Письмо Федеральной службы судебных приставов от 9 июня 2018 г. N 00174/18/65375-ИС
В Федеральной службе судебных приставов рассмотрено обращение от 25.05.2018 N А-01/5-139 о правомерности привлечения территориальными органами Федеральной службы судебных приставов банков к административной ответственности по ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств, установлены Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ.
Правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, установленные Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ, распространяются на все субъекты данных правоотношений (в том числе на кредитные организации).
С января 2017 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2016 N 670 Федеральная служба судебных приставов реализует полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и, как следствие, полномочия по рассмотрению обращений граждан и применению мер административной юрисдикции.
При этом Федеральным законом от 03.07.2016 N 231-ФЗ полномочия по выявлению административных правонарушений и составлению протоколов в отношении виновных лиц по ст. 14.57 КоАП РФ предоставлены ФССП России не только в отношении лиц, включенных в государственный реестр, но и иных лиц, нарушающих требования законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Анализ поступающих в территориальные органы ФССП России обращений и судебной практики по применению ст. 14.57 КоАП РФ свидетельствует о нарушении норм Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ со стороны отдельных кредитных организаций (например, постановлениями Бердского городского суда Новосибирской области от 17.07.2017 по делу N 5-191/2017, Ленинского районного суда г. Костромы от 08.12.2017 по делу N 5-353/2017, заместителя председателя Московского городского суда от 20.04.2018 и в решении Московского городского суда от 24.08.2017 по делу N 7-12039, кредитные организации признаны субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ).
Однако отдельными судами (например, решениями Зареченского районного суда г. Тулы от 31.05.2017 по делу N 7-118, Центрального районного суда г. Челябинска от 13.06.2017 по делу N 5-96/2017, Измайловского районного суда г. Москвы от 16.10.2017 по делу N 5-1744/2017) производства в отношении кредитных организаций прекращены в связи с тем, что, по мнению данных судов, кредитные организации не являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
В настоящее время кассационные жалобы по аналогичным делам находятся на рассмотрении в Верховном Суде Российской Федерации, их рассмотрение должно привести судебную практику к единообразию.
Кроме того, по результатам рассмотрения кассационных жалоб в Верховном Суде Российской Федерации ФССП России будет проработан вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
Заместитель директора |
И.Г. Савенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
КоАП РФ предусмотрены санкции за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Даны разъяснения по вопросу привлечения к ответственности банков.
Анализ судебной практики показал, что в отдельных случаях банки признаются субъектами указанного правонарушения, а в ряде случаев - нет.
Отмечено, что кассационные жалобы находятся в Верховном Суде РФ. Их рассмотрение должно привести судебную практику к единообразию.
Кроме того, будет проработан вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 9 июня 2018 г. N 00174/18/65375-Ж
Текст письма официально опубликован не был