М |
2 |
0 |
2,3 |
1 |
М |
М |
М |
М |
3 |
1 |
1,55 |
2 |
М |
М |
М |
М |
4 |
2 |
1,4 |
3 |
1 |
М |
М |
М |
5 |
3 |
1 |
4 |
1 |
М |
М |
М |
6 |
4 |
0,95 |
5 |
2 |
1 |
М |
М |
7 |
5 |
0,9 |
6 |
3 |
1 |
М |
М |
8 |
6 |
0,85 |
7 |
4 |
2 |
М |
М |
9 |
7 |
0,8 |
8 |
4 |
2 |
М |
М |
10 |
8 |
0,75 |
9 |
5 |
2 |
М |
М |
11 |
9 |
0,7 |
10 |
5 |
2 |
1 |
М |
12 |
10 |
0,65 |
11 |
6 |
3 |
1 |
М |
13 |
11 |
0,6 |
12 |
6 |
3 |
1 |
М |
14 |
12 |
0,55 |
13 |
6 |
3 |
1 |
М |
15 |
13 |
0,5 |
13 |
7 |
3 |
1 |
М |
1. Коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год.
2. Для определения класса собственника транспортного средства (водителя), используются сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), содержащиеся в АИС ОСАГО.
3. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
4. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.
5. При представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.
6. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
7. Если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.
8. В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.
9. Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
Приложение 6
к Указанию Банка России
от "___" ________2018 года N _________
"О предельных размерах базовых ставок
страховых тарифов (их минимальных и
максимальных значений, выраженных в рублях),
коэффициентах страховых тарифов,
требованиях к структуре страховых
тарифов, а также порядке их применения
страховщиками при определении страховой
премии по договору обязательного
страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств"
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования (коэффициент КБМ), и порядок его применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года
N п/п |
Минимальный коэффициент КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 1 января 2019 года или прекратившим свое действие в 2018 году |
Коэффициент КБМ на 2019 год в зависимости от количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования |
||||
0 страховых возмещений |
1 страховое возмещение |
2 страховых возмещения |
3 страховых возмещений |
Более 3 страховых возмещений |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
3 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
4 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
5 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
6 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
7 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
8 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
9 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
10 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
11 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
12 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
13 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
14 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
15 |
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
1. Для водителя, в отношении которого в АИС ОСАГО содержится информация о договорах обязательного страхования, действующих на 1 января 2019 года или прекративших свое действие в 2018 году, коэффициент КБМ водителя определяется на основании минимального коэффициента КБМ водителя на начало действия всех таких договоров обязательного страхования и количества страховых возмещений, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение 2017 и 2018 годов по всем договорам обязательного страхования в результате управления транспортными средствами указанным водителем, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении данного минимального коэффициента КБМ указанного водителя.
2. Для водителя, в отношении которого в АИС ОСАГО содержится информация о договорах обязательного страхования, но отсутствует информация о договорах обязательного страхования, действующих на 1 января 2019 года или прекративших свое действие в 2018 году, устанавливается коэффициент КБМ равный 1.
3. При заключении договора обязательного страхования в отношении водителя, по которому в АИС ОСАГО отсутствует информация о договорах обязательного страхования, указанному водителю на 2019 год устанавливается коэффициент КБМ равный 1.
4. Коэффициент КБМ водителя, определенный на 2019 год, является неизменным в течение всего 2019 года, за исключением случаев регистрации в АИС ОСАГО ошибочных данных, и применяется по всем договорам, заключенным в 2019 году.
5. Определение на 2019 год коэффициента КБМ не является основанием для пересчета страховой премии по договорам обязательного страхования, заключенным до 1 января 2019 года.
6. По договору обязательного страхования в отношении транспортного средства, собственником которого является физическое лицо, и в котором указаны несколько лиц, допущенных к управлению транспортным средством, применяется максимальный из коэффициентов КБМ по каждому из водителей, допущенных к управлению транспортного средства по данному договору обязательного страхования.
7. По договору обязательного страхования в отношении транспортного средства, собственником которого является физическое лицо, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, применяется коэффициент КБМ равный 1.
8. Для юридического лица-собственника транспортного средства коэффициент КБМ на 2019 год определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных на 2019 год для каждого транспортного средства, собственником которого является данное юридическое лицо.
Коэффициент КБМ юридического лица-собственника транспортного средства на 2019 год определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой:
коэффициентов КБМ транспортных средств на 2019 год по всем действующим договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, собственником которых является указанное юридическое лицо;
коэффициентов КБМ транспортных средств на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в 2018 году в отношении транспортных средств, собственником которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на 1 января 2019 года договоры обязательного страхования.
9. Коэффициент КБМ транспортного средства, собственником которого является юридическое лицо, и в отношении которого содержится информация о договоре обязательного страхования, действующего на 1 января 2019 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ транспортного средства, который был определен на начало действия этого договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение 2017 и 2018 годов по данному транспортному средству, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ по данному транспортному средству.
10. Коэффициент КБМ транспортного средства на конец действия договора обязательного страхования, прекратившего свое действие (в том числе досрочно прекращенного) в 2018 году, определяется на основании коэффициента КБМ транспортного средства, который был определен на дату заключения указанного договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение 2017 и 2018 годов по данному транспортному средству, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ по данному транспортному средству.
11. При отсутствии в АИС ОСАГО сведений о юридическом лице-собственнике транспортного средства всем транспортным средствам, собственником которого является данное юридическое лицо, на 2019 год устанавливается коэффициент КБМ равный 1.
12. При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, собственником которого является юридическое лицо, и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствует информация о договорах обязательного страхования, указанному транспортному средству на 2019 год устанавливается коэффициент КБМ юридического лица-собственника транспортного средства на 2019 год с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.
13. Коэффициент КБМ юридического лица-собственника транспортного средства, определенный на 2019 год, является неизменным в течение всего года и применяется по всем договорам, заключенным в 2019 году, в отношении транспортных средств, собственником которых является указанное юридическое лицо.
Пояснительная записка
к проекту Указания Банка России "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Проект указания Банка России "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - проект указания) разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ).
Необходимость издания проекта указания вызвана сложившейся ситуацией на рынке обязательного страхования - высокая убыточность, проблемы правоприменения, доступность страховых услуг.
Проект указания разработан в целях актуализации страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов по обязательному страхованию, а также порядка их применения.
Круг лиц, на которых будет распространено действие проекта указания, не ограничен.
Планируемый срок вступления в силу проекта указания - по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых проектом указания установлены иные сроки вступления их в силу.
Предложения и замечания к проекту указания в рамках публичного обсуждения принимаются с 14.06.2018 по 20.06.2018.
Ответственное структурное подразделение - Департамент страхового рынка Банка России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк России представил проект указания о реформировании тарифов ОСАГО.
Предполагается расширить тарифный коридор базовых ставок. Нижняя граница коридора будет снижена на 20% для всех видов транспортных средств. Верхняя граница понизится на 10,9% для мотоциклов и мотороллеров, на 5,7% - для легковых автомобилей юрлиц, а для остальных категорий транспортных средств она будет повышена на 20%.
Планируется ввести более детальную градацию коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС). Будет предусмотрено 50 ступеней вместо нынешних 4. При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных - повышены (в пределах 4,5%).
Также проект предполагает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ). Планируется перейти на годовой порядок его расчета (в настоящее время КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО). Это позволит исключить случаи задвоения КБМ, обнуления страховой истории водителя при перерыве в вождении. Юрлицу будет присваиваться единый КБМ для всех машин в автопарке.
Кроме того, планируется увеличить коэффициент КО по договорам, не предусматривающим ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
Проект Указания Банка России "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Проект подписан
См. Указание Банка России от 4 декабря 2018 г. N 5000-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Текст проекта размещен на официальном сайте Банка России www.cbr.ru 14 июня 2018 г.