Обращаемся в связи с подготовкой ко второму чтению проекта федерального закона N 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - законопроект), имеющего целью повышение результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также снижение избыточного вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.
В Ассоциацию обратились банки - члены АРБ касательно формирования однозначного подхода в решении вопроса о процедуре ознакомления с актом проверки.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
На практике же банки сталкиваются с тем, что проверяющие органы несмотря на наличие полномочного представителя банка в месте проводимой проверки, игнорируя требование действующего законодательства о первоочередности вручения акта проверки под расписку об ознакомлении с ним, направляют акты заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Однако именно процедура ознакомления с актом проверки путем вызова представителя для составления акта проверки (и, возможно, выдачи предписания) на определенную дату дает возможность при непосредственном общении с проверяющими лицами достичь следующих результатов:
- проверяемым лицам привести свои аргументы по "нарушениям" и снять ошибочно сделанные замечания, в т. ч. избегая неправомерной выдачи предписаний, что также позволяет снизить нагрузку на судебную систему,
- исключить ситуацию направления проверяющими лицами актов проверки "задними числами",
- исключить неоправданное расходование бюджетных средств на оплату почтовых услуг, связанное с направлением проверяющими лицами актов проверки почтовыми отправлениями с уведомлениями о вручении.
Помимо этого, отсутствие закрепленной на законодательном уровне конкретизации процесса вручения актов проверки, а также спорность толкования части 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ порождает неопределенность в вопросе принятия проверяющими органами решения о направлении акта заказным письмом с уведомлением о вручении.
Данная проблема была рассмотрена в мае с. г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации на заседании рабочей группы по взаимодействию с Ассоциацией российских банков в вопросах соблюдения прав кредитных учреждений. По итогам обсуждения членами рабочей группы были сделаны выводы о необходимости детальной регламентации процедуры ознакомления с актом проверки на нормативном уровне.
В связи с тем, что разрешение данного вопроса представляется возможным через четкое урегулирование порядка вручения проверяющими лицами актов проверки проверяемым лицам, Ассоциацией были подготовлены предложения по внесению изменений в статью 59 законопроекта (прилагается).
На основании вышеизложенного просим рассмотреть и поддержать предлагаемые Ассоциацией изменения в статью 59 проекта федерального закона N 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Приложение на 4 (четырех) листах.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Таблица
поправок к проекту федерального закона N 332053-7
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(далее - Законопроект)
NN п/п |
Текст, к которому предлагается поправка |
Содержание поправки |
Новая редакция текста Законопроекта с предлагаемыми поправками |
Примечание (обоснование поправки) |
1. |
Статья 59
" 2. Акт проверки оформляется в срок, не превышающий трех рабочих дней (а в случае, если для его оформления необходимо получить заключения по результатам проведенных экспертиз, - в срок, не превышающий десяти рабочих дней) после даты окончания проверки, в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается гражданину, руководителю, должностному лицу или иному уполномоченному работнику организации или их представителям под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия указанных лиц, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, а также в случае проведения документарной (камеральной) проверки акт проверки направляется в соответствии с частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона. |
Статья 59 Часть 2
Первый абзац после слов "с копиями приложений вручается" дополнить словами "в месте нахождения соответствующего должностного лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля".
Дополнить вторым, третьим и четвертым абзацами следующего содержания: "В случае, если гражданин, руководитель, должностное лицо или иной уполномоченный работник организации или их представитель до окончания срока проведения проверки уведомит в письменной форме (на бумажном носителе или посредством электронного документа) проводящих проверку должностных лиц органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля о желании получить акт проверки на руки (под расписку об ознакомлении), проводящие проверку должностные лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления акта проверки, проинформировать соответствующего гражданина, руководителя, должностного лица или иного уполномоченного работника организации или их представителя о возможности вручения акта проверки в месте нахождения соответствующего должностного лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. В уведомлении гражданина, руководителя, должностного лица или иного уполномоченного работника организации или их представителя о получении акта проверки под расписку об ознакомлении должны быть указаны сведения о контактном номере телефона и (или) адресе электронной почты, посредством которых проводящими проверку должностными лицами органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля должно быть осуществлено информирование о возможности вручения экземпляра акта проверки. В случае, если гражданин, руководитель, должностное лицо или иной уполномоченный работник организации или их представитель не явился для получения акта проверки под расписку об ознакомлении в течение двух рабочих дней, следующих за днем его информирования о возможности вручения акта проверки, акт проверки направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа в соответствии с частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.". |
Статья 59
" 2. Акт проверки оформляется в срок, не превышающий трех рабочих дней (а в случае, если для его оформления необходимо получить заключения по результатам проведенных экспертиз, - в срок, не превышающий десяти рабочих дней) после даты окончания проверки, в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается в месте нахождения соответствующего должностного лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля гражданину, руководителю, должностному лицу или иному уполномоченному работнику организации или их представителям под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия указанных лиц, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, а также в случае проведения документарной (камеральной) проверки акт проверки направляется в соответствии с частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона. В случае, если гражданин, руководитель, должностное лицо или иной уполномоченный работник организации или их представитель до окончания срока проведения проверки уведомит в письменной форме (на бумажном носителе или посредством электронного документа) проводящих проверку должностных лиц органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля о желании получить акт проверки на руки (под расписку об ознакомлении), проводящие проверку должностные лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления акта проверки, проинформировать соответствующего гражданина, руководителя, должностного лица или иного уполномоченного работника организации или их представителя о возможности вручения акта проверки в месте нахождения соответствующего должностного лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. В уведомлении гражданина, руководителя, должностного лица или иного уполномоченного работника организации или их представителя о получении акта проверки под расписку об ознакомлении должны быть указаны сведения о контактном номере телефона и (или) адресе электронной почты, посредством которых проводящими проверку должностными лицами органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля должно быть осуществлено информирование о возможности вручения экземпляра акта проверки. В случае, если гражданин, руководитель, должностное лицо или иной уполномоченный работник организации или их представитель не явился для получения акта проверки под расписку об ознакомлении в течение двух рабочих дней, следующих за днем его информирования о возможности вручения акта проверки, акт проверки направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа в соответствии с частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона. |
Статья 59
Данные поправки предлагаются с целью детальной регламентации процедуры ознакомления с актами проверки. Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. На практике же проверяемые лица сталкиваются с тем, что проверяющие органы, несмотря на наличие полномочного представителя проверяемого лица в месте проводимой проверки, игнорируя требование действующего законодательства о первоочередности вручения акта проверки под расписку об ознакомлении с ним, направляют акты заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Однако процедура ознакомления с актом проверки путем вызова представителя для составления акта проверки (и, возможно, выдачи предписания) на определенную дату дает возможность при непосредственном общении с проверяющими лицами достичь следующих результатов: - проверяемым лицам привести свои аргументы по "нарушениям" и снять ошибочно сделанные замечания, в т. ч. избегая неправомерной выдачи предписаний, что также позволяет снизить нагрузку на судебную систему; - исключить ситуацию направления проверяющими лицами актов проверки "задними числами"; - исключить неоправданное несение бюджетных расходов на оплату почтовых услуг, связанное с направлением проверяющими лицами актов проверки почтовыми отправлениями с уведомлениями о вручении. Помимо этого, отсутствие закрепленной на законодательном уровне конкретизации процесса вручения актов проверки, а также спорность толкования части 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ порождает неопределенность в вопросе принятия проверяющими органами решения о направлении акта заказным письмом с уведомлением о вручении. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 15 июня 2018 г. N А-01/5-154 "О необходимости урегулирования на нормативном уровне процедуры ознакомления с актом проверки"
Текст письма официально опубликован не был